Обращает на себя внимание, как представляется, допущенная ошибка в формулировании дискуссионного вопроса, точнее второй его части – «готова ли система разрешить суда над собой?». Корректность этой формулировки критична, если исходить из доктринальной уголовно-правовой оценки коррупционного преступления, субъектом которого является физическое лицо, обладающее статусом должностного. Совершенный акт коррупционного преступления, это деяние конкретного физического лица, но не системы или органа власти в котором он исполнял должностные обязанности, ставшие предметом подкупа-продажности. В этой связи, вторая часть вопроса имеет факультативный эмоциональный расчет на аргументацию ответа «да» либо «нет».
Принимая эти суждения во внимание, а точнее сказать, исключая их, для соблюдения чистоты и объективности экспертных оценок важно сосредоточиться на главной части вопроса «о коррупционных делах в суде присяжных». Для краткости позволю остановиться на двух аспектах, имеющих криминологическое значение.
Первый. История становления присяжного судопроизводства в России во второй половине XIX века, насыщена множеством примеров, которые в современных категориях можно было бы квалифицировать как воспрепятствование осуществлению правосудия, вершимого присяжными. Случаи подкупа, шантажа, ограничений в передвижении, давления на заседателей, привлеченных к исполнению обязанностей, были не редкость. В изученных мной архивных документах встречалось описание экзотических сценариев склонения к коррупции присяжных. В этой связи вопрос введения присяжного судопроизводства по коррупционным делам должен вестись в разрезе множества обеспечительных мер в отношении участия заседателей: начиная от их отбора до обеспечения действенной защиты в режиме, который предоставляется иным участникам уголовного процесса – (свидетелям, потерпевшим). В этом есть объективная логика, учитывая, что граждане, принимающие участие в присяжном судопроизводстве, наряду с государством и обществом являются носителями прав и интересов, которые были нарушены в результате коррупционного преступления.
Второй. Представляется важным взвешенно подойти к определению тех составов преступлений, которые предлагается рассматривать в суде присяжных. Если ограничиться деяниями (кстати, имеющим спорные позиции в части ст. 159 УК РФ) предлагаемыми автором дискуссии, а именно, предусмотренными статьями 286, 290 УК РФ, возникает не просто риск упрощения смысла обсуждаемых инициатив, выраженном в сведении коррупции в конвенционном смысле к пассивным формам, но и укрепления стереотипа? выраженного в формуле «коррупция = чиновник», который способен культивировать экстремизм по отношению к социально-профессиональной группе, представленной государственными и муниципальными служащими. В этой связи, предлагается дополнить в обсуждение предлагаемых новелл ст. 291 УК РФ, а также и иные коррупционные преступления, уголовные дела о которых имеют категорию как публичного, так и частно-публичного обвинения.
14.09.2016
Виктор Астанин
Источник:
http://www.zakonia.ru/