Владимир Арсентьевич Рубанов – научный руководитель Центра интеллектуальных и информационных технологий (ИНТЕК).
Роль государственного чиновника в идеале однозначна и проста: в его деятельности не должно быть места для произвола. Поэтому, если политики принимают законы, а чиновники исполняют их как положено, то нет причин метать молнии в сторону таких госслужащих.
То есть первое условие мирных отношений между бюрократами и обычными гражданами: принимаемые законы и нормы не должны оставлять щели для возможности субъективных толкований чиновником того или иного положения законодательства.
Что касается цифровых технологий, которыми я занимаюсь, то можно создать некие элементы программного кода, и тогда уже система будет выполнять часть работы чиновника. Но это будет возможно при соблюдении первого условия, которое я привел выше. Если принятый закон или норма не имеют изъянов, позволяющих произвольные толкования, тогда часть работы клерка легко запрограммировать.
Сегодня в цифровой экономике появились агентства, которые уже практически занимаются философией информационных технологий. Одно из них называется Gartner. Его аналитики делают прогнозы, оценивают состояния компаний и строят на этом анализе рейтинги. Так вот они уже применяют другое определение экономики, связанной с высокими технологиями. Это «алгоритмическая экономика». Или по-другому – «программированная экономика».
В реальности же появились такие программы, которые трудно обмануть. Но не потому, что они такие уж сложные, а потому, что легко контролируемы всеми, а значит, обман может не пройти.
А еще есть такой термин, как «блокчейн» – это цепочка блоков транзакций, выстроенная по определенным правилам из формируемых блоков транзакций. Название всплыло в связи с появлением криптовалюты «Биткоин». Дело в том, что при такой технологии все операции (транзакции) записываются. Причем так, что их нельзя ни уничтожить, ни подтереть, ни внедрить туда свою цепочку и т.д. На этой технологии построены и программы «умные контракты» и «умные направления», «умная собственность».
То есть многие процедуры, которые обычно проводятся юристами, нотариусами, адвокатами, теперь все больше переводятся на программные коды. И все это можно легко контролировать. Так, на реальные примеры работы программы «умная собственность» легко взглянуть любому заинтересованному лицу и увидеть там все необходимые договоры, кадастры, цены и т.п.
Получается так, что для честных людей – это нормальная презентация того, что делается. Для мошенников такая наглядность – опасность быть разоблаченными.
Должен добавить, что эти направления в технологиях скоро могут отменить банковскую деятельность как возможность «торговать деньгами». Люди будут сами себе банкирами.
Простой пример. Я заключаю с кем-то контракт. Для сделки я должен показать свою платежеспособность. Система позволяет это сделать без запросов в обычный банк, выписок со счета и пр.
Что касается цифровой экономики и призывов как можно скорее к ней переходить, то должен сказать следующее: для такого перехода нужна самая малость – отладить аналоговую экономику. Грубо говоря, цифровую экономику из бардака построить невозможно. Кроме такого наведения порядка для цифровой экономики необходимо свое законодательство, свои институты, причем такие, каких еще не было. И третье, что требуется, – это высокий профессионализм участников процесса, включая бюрократию. А также грамотность населения, которое должно научиться работать с цифрой уже не на уровне мобильного телефона.
Что касается бюрократии, то она должна как минимум не тормозить эти процессы. А население должно не лениться в постижении основ цифровой экономики.
В последнее время появился еще один интересный термин. Это «экономика понятий».
Вся тонкость работы в такой экономике заключается в умении описать то или иное понятие с исключительной точностью и четкостью. Если мысль изначально выражена неправильно, то ничего хорошего не получится.
Пример тому не из виртуальной реальности, из Охотного Ряда. Это неутомимая деятельность нашей Госдумы по штампованию законов. Такой конвейер не просто изумляет, он вреден. Потому, что все недоработки того или иного закона оборачиваются неверными толкованиями в применении. Потом, когда признается несовершенство документа, «непонимаемый» закон идет на доработку и т.д.
А вот в IT-технологиях есть методы «управления нормативно-справочной информацией». И здесь тоже свои проблемы. Когда в ряде компаний, перед тем как вводить информацию в систему, специалисты провели аналитическую экспертизу этих данных, то 95% приготовленного к вводу материала были забракованы. По самым разным причинам, которые порождают сами люди своей некомпетентностью, неряшливостью, самонадеянностью и пр.
А требуется всего лишь желание и способность четко сформулировать задачу, определить цель, обозначить ресурсы. Но большинство заказчиков пребывает в мечтательной уверенности, что программисты им все сделают сами.
Такие иллюзии только отодвигают внедрение новейших технологий туда, где честные чиновники испытывают большое напряжение в работе. А нечестные радуются, что еще остается возможность для старых методов конвертации несовершенства законов и норм в свою личную выгоду.