3 октября 1246 года за отказ поклониться языческим идолам злодейски убиты в Орде ханом Батыем князь Черниговский Михаил Всеволодович и его сподвижник боярин Фёдор. Останки Михаила и Фёдора, причисленных православной церковью к лику святых, хранятся в Архангельском соборе Московского Кремля.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества
3 октября 1909 года в Петербурге в меблированных комнатах на Лештуковом переулке найдено обезображенное мёртвое тело. Части трупа, по которым можно было опознать убитого, отсутствовали: вырезаны щёки и губы, содрана кожа на лбу, отрезаны пальцы… Голова, отделённая от туловища, была обнаружена в печке: её пытались, видимо, сжечь, но неудачно. При убитом имелись документы на имя инженера Андрея Гилевича. Вызванный из Москвы Константин Гилевич опознал брата по родимому пятну на плече.
Полицейские, расследовавшие дело, выяснили, что жизнь Андрея Гилевича была застрахована в Москве в страховом обществе «Нью-Йорк» на внушительную сумму – 250 тысяч рублей. Тут же стало известно, что Константин Гилевич немедленно по возвращении из Петербурга предъявил компании полис на причитающуюся ему, как родственнику умершего, страховую премию. Но не дремали и сыщики. Они довольно скоро установили (по форме черепа и слепку с зубов), что убитый – совсем не Гилевич, а некто Павел Прилуцкий, студент, нанятый инженером Гилевичем в секретари за несколько дней до трагического происшествия. Когда раскрылись эти подробности, начальник сыскной полиции Филиппов распорядился арестовать Константина и объявить о розыске его «убиенного» брата. Спустя месяц инженера Гилевича выследили и арестовали в Париже. Сделать это было непросто, так как скрывавшийся от полиции авантюрист успел основательно запутать следы, обзаведясь фальшивыми документами и до неузнаваемости изменив свою внешность с помощью грима и парика.
Конец Андрея Гилевича описан в мемуарах бывшего начальника московской полиции Кошко: «Арестованный пытался было уверить французскую полицию, что русские власти преследуют его как преступника политического, но словам его, конечно, не придали значения. Видя, что игра проиграна, Гилевич во всём признался. В комиссариате, принеся повинную, он попросил разрешения ещё раз тщательно помыться, ввиду недавней гримировки. Ему разрешили, и в сопровождении полицейского он отправился в уборную, захватив из своего чемоданчика полотенце и мыло. В уборной он незаметно сунул в рот отколотый кусочек мыла и, набрав в руки воды, быстро запил его. Не успел полицейский его отдёрнуть, как Гилевич уже пал мёртвым. Оказалось, в мыле он хранил цианистый калий, который и проглотил в критическую минуту» (А. Кошко. Очерки уголовного мира царской России).
Остаётся добавить, что брат Гилевича Константин, будучи арестован, повесился в тюрьме, а другой его брат Василий позднее был осуждён за участие в вымогательстве денег.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества
3 октября 1993 года начались вооружённые столкновения в Москве, спровоцированные политической борьбой руководителей Верховного Совета и Президента.
В течение 1993 года в России обострилось противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной (в лице президента РФ и его аппарата) и законодательной – в лице руководства Верховного Совета РФ. В основе развернувшегося соперничества лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного периода.
В марте 1993 года на VIII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Борис Ельцин в ответ подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась.
Конституционный Суд признал эти действия Ельцина противоречащими сразу девяти статьям Основного закона. Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от обращения, а съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 года.
Референдум поддержал курс президента, и Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного закона, в основу которого была положена идея президентской республики.
Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной властью достигло осенью 1993 года. 21 сентября Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти и на 11-12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную Думу.
Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий президента, и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой.
Сторонники Верховного Совета организовали демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино.
3 октября 1993 года указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома.
К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и другие) были арестованы. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России.
12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции, где Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.