17 мая 1606 года в Кремле, в дверях собственной резиденции, выстрелом в грудь убит император Дмитрий Иоаннович (как он себя именовал), вошедший в историю как Лжедмитрий I. Обезображенный боярами-заговорщиками труп Лжедмитрия был выставлен на всеобщее обозрение на Лобном месте, затем разрезан на куски и сожжён. Пепел смешали с порохом, всыпали в пушку и выстрелили на запад – в направлении Польши, откуда явился в Москву самозванец.
Пришедший к власти в результате дворцового переворота новый царь Василий Шуйский объявил вслед за Годуновым, что под личиной Дмитрия Иоанновича скрывался ставленник иезуитов «еретик» Гришка Отрепьев, беглый монах-расстрига из Чудова монастыря. Однако окончательно это доказано не было. Народ продолжал верить, что «царь Дмитрий» был истинным сыном Ивана Грозного, спасшимся от покушения на его жизнь в 1591 году, а тот факт, что лицо убитого заговорщиками было закрыто маской, спровоцировал слухи о вторичном «спасении» теперь уже законного государя, вследствие чего в России появилось ещё несколько самозванцев.
17 мая 1924 года на реке Лейне, в районе заводи на окраине Ганновера, всплыл человеческий череп. В течение двух недель на том же месте были найдены ещё 4 черепа. Экспертиза установила, что они были отделены от туловища каким-то острым орудием, и все пять принадлежали мужчинам в возрасте не старше 20 лет. Эти обстоятельства навели уголовный розыск на мысль, что налицо убийство и что убийцу следует искать в гомосексуальных кругах. По подозрению был арестован некий Фритц Хаарман, 45-летний гомосексуалист, промышлявший, по некоторым сведениям, сутенёрством, ростовщичеством и скупкой краденого. При обыске в доме Хаармана было обнаружено несколько расчленённых тел. Под тяжестью неопровержимых улик задержанному ничего не оставалось, как сознаться в совершённых им преступлениях.
Со дна реки в указанном Хаарманом месте была поднята груда костей, принадлежавших, по заключению специалистов, 24 убитым.
Исчерпывается ли этим список жертв ганноверского маньяка? Вероятно, нет.
Преступник так и не смог вспомнить, скольких людей он подверг мучительным пыткам, приведшим к смерти. «Я не хотел никого убивать, – твердил на допросах Хаарман. – Мы занимались любовью, от сильного возбуждения я терял сознание, а утром просыпался и находил рядом труп с перекушенным горлом». Беззаботным смехом сопровождал Хаарман свои рассказы о том, как затем скальпировал и разрезал на куски трупы жертв. Информация о том, что мясо убитых Хаарман добавлял в колбасные изделия и сосиски, которыми торговал на «чёрном рынке», повергла жителей Ганновера в шок. Судебные медики и психиатры усмотрели в действиях маньяка симптомы вампиризма. Несмотря на серьёзные сомнения в душевной вменяемости подсудимого, Хаармана признали виновным в убийствах и приговорили 24 раза к смертной казни.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества