17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Крупнейшая промышленная техногенная катастрофа. В результате аварии погибло 75 человек. Работа станции была приостановлена. В результате проведённого расследования Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.
На момент аварии станция несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9 (гидроагрегат № 6 находился в ремонте). В 8:13 местного времени произошло внезапное разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок в районе гидроагрегата № 2 и увидел выброс мощного столба воды. Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело в том числе и к обесточиванию самой станции. На момент аварии из руководства станции на своих местах находились главный инженер ГЭС А. Н. Митрофанов, исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС М. И. Чиглинцев, начальник службы мониторинга оборудования А. В. Матвиенко, начальник службы надёжности и техники безопасности Н. В. Чуричков. Главный инженер после аварии прибыл на центральный пункт управления и отдал распоряжение находившемуся там начальнику смены станции М. Г. Нефёдову о закрытии затворов. Чиглинцев, Матвиенко и Чуричков после аварии покинули территорию станции.
В связи с потерей энергоснабжения закрыть затворы можно было только вручную, для чего персоналу необходимо было проникнуть в специальное помещение на гребне плотины. Около 8:30 восемь человек оперативного персонала добрались до помещения затворов, после чего связались по сотовому телефону с начальником смены станции М. Г. Нефёдовым, который дал указание опустить затворы. Взломав железную дверь, работники станции А. В. Катайцев, Р. Гафиулин, Е. В. Кондратцев, И. М. Багаутдинов, П. А. Майоршин, А. Ивашкин, А. А. Чесноков и Н. Н. Третьяков в течение часа вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал[1]. Закрытие водоводов привело к необходимости открытия затворов водосливной плотины с целью обеспечения санитарного пропуска в нижнем бьефе СШГЭС. К 11:32 было организовано питание козлового крана гребня плотины от передвижного дизель-генератора, в 11:50 началась операция по подъёму затворов. К 13:07 все 11 затворов водосливной плотины были открыты, начался пропуск воды вхолостую.
Дело по ч. 3 статьи УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц и причинение крупного ущерба) было направлено в Саяногорский городской суд. Обвиняемыми являлись: директор филиала ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего» Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также работники Службы мониторинга оборудования Саяно-Шушенской ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач.
24 декабря 2014 года Саяногорский городской суд вынес приговор обвиняемым. Все семеро были признаны виновными. Николай Неволько и Андрей Митрофанов были приговорены к лишению свободы в колонии общего режима на шесть лет, Евгений Шерварли осуждён на 5,5 года, Геннадий Никитенко — на пять лет и девять месяцев. Александр Матвиенко и Александр Клюкач приговорены к 4,5 годам лишения свободы условно, Владимир Белобородов амнистирован[42]. 26 мая 2015 года Верховный Суд Хакасии амнистировал Матвиенко и Клюкача в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
На момент аварии в машинном зале станции находилось 116 человек, в том числе один человек на крыше зала, 52 человека на полу зала (отметка 327 м) и 63 человека во внутренних помещениях ниже уровня пола зала (на отметках 315 и 320 м). Из них сотрудниками станции были 15 человек, остальные являлись работниками различных подрядных организаций, осуществлявших ремонтные работы (большая часть из них — сотрудники ОАО «Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт»). Всего на территории станции (в том числе вне зоны, затронутой аварией) находилось около 300 человек. В результате аварии погибло 75 человек, пострадало 13 человек. Тело последнего погибшего было найдено 23 сентября.
Союз криминалистов и криминологов
17 августа 1896 года началась вспышка «золотой лихорадки» на Клондайке. Первое золото в местечке Реббит-Крик нашел индеец Джим Скукум, хотя долгое время это открытие приписывали его партнеру, европейцу Джорджу Кармаку, поскольку именно он юридически зарегистрировал эту находку. Когда счастливцы добрались до ближайшего города Форти Майл на реке Юкон и сообщили радостную весть, город опустел в считанные часы – практически все его обитатели ринулись искать свою «золотую» удачу. «Золотая лихорадка» привела на запад не только золотоискателей, но и купцов, фермеров и других, и тем самым способствовала строительству почтовых трактов и железных дорог, развитию техники, привлечению инвестиций и развитию экономики в целом. Calend.ru
Значительно число преступлений и правонарушений сопровождало эту «Золотую лихорадку». Клондайк – стало нарицательным именем для обозначения удачи и легкой добычи денег.
По материалам Википедии.
17 августа 1792 года в Париже неизвестными преступниками разграблена сокровищница короля Франции Людовика XVI. Среди похищенных ценностей – знаменитый бриллиант «Санси» (53,5 карат), которым в разное время владели султан Индии Ранджандра, португальский король Альфонс, министр финансов Франции маркиз де Санси, кардинал Мазарини, английские короли Джеймс I и Яков II… Позднее, при Наполеоне I, сокровища были найдены и возвращены в казну – все, кроме «Санси». Император, большой любитель драгоценностей, смириться с этим никак не мог. Узнав, что в Вене продаётся бриллиант, похожий по описанию на разыскиваемый, Наполеон отправил в Австрию опытного шпиона по кличке Блейвейс.
Шпион отличался знанием всех европейских языков и умением перевоплощаться в любой образ. Из Парижа он выехал, переодевшись элегантной французской кокоткой.
Однако миссия императорского посланника не увенчалась успехом: продаваемый в Вене бриллиант весил всего 50 карат и имел коричневый оттенок – это был явно другой камень. Настоящий же «Санси» обнаружился лишь спустя четверть века, в 1830 году.
Русский промышленник и предприниматель Николай Демидов, владевший уральскими медеплавильными заводами и имевший деловые связи в Европе, приобрёл драгоценный камень за 500 тысяч франков у одного парижского маклера. Сведения о конфиденциальной сделке каким-то образом просочились в прессу – разразился скандал. Французское правительство возбудило против Демидова иск по обвинению в незаконном присвоении и хранении бриллианта, являющегося национальным достоянием Франции. Человек, продавший Демидову злосчастный камень, оказался доверенным лицом герцогини Беррийской, представительницы древнего французского рода, некогда приближённого к королевскому двору (см. 13 февраля 1820 г.).
Герцогиня заявила на суде, что, действительно, непродолжительное время владела, а затем продала бриллиант «Санси», который достался ей по наследству от бабушки, сорок лет назад получившей камень в подарок от Людовика XVI. Этой истории никто не поверил (поговаривали, что свидетельство герцогини обошлось Демидову в 150 тысяч франков), но дело в конце концов было закрыто, и «Санси» остался в России.
О дальнейшей судьбе бриллианта известно следующее. В 1889 году «Санси» каким-то образом попал к историку Люсьену Фалайзу. Через три года бриллиант купил для своей жены лорд Уильям Астор, а в 1919-м камень перешёл к его невестке леди Астор. Семейство Астор владело «Санси» до 1978 года, после чего камень был продан Банку Франции за 1 миллион долларов. С тех пор и по сей день им могут любоваться посетители Лувра.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
17 августа 1944 года Эрнст Тельман, арестованный гестапо в 1933 году, казнён в концлагере Бухенвальд. Чтобы не оставлять следов после расстрела, эсэсовцы сожгли тело узника вместе с одеждой в печи крематория. Через три недели они объявили, что Тельман погиб во время воздушного налёта, когда на концлагерь попали фугасные бомбы. Это сообщение было немедленно опровергнуто англичанами: в указанный день (28 августа) вблизи Бухенвальда не было ни одного самолёта союзников.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
17 августа 1987 года в берлинской тюрьме Шпандау в возрасте 93 лет скончался один из главных нацистских преступников, заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс. Узник № 7 покончил жизнь самоубийством, повесившись на электрическом шнуре. Сын Гесса Вольф-Рюдигер заявил, что не верит в самоубийство: по его версии, отца умертвили насильственно, так как англичане опасались разоблачений, с которыми мог выступить выпущенный на свободу Гесс – он якобы располагал сведениями о тайных контактах британского королевского дома с Гитлером во время войны.
Вокруг обстоятельств гибели последнего узника Шпандау много неясного.
Обнаружившие бездыханного Гесса тюремный надзиратель, двое американских военнослужащих (чьи имена так и остались неизвестными) и санитар попытались вернуть самоубийцу к жизни с помощью искусственного дыхания. Однако чемоданчик «первой помощи» санитара оказался взломанным, а кислородный баллон – пустым. У приехавшего английского врача инструментарий тоже почему-то был в нерабочем состоянии. Когда тело Гесса привезли в госпиталь, военные куда-то исчезли, а санитару посоветовали держать язык за зубами.
Гесс-младший полагает, что неизвестные в американской форме были переодетыми сотрудниками британских спецслужб. Один из них, помогая санитару, делал массаж сердца Гессу с такой силой, что сломал несколько рёбер и грудину – факт, подтверждённый судебно-медицинской экспертизой. Провести обследование места происшествия криминалистам не удалось: через несколько часов после смерти заключённого беседка в тюремном саду, где произошло самоубийство, была по распоряжению британского коменданта сожжена, а вскоре исчез и электрошнур, на котором Гесс будто бы пытался повеситься.
В связи с загадочной смертью узника № 7 высказывались самые разные предположения. Согласно одной из версий, в тюрьме Шпандау сидел не Гесс, а… его двойник! По свидетельству английского врача Хью Томаса, при медицинском осмотре в 1973 году на теле заключённого не было обнаружено шрама, хотя известно, что у Гесса во время Первой мировой войны было прострелено левое лёгкое. Известно также, что Гесс был вегетарианцем, узник же употреблял в пищу и мясные продукты. Жене Гесса не разрешали видеться с мужем – возможно, опасаясь разоблачения. Сторонники версии о «подставном узнике» утверждают, что настоящий Гесс был в мае 1941 года сбит англичанами над Северным морем и Генрих Гиммлер, участвовавший в заговоре, вынужден был отправить в Великобританию его двойника.
Серьёзного расследования самоубийства Гесса в 1987 году проведено не было.
Чтобы разобраться в этом деле, историкам, возможно, придётся ждать ещё 10 лет – тайные архивы, связанные с прилётом Гесса на Британские острова, будут рассекречены лишь в 2017 году.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
Nota Bene. До сих пор документы не рассекречены. Родные Гесса уверены, что он был убит американскими охранниками, якобы, потому что собирался дать интервью журналистам.
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
17 августа 1896 года в Лондоне автомобиль, управляемый Артуром Эдселлом, сбил Бриджит Дрисколл, 44-летнюю (по другим данным, 45-летнюю) мать двоих детей. Это был первый в мире случай наезда на пешехода автотранспортом, повлекший за собой летальный исход.
По словам свидетелей, автомобиль ехал с «огромной скоростью». Водитель Артур Эдселл, служащий Англо-французской автомобильной компании, которая демонстрировала публике свою новинку, должен был ехать со скоростью четыре мили в час, но вдвое превысил её — очевидно, чтобы произвести впечатление на юную леди, которую взялся прокатить. Согласно свидетелям, во время инцидента он с ней оживлённо беседовал. Водительский опыт Эдселла насчитывал три недели. Недостаток опыта, отвлекающие факторы, превышение скорости — всё это главные причины автокатастроф и по сей день.
После шестичасового разбирательства первого в истории ДТП со смертельным исходом суд присяжных постановил, что это была «случайная смерть», и против Эдселла и компании уголовное дело возбуждать не стали. На разбирательстве коронер заявил: «Такое никогда больше не должно случиться».
Миссис Дрисколл вышла на дорогу, не обратив внимания на ограждение и вывески, объявлявшие о движении транспортных средств с мотором. Увидев несущуюся на неё повозку без лошади, она попыталась защититься от неё зонтиком, но тщетно. Судья вынес исторический вердикт: «Миссис Дрисколл стала жертвой собственной неосторожности».
По материалам Википедии
История криминальных событий. 17 августа
This entry was posted in 1. Новости. Bookmark the permalink.