16 июня 1945 года в автокатастрофев Берлине в районе Friedrichsfelde на перекрёстке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) погиб первый комендант Берлина генерал Николай Эрастович Берзарин. Во время войны командовал 27, 34, 39 и 5-й ударной армиями. За 54 дня пока он был комендантом Берлина Берзарин создал городскую полицию, организовал заказы для снабжения населения продуктами питания и товарами. Организовал первый послевоенный магистрат, непосредственно занимался культурной жизнью в городе. Наиболее известное его нововведение – раздача бесплатного молока в школах. Это практика оказалась настолько популярной, что потом была введена едва ли не по всей Европе, включая Великобританию (отменила раздачу молока Маргарет Тетчер).
По поводу самой автокатастрофы существует несколько взаимоисключающих версий. Согласно официальной точке зрения генерал Берзарин передвигался из-за сильных разрушений и завалов в городе на двухколесном американском мотоцикле «Harley». В день гибели он пересел на немецкий мотоцикл с коляской ZündappKS 750. Причем солдата, который должен был управлять мотоциклом, он пересадил в коляску и сел за руль сам. На перекрёстке Берзарин решил проскочить между двумя грузовиками, но не справился с управлением и врезался в Studebaker US6 со стройматериалами. Генерал и солдат в коляске погибли на месте. Эта версия гибели Берзарина была доложена Сталину. При этом немецкий историк Петер Ян утверждает, что при вскрытии в крови у Берзарина были обнаружены следы алкоголя. В состоянии опьянения находился и водитель грузовика, который, впрочем, в любом случае не был виноват в аварии. Кстати, тогда не существовало официального запрета на управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Вопрос заключался только в степени опьянения и в том, в состоянии ли водитель управлять автомобилем. Каждый раз это решал начальник колонны.
Петер Ян говорит о другой версии, согласно которой генерал Берзарин просто не справился с управлением мотоцикла и на полном врезался передним колесом в высокий каменный бордюр, после чего мотоциклист перевернулся и находящиеся в нем Берзарин и солдат погибли в результате полученных множественных травм.
Фритца Ковиршке, шофер крупного берлинского полуподпольного предпринимателя Ф. Ашингера, с которым Берзарин организовывал поставки продовольствия в город, говорит, что генерал Берзарин разбился вовсе не на мотоцикле, а на спортивном автомобиле «Horch» с номерными знаками IA-7001. Впрочем, Ковиршке эту информацию слышал, якобы, от своего хозяина Ашингера.
Иван Серов, который в то время был заместителем Главноначальствующего СВАГ, в книге «Записки из чемодана» (М.: Абрис, 2017), пишет, что «Берзарин на большой скорости врезался головой в впереди идущий «Студебеккер» и умер».
В западной исторической литературе говорится, что к гибели генерала Берзарина причастны бойцы «Вервольфа», которые в то время ещё оставались в Берлине.
Первый комендант Берлина генерал Николай Эрастович Берзарин за время своего короткого управления поверженной столицы нацистской Германии оставил самые тёплые воспоминания прежде всего у немцев. Он пресекал любые попытки мщения со стороны солдат Красной Армии, пресек мародерство, организовал борьбу с преступностью и наладил продовольственное снабжение разрушенного города.
По материалам интернет-ресурсов
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
16 июня 1994 года Верховный суд штата Невада удовлетворил жалобу плотника Алэна Вилсона на решение одного из нижестоящих судов, отказавшего ему в иске к государству на астрономическую сумму – 657 триллионов долларов. Истец заявил, что эта сумма (с учётом 24 % годовых) причитается ему как владельцу одной из непогашенных облигаций госзайма достоинством в 1 тысячу долларов, выпущенных властями вновь образованного штата в феврале 1865 года. Выяснилось, что Вилсон перекупил облигацию в 1992 году у некой дамы, которая, в свою очередь, унаследовала её от покойного мужа. Председатель суда Боб Роуз заявил, что требование плотника, будучи удовлетворено, погубит банковскую систему Невады: указанной суммы достаточно для того, чтобы расплатиться с национальным долгом США, «и ещё много останется». Несмотря на столь мрачные прогнозы, суд постановил отменить предыдущее решение и направить дело на рассмотрение по существу в один из окружных судов штата. Повторное рассмотрение ничего не принесло: иск, естественно, был отклонён. Однако и это определение впоследствии было обжаловано в вышестоящей инстанции. Разбирательство по иску Алэна Вилсона до сих пор продолжается: его стопроцентно выигрышное с точки зрения формального права, но практически безнадёжное дело перекочёвывает из одной судебной инстанции в другую.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.