14 декабря 1720 года, спасаясь от разорённых и разъярённых вкладчиков и бросив в Париже жену, дочь и брата, из французской столицы тайно бежал в Брюссель Джон Ло, английский авантюрист-экономист, сумевший поставить под свой контроль все финансы Франции.
До этого Ло, шотландский эмигрант, покинувший родину под страхом суда за убийство на дуэли, смог возвыситься до постов министра финансов Франции, директора Госбанка и главы гигантской колониальной «Компании обеих Индий». Всего этого он достиг благодаря своей идее, которая состояла в том, что для оздоровления финансов и преодоления экономического застоя государству нужны банкноты особого, лучше всего государственного, банка. Реализовать свой проект на практике Ло предлагал Шотландии, Англии, Савойскому герцогству и Генуэзской республике, но востребован он оказался только во Франции. Новому королю Людовику XV в то время было всего шесть лет, королевская казна пустовала, а государством управлял легкомысленный и ленивый регент – принц Филипп Орлеанский. Ему понравился проект Ло, и в мае 1716 года авантюрист получил патент на открытие акционерного банка с правом выпуска ассигнаций, которые свободно разменивались на золотые монеты.
В первое время система Ло и в самом деле успешно работала. В декабре 1718 года банк Джона Ло был преобразован в Королевский банк Франции и стал, по сути, центральным банком страны. Однако по мере увеличения бумажной денежной массы курс ассигнаций падал, выраженные в них цены росли, а желающих обменять бумажки на звонкую монету становилось все больше. Золотой и серебряный запас банка быстро иссяк. В августе он был объявлен банкротом, а в ноябре были аннулированы его банкноты. Финансовая система страны, которую Ло превратил в своеобразную «акционерную пирамиду», рухнула, обогатив лишь нескольких ловкачей и поставив Париж перед угрозой масштабного бунта.
По материалам Википедии
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
14 декабря 1833 года было совершено жестокое нападение на Каспара Хаузера.
Короткая жизнь этого человека покрыта завесой тайны. Он появился из ниоткуда 26 мая 1828 года. В тот день посреди городской площади Нюрнберга был замечен неизвестный юноша, примерно семнадцати лет, выглядящий ошеломлённым и потерянным. Кроме своего имени – Каспар Хаузер, он мог произнести ещё лишь одну фразу: «Вайе нихт» – «не знаю». При нём было два письма, написанные с разницей в 16 лет. В одном из них содержалась просьба передать его командиру местного кавалерийского эскадрона с объяснением: «Я бедная девушка. Я не могу позаботиться о нём». Другое письмо было как будто от рабочего, который временно приютил мальчика. При этом почерк, бумага и чернила на обоих письмах, написанных якобы в разное время и разными людьми подозрительно похожи.
Каспар Хаузер был незнаком с предметами повседневной жизни, объяснялся в основном жестами и обрывками слов. Когда ему предложили мяса и пива, молодой человек с гримасой отвращения выплюнул и то, и другое, однако жадно съел кусок чёрного хлеба, запив его стаканом воды. Юношу приютил учёный Георг Фридрих Даумер. В его семье юноша научился читать и писать, однако о своей прежней жизни по-прежнему не мог рассказать ничего, кроме того, что его держали в тёмном погребе.
Постепенно вскрылись интересные особенности: юноша отличался сверхчувствительностью: он буквально заболевал от запаха кофе, пива или мяса. Если в комнате был стакан вина, Каспар делался пьяным. Он мог читать в темноте и был настолько чувствителен к магнитному полю, что ему достаточно было дотронуться до магнита, чтобы определить, с какой стороны северный полюс и где южный.
Каспар Хаузер скоро стал знаменитостью, его посещали известные люди, например лорд Стэнхоуп из Англии, племянник премьер-министра Уильяма Питта-младшего. Распространились слухи, что Каспар Хаузер был незаконным сыном кого-то из членов германской королевской семьи.
Жизнь юноши вроде начала налаживаться, но 7 октября 1829 года на него было совершено нападение — его нашли в погребе дома Даумера с кровоточащей раной на голове, нанесённой неизвестным.
Из соображений безопасности раненого Каспара переправили в соседний городок Ансбах, однако там он вновь подвергся нападению неизвестного или неизвестных. Убийца ударами ножа пробил ему печень и легкое. Через три дня несчастный умер. Его последними словами были: «Это сделал не я».
Материал дается в сокращении
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
14 декабря 1988 года в Стокгольме арестован 42-летний наркоман Кристер Петерссон, которому было предъявлено обвинение в убийстве в 1986 году премьер-министра Швеции Улофа Пальме. Обвинение строилось на показаниях ряда свидетелей и опознании «убийцы» вдовой премьера Лисбет Пальме.
Петерссона осудили на пожизненное заключение, однако спустя несколько месяцев суд высшей инстанции отменил приговор, сочтя мотивы убийства невыясненными, а «технические доказательства» вины недостаточными. Полиция Стокгольма, уже успевшая отрапортовать о раскрытии преступления, была настолько обескуражена «провалом» дела, что многим служащим департамента потребовалась психиатрическая помощь. Кристер Петерссон получил 50 тысяч долларов от властей в качестве компенсации за одиннадцать месяцев заключения.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.