1 сентября 1973 года совершен террористический акт в Мавзолее на Красной площади в Москве. Преступление было совершено жителем города Горловки Донецкой области Н.Н. Саврасовым, 1939 года рождения. Саврасов, спрятав под одеждой изготовленное самодельное взрывное устройство, смешался с многочисленным потоком детей, которые по традиции пришли 1 сентября на Красную площадь в честь начала Нового учебного года. Охрана сработала плохо, и Н.Н. Саврасов был принят за школьного учителя. Поравнявшись с саркофагом, где покоится тело В.И. Ленина, террорист взорвал бомбу. Как было установлено в ходе расследования, основная сила взрыва пришлась на саркофаг, но тот, укрытый под бронированное стекло после предыдущего покушения, которое было устроено в сентябре 1967 года жителем Каунаса Крысановым.
В результате взрыва погибли Н.Н. Саврасов и следовавшая за ним супружеская пара из Астрахани. Тяжелые ранения получили четверо детей школьного возраста, а солдат Кремлевского полка, охранявших саркофаг, отбросило взрывной волной. От террориста на месте взрыва удалось найти только руку и фрагмент головы. Обрывки документов, найденных на останках террориста, свидетельствовали, что это был ранее осуждённый на 10 лет лишения свободы мужчина.
На место преступления прибыли председатель КГБ Ю.В. Андропов, его заместитель Г. Цинев, комендант Кремля С. Шорников.
Основной версией следствия стала версия о маньяке, решившем увековечить себя совершением террористического акта в Мавзолее.
По материалам Википедии
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
1 сентября 1983 года в небе над Сахалином советскими ВВС сбит южнокорейский «Боинг-747» (КАЛ-007) с 269 пассажирами на борту, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сеул. По невыясненным причинам (неисправность в навигационной системе? ошибка пилота? разведывательный полёт?) авиалайнер отклонился от намеченного маршрута и, пересекши «буферную зону» над Беринговым морем, залетел в воздушное пространство СССР. На предупредительные сигналы советской стороны корейские пилоты не реагировали, и судьба «Боинга» и людей, находившихся на его борту, была решена. Документы, которые могли бы пролить свет на эту катастрофу, до сих пор хранятся в архивах спецслужб России и США.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
1 сентября 2004 года в Беслане в Северной Осетии произошел захват заложников в школе № 1 города. Школьники и учителя были захвачены во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. На третий день около 13:05 в школьном спортзале произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и силами Центра специального назначения ФСБ (ЦСН ФСБ) был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в период с 1 по 2 сентября). Единственный взятый живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению. В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести. По состоянию на 2016 год, следствие по делу о теракте, начатое Генеральной прокуратурой 1 сентября 2004 года, оставалось открытым. Расследование обстоятельств теракта проводили несколько независимых друг от друга комиссий, экспертных групп и общественных организаций, однако многие обстоятельства, включая реальное количество террористов, возможный побег многих из них, действия правительства во время переговоров и штурма здания, а также причины ограниченного и противоречивого освещения в СМИ, оспариваются до сих пор. Некоторые комментаторы придерживаются радикального мнения, что гибель заложников была вызвана операцией по их освобождению.
Теракт в Беслане стал заключительным в череде террористических атак, совершённых в России в 2004 году, после чего политическое руководство страны осуществило ряд серьёзных реформ в законодательстве. В частности, были отменены выборы губернаторов и созданы Общественная палата, Национальный антитеррористический комитет и «Комиссия по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО».
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
1 сентября 1985 года в Атлантическом океане обнаружены обломки лайнера «Титаник» «Титаник». Спустя 73 года после одной из крупнейших морских катастроф, совместная американо-французская экспедиция обнаружила место залегания «Титаника» в 325 милях западнее канадского острова Ньюфаундленд, в северной части Атлантического океана на глубине 3750 метров. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков «Титаника». У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.
Крупнейшая морская катастрофа 20 века произошла 15 апреля 1912 года в Атлантике, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США). Во время своего первого рейса крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось более 2200 человек. На воду удалось спустить 15 шлюпок и 2 плота. Погибли, по разным данным, от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700.
«Титаник» – британский пароход компании «Уайт Стар Лайн» поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя – высоте трехэтажного дома, что якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар» обещала пассажирам полную безопасность, называя корабль, не иначе как, «непотопляемый».
В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд, которой во время катастрофы было 5 лет, спаслась с матерью и братом в шлюпке. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии. Последняя из пассажиров – Милвина Дин, которой на момент гибели лайнера было 2,5 месяца – скончалась 31 мая 2009 года.
Катастрофа «Титаника» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов. О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков.