4 октября 1689 года по указу юных царей-сопровителей Петра I и Ивана V на костре сожжены Кульман и Нордеман. Немецкий писатель и поэт Квиринус Кульман был безобидным, но больным человеком. После болезни у него начались видения, что за ним неотступно следуют два ангела и открывают ему истину. Кульман начал разрабатывать утопические планы по объединению иудаизма, ислама и христианства в единую религию, объявлять себя «Сыном Сына Божьего» и проповедовать собственное мистическое учение о скором крушении «Вавилона» и наступлении «иезуэлитского царства», в котором люди будут жить, «как до грехопадения Адама». За эти проповеди его неоднократно подвергали арестам в Германии, Нидерландах и Англии. Но убедившись в безобидности Квиринуса, неизменно отпускали. И тут Кульман, на свою беду решил отправиться со своими проповедями в Россию. Пешком он пересек половину европейского континента и в апреле 1689 года дошел до Москвы. Поначалу там у немецкого мистика дела складывались неплохо. Его тепло приняли в Немецкой слободе, а богатый купец Конрад Нордеман изъявил желание стать его спонсором. Опасаясь растущего влияния Кульмана главный пастор московской немецкой общины Мейнеке написал на него жалобу патриарху Иокаму, обвиняя Квиринуса в ереси и неуважении к царской власти. Кульман и Нордеман были доставлены в Посольский приказ, где подвергнуты пыткам. Но от своих взглядов они не отказались. И тогда по указу юных царей-соправителей Петра I и Ивана V они были 4 октября 1689 года сожжены в срубе на Красной площади. В огонь вместе с ними были отправлены и письменные труды Кульмана, которые он с собой привез — религиозные письма, любовные сонеты и проект «иезуэлитского царства».
По материалам Интернет-ресурсов
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич