Ведомственное событие в ГУ МВД подтолкнуло уголовный розыск Петербурга посмотреть на статистику убийств по найму. Оказалось, что изменения вносят сегодняшние правовые реалии. При конфликтах все больше становятся эффективными юрист и правоохранительные связи. Поэтому «заказной» отдел, сформированный 1 апреля 1999 года, превратился в «резонансный», а еще ему поручили ловить самых мерзких. Заодно «Фонтанка» узнала, что за все боестолкновения с противником эти парни застрелили одного душегуба. Но и Литейный, 4, проспорил дому №13 только одну бутылку серьезного коньяка.
1 апреля 2017 года исполнилось 18 лет со дня основания в Управлении уголовного розыска ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти так называемого «заказного» отдела. Понятно, что теперь он в полицейских сводках числится как 2-й отдел оперативно-разыскной части № 1. А несколько лет назад их переименовали в «резонансный». Но сейчас мы уже не очень хорошо помним время его создания – 1 апреля 1999 года.
Тогда же только закончилась резня между бандитскими сообществами, а выжившие авторитеты, превратившиеся в глав мощных бизнес-кланов, занялись уже точечной ликвидацией конкурентов и прочих, мешающих их делу. Так что в начале нулевых оперативники нового отдела только успевали выезжать на трупы. И поднимая информацию, подсчитывали убийства десятками. Только бесконечное дело «братских» и их лидера Маковоза или петербургского Диллинджера по прозвищу Мирон можно изобразить в виде обширной территории на кладбище.
Если журналист вынужден описывать эти тенденции в общих чертах, то, по информации «Фонтанки», ведомственный праздник этого отдела подтолкнул руководство Управления уголовного розыска еще раз взглянуть на статистику, как пишут в отчетах, убийств по найму.
По данным «Фонтанки», к 2007 – 2008 году их стало заметно меньше. Это примерно десяток в год. Но по-прежнему за подавляющим большинством из них стояли гангстеры. То есть для организованной преступности ликвидация оппонента продолжала быть рентабельной.
Затем произошла принципиальная перемена методов работы. Ведь заказное убийство тогда – это просто решение финансовой проблемы: убили – забрали актив. Но постепенно это стало невыгодно, так как бизнес начал защищаться все усложняющимися юридическими конструкциями вокруг собственности. И незаметно для широкой общественности, господин «ТТ» стал малоэффективен. То есть риск за счет работы «заказников» возрастал, а выхлоп минимизировался. Поэтому с тех времен оргпреступность встает на рельсы рейдерства. А тут нужны не патроны, а связи в экономических структурах силовиков да в арбитражных судах.
Так начиная с 2013 года картина полностью поменялась. Во-первых, заказных убийств становится по пять-шесть в год. Во-вторых, и это самое важное, – образ заказчика совсем иной. Новые фигуранты практически не имеют отношения к профессиональной преступности. Это амбициозные бизнесмены или вообще дамы, терзаемые злыми пульсами.
Прошедший же год дал очередное снижение вектора. Сегодня, как «Фонтанке» смело ответили в Управлении розыска, «в среднем это четыре убийства по найму в год». А их смыслы подтверждаются хотя бы двумя выбранными нами примерами: покушение на бывшего подчиненного, в котором сегодня обвиняется первый эксперт по морской нефти Волошин, и похождения узбекского миллионера, что прибыл в наш город с целью расправиться с новым супругом своей бывшей жены.
Что не отменяет, правда, расстрела транспортных омоновцев на Муринской дороге и дикого расстрела подполковника УФСИН Чернова. Любопытно, что, исходя из отсутствия малейших улик при нападении на сотрудников ОМОН, знакомые подразделению сотрудники Госбезопасности поспорили на хороший коньяк. Мол, этот вес «заказники» не подымут. Результат: контрразведчикам пришлось идти в винный магазин.
Другое дело, что помимо убийств заодно раскрывается и еще под тридцать преступлений. Кроме этого пару лет назад им еще подкинули тему педофилов. Так в отделе появилось третье отделение, возглавляемое Алексеем Родиным, человеком, который в прямом смысле этого слова живет ими. То ли он их на нюх чувствует, то ли такую личную неприязнь испытывает, что кушать не может, но минимум раз в месяц по педофилу в тюрьму отправляет.
Что касается руководителей этого отдела, то на сегодня ими заправляет полковник полиции Александр Самусенко. Самым же известным среди обывателей наверняка является один из бывших руководителей «заказников», Максим Езупов, кто под псевдонимом Есаулов написал детективы к известному сериалу «Ментовские войны».
Самым же влиятельным сотрудником «заказного» остается ныне заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУ МВД полковник полиции Олег Колесников, служивший там с 2000-го по 2013 год.
Всего же сегодня их два десятка, а их кабинеты – в отдельном трехэтажном небольшом здании № 13 на проспекте Косыгина.
И еще… За всю историю эти оперативники сами ликвидировали только одного человека. Это случилось ровно три года назад, когда их коллега на лестничной площадке внезапно наткнулся на вооруженного налетчика, подозреваемого в убийстве девушки.
Если честно, то любой профи обречен на раздвоение сознания. Конечно, оперативники желают наконец видеть год с нулевым «заказом». Но им все меньше хватает драйва охотника. Вот они и скучают по настоящим хищникам.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»