Ещё раз об итогах приватизации в России

Наследство СССР рассовали по оффшорам
И ныне Россия впереди планеты всей по имущественному неравенству граждан
ЕВГЕНИЙ ЧЕРНЫХ

Гайдар и Чубайс – архитекторы российского квазикапитализма.

К юбилею Октября международный коллектив экспертов во главе с Томасом Пикетти опубликовал доклад «От Советов к олигархам. Неравенство и бедность в России. 1905-2016 гг.» Пикетти — автор бестселлера «Капитал в XXI веке», прозванный Карлом Марксом нового столетия. Профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики, признанный специалист по изучению неравенства доходов. В подготовке доклада участвовало Бюро экономических исследований, тесно связанное с британским разведывательным сообществом. Так что все серьезно.

По мнению авторов доклада, драматический провал идей советского коммунизма привел к крайнему неравенству в России, прямому разграблению природных ресурсов страны и выводу капиталов за рубеж. «Объем офшорного капитала россиян превышает примерно в три раза уровень валютных резервов страны. К 2015 г. объем активов, выведенных в офшоры, составил около 75% от национального дохода страны…То есть за рубежом — в Великобритании, Швейцарии, Кипре и других подобных офшорных центрах — содержится столько же финансов богатых россиян, сколько все население России держит внутри своей страны». Запомним же эту фразу!

Пикетти — автор бестселлера «Капитал в XXI веке», прозванный Карлом Марксом нового столетия Фото: EAST NEWS
Пикетти — автор бестселлера «Капитал в XXI веке», прозванный Карлом Марксом нового столетия

ДВА РУССКИХ МИРА – ДВА КЕФИРА

Сто лет назад в России начался невиданный эксперимент по равенству граждан, ставший маяком для мировой прогрессивной общественности. Сейчас же наша страна, наоборот, уверенно держит первенство по имущественному неравенству.

— По данным Global Wealth Report, на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов в России, — говорит аналитик Елена ЛАРИНА, автор книги «Умножающие скорбь. Как выжить в эпоху войны элит.» — Для сравнения: в следующей за Россией среди крупных стран по этому показателю Индии 1% владеет лишь 49% всего личного богатства. В мире этот показатель равен 46%, в Африке — 44, США — 37, в Китае и Европе – 32, в Японии — 17%.

— Круто!

— Стоит прямо сказать, эта статистика отчасти – оценочная. Это – не точные данные по курсу акций, которые известны посекундно. Однако практически все исследователи неравенства в мире солидарны с тем, что Россия вместе с Китаем, Индией и Бразилией входит в число стран с наибольшим накопленным имущественным неравенством. Россия лидирует в мире и по доле самых состоятельных 5% населения (на их счету — 82,5% всего личного богатства страны), и самых состоятельных 10% (87,6%.)

Еще один рекорд — российские миллиардеры (а их всего лишь 96!) владеют 30% всех личных активов российских граждан. В среднем по миру миллиардеры выглядят скромнее — у них лишь 2% всех личных активов. Короче, в России этот показатель в 15 раз выше среднемирового.

— Вот уж действительно, впереди в планеты всей!

— Вполне вероятно, уровень фактического имущественного неравенства в России еще выше, чем это отражено в докладах международных финансовых институтов. Причина — в огромных потоках незаконного вывоза капитала. За 1992-2016 гг. из России украдено как минимум $1,7 трлн в виде незаконных финансовых потоков. Всего же из РФ вывезено за 25 лет сырья примерно на 5 трлн. долларов. Значительная часть — с использованием трансфертного ценообразования.

— Поясните.

— При трансфертном ценообразовании формально вывоз продукции осуществляется законно. Однако российский резидент, как правило, добытчик, либо изготовитель продукции первичного передела, продает товар не напрямую конечному потребителю, а своему же офшору с минимальной прибылью. А вот офшор продает продукцию крупным торговым компаниям и конечным потребителям по сложившейся рыночной цене, оставляя у владельцев офшора львиную часть прибыли. Именно за эту схему сел в свое время Ходорковский и не сели все другие олигархи, включая хорошо известных нам персонажей.

— Которые и сегодня на слуху.

— По данным консалтинговой компании Knight Frank, число мультимиллионеров, имеющих активы в сумме от 30 млн. долларов, centa-миллионеров (от 100 млн. долл.) и миллиардеров в России в каждой категории выросло с 2004 по 2014 гг. в 3,5 раза, а по прогнозу до 2024 года их число увеличится еще в полтора раза. Даже в кризисном 2014 году в России наблюдался рост продаж предметов роскоши и машин премиум-класса. Именно россияне наряду с саудовскими аристократами являются владельцами самых больших и дорогих в мире яхт, российские топ-менеджеры – одни из главных потребителей в сегменте частных самолетов.

А вот другая сторона российской медали. По данным исследования Global Burden of Disease Study — 2015, оценивающего здоровье жителей планеты, Россия оказалась на 119 месте. Особенно плохие показатели по уровню алкоголизма, суицидов, распространению ВИЧ, гепатита и туберкулеза, числу курильщиков, смертности от насильственных преступлений, химических отравлений и неинфекционных заболеваний. В рейтинге комфортности жизни пожилых людей The Global Age Watch Index Россия находится на 79 месте из 91, с крайне низкими показателями по размеру пенсий, состоянию здоровья и качеству социальной среды (доступность транспорта, физическая безопасность, социальные связи).

Что касается оценок бедности в России, то они отличаются друг от друга. Есть официальные данные Росстата, согласно которым в 2016 г. доход ниже прожиточного минимума имели 22,7 млн. человек (15,7% от общего числа жителей страны). При этом размер прожиточного минимума многие эксперты считают заниженным. Согласно принятому в данный момент согласованному определению относительной бедности ОЭСР и Евростата, к числу бедных относятся те, кто имеет доход ниже 60% медианного дохода в стране. В 2015 г. медианный доход в России составлял 22,7 тыс. руб. Если применить норматив ОЭСР и ЕС, то по этим критериям бедных у нас оказывается около 25% населения.

Елена Ларина давно следит за войнами мировых элит.
РАСПРОДАЖА РОДИНЫ

— И это дикое расслоение общества произошло буквально на наших глазах, Елена Сергеевна! Почему?

— В конце 1991 года группа граждан, самозванно объявившая себя элитой, при равнодушном попустительстве народа, как тати в ночи спустили в Кремле флаг СССР и завершили суицидальный процесс, потрясший страну и мир. С тех пор четверть века Россия регулярно удивляет себя и планету. Наша действительность, как и предвидел шеф жандармов пушкинской поры Бенкендорф, превзошла самые смелые ожидания.

— А если без публицистики? Как удалось нашей элите так сказочно обогатиться в короткие сроки?

— Язык не поворачивается назвать высший слой российского общества элитой.

— Как же тогда?

— На помощь приходит Рана Фоохар – автор одной из наиболее читаемых в нынешней Америке книг «Makers and Takers: The Rise of Finance and the Fall of American Business». Наиболее точный по смыслу перевод – «Созидатели и отниматели: подъем финансов и упадок американского бизнеса».

— В самую точку! Эти пресловутые отниматели прикарманили все, что было создано за прошлые десятилетия всем советским народом.

— Будем использовать более политкорректный перевод – «Производители и получатели». Верхнее российское сословие, в своей подавляющей массе – получатели. Успешно утилизировавшие после развала СССР все, что осталось нам от великой России.

История бенефициаров утилизации (получателей) делится на три ярко выраженных периода. Первый начался еще в последние годы существования СССР с выходом законов и постановлений о ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю, создании совместных предприятий (СП), переходе к конвертируемости рубля, разрешении посредническим кооперативам заниматься внешнеэкономической деятельностью и т.п. Первая волна бенефициаров – «продавцы Родины». В их число вошли представители советской оргпреступностии, первые кооператоры, работники внешнеторговых объединений, сотрудники спецслужб и т.п.

До сих пор отсутствует сколько-нибудь достоверная оценка объема массовых хищений, в основном в виде внешнеэкономической деятельности. Именно эти ресурсы стали базой российского квазикапитализма по Гайдару и Чубайсу. Некоторое представление о содеянном могут дать следующие цифры. В начале 80-х гг. мировые цены на сталь находились на уровне 300-400 долларов за тонну, в середине 80-х поднялись до 500-600 долларов, а затем стали ощутимо падать. На многие виды редкоземельных металлов цены за 1987-1995 упали в два и более раза. Масштабы вывоза советских нефтепродуктов в Западную Европу не только по кооперативным, но и военным каналам были таковы, что, например, в ФРГ цены на бензин дешевых марок упали в 1988-1993 г. на 30%, а топочного мазута – почти на 40%. В эти же годы заметно снизились экспортные цены на цемент, поставляемый прежде всего на Ближний Восток, в Китай, страны Персидского залива, и минеральные удобрения.

РЕЙДЕРЫ В ЗАКОНЕ

— С середины 90-х гг. главным источником утилизационных, а по сути, воровских доходов стала уже не продажа по демпинговым ценам ресурсов на экспорт, а приватизация советских активов, — продолжает рассказ аналитик Елена Ларина.

— В народе ее метко окрестили «прихватизацией».

— Не будет преувеличением назвать бенефициаров приватизации, многие из которых до сих пор входят в состав верхнего сословия, рейдерами в законе. Достаточно странное впечатление производит, например, сегодня М.Ходорковский, рассказывающий, как они собственным умом и руками подняли из руин нефтепромыслы и превратили их в компанию мирового класса «Юкос».

— В 80-е я работал собкором «Комсомолки» в Томске. Вся страна тогда осваивала месторождения на севере области, строила буровые, прокладывала нефтепроводы. Это была Всесоюзная ударная комсомольская стройка! А потом «Томскнефть» упала в руки Ходорковского.

— Не менее поразительны его высказывания, что никакой семибанкирщины не было, а крупный бизнес был вынужден делать то, что хотел Б.Н.Ельцин. Понятно, что в 90-е гг. процесс передачи крупной собственности был планомерным, и случайных людей среди мультимиллионеров и миллиардеров не было и нет. При этом в основе приватизации лежало беспрецедентное ограбление страны и народа.

Власти оценили ваучер в два престижных советских автомобиля «Волга». А скупали эти бумажки за две бутылки водки
Власти оценили ваучер в два престижных советских автомобиля «Волга». А скупали эти бумажки за две бутылки водки
— Опять скатываетесь в публицистику¸Елена Сергеевна. Ограбление…

Обращусь к давней статье Сергея Чернышева «Особенности национальной приватизации»:

Чернышев — абсолютно респектабельный, я бы сказала, мейнстримный профессионал, философ, профессор ВШЭ, разработавший первоначальную концепцию Сколково и Международного финансового центра в Москве. Ныне – член Экспертного совета при Правительстве России.

«Недвусмысленный звонок прозвенел по ходу великой комбинации с ваучерами. Новые менеджеры Государства российского сыграли в бесплатное IPO, раздав населению титулы собственников всего национального богатства в форме приватизационных чеков. Впиаривая согражданам приватизацию, они верховными устами озвучили ожидания, шта-а ваучер будет стоить две «Волги». Грубо говоря — десять штук «зелеными». А рынок цинично оценил его в 27 долларов. Никто не тормознул аукционы в ожидании, покуда рынок одумается и отслюнит за приватизационный чек толстую стопку гринов. На одну чашу весов сложили основные материальные активы страны, на другую — ваучерную массу, скупленную у населения за указанный бесценок. А куда денешься? Считается, считать рынок умеет. Индустриальные гиганты сбыли по цене ларьков. Тем самым по факту было признано: из общенародного достояния безвестно сгинули 1 триллион 496 миллиардов долларов. Щепки делят — лес горит. Где-то между 1990 и 1994 годами неслышно грянула глобальная катастрофа, на вторую по размерам экономику мира обрушился невидимый астероид, и 99,7% ее стоимости испарились».

— Мой сосед был рад, что впарил свой ваучер за две бутылки водки. А мой так и пропал в каком-то «Гермесе»…

— Мои знакомые имели возможность в конце 90-х гг. после прихода к власти правительства Е.Примакова-Ю.Маслюкова ознакомиться с подлинными документами Госкомимущества, включая постановления, внутренние приказы и т.п. Из них следовало, что перед проведением массовой приватизации и чековых аукционов активы были целенаправленно обесценены в среднем в 12-15 раз.

Это позволяет пролить свет на одну из главных загадок новейшей российской истории. Почему новые собственники выбрасывали оборудование, зачастую на тот период новое и современное, и превращали заводы в мебельные магазины, торговые центры, таможенные склады и т.п.?

— Действительно, загадка. Покупали завод, и оборудование тут же отправляли на металлолом или сразу на свалку. Так уничтожили промышленность, особенно в провинции. Саботажники? Диверсанты?

— Ответ прост. Собственность была получена за копейки и даже после уничтожения активной части основных фондов, здания и сооружения в реальности стоили намного больше, чем за них заплатили. Соответственно, главным бизнесом длительное время была перепродажа приватизированной собственности крупным торговым и складским сетям, иностранцам, тогдашним олигархам.

С середины нулевых началось формирование третьей генерации получателей – королей госзаказа. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, доля государства и госкомпаний в ВВП страны выросла с 35% в 2005 г., до 70% – в 2015 г. По данным экспертов, в настоящее время ориентировочно она достигла почти 75%.

При этом эффективность работы госкомпаний невысока. О чем в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, ежегодно институты развития получают около 500 млрд. рублей. При этом цепочка, по которой проходят деньги, позволяет им фактически растворяться без следа.

“Мы вроде бы видим государственные корпорации, которые являются 100-процентными слугами государства, но, с другой стороны, в их периметр входят акционерные общества, куда попадают, соответственно, бюджетные деньги, и там уже проследить что-либо сложно”, – объяснила Голикова.

Закупки госкорпораций при этом проходят практически без государственного контроля. По данным Федеральной антимонопольной службы, лишь 5% госзакупок в России проходят на конкурентной основе. Остальные 95% достаются заранее определенным поставщикам. В результате как минимум 10% рынка контролируют картели, цены завышаются на 20-30%, из-за чего бюджет теряет до триллиона рублей в год.

— Короче, продолжают воровать! Даже на стратегических объектах типа космодрома Восточный. Не зря на днях президент Путин призвал в сердцах сажать на десять лет за злоупотребления в сфере оборонных госзаказов! А что с другими сферами делать?

— Сменяющие друг друга поколения получателей по большому счету завершили к настоящему времени процесс утилизации наследия Советского Союза.

— И попрятали добычу в офшорах. О чем свидетельствует доклад Томаса Пикетти «От Советов к олигархам. Неравенство и бедность в России.»

-Доклад издали в августе. Уже после опубликован бестселлер Брука Херрингтона «Капитал без границ. Менеджеры благосостояния и один процент.» Прошла пресс-конференция Юридической налоговой сети. На ней выступил Николас Шэксон – автор переведенного на 30 языков, включая русский, бестселлера «Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел об офшорных зонах». Если обобщить данные Херингтона и Шэксона, то вот как выглядит структура богатства российских бенефициаров.

Не менее чем 30% приходится на наличные, более 35% – на коммерческую недвижимость, свыше 15% – на так называемое демонстративное потребление, включая личные поместья, яхты, самолеты, машины, драгоценности и т.п. При этом доля акций высокотехнологичных компаний в инвестиционных портфелях российских получателей является одной из самых низких в мире, сравнимой с портфелями выходцев из стран Тропической Африки и Андского пояса.

— Роскошная жизнь затмила для нашей псевдоэлиты думы о величии Родины. Впрочем, что ждать от людей, волею случая оказавшихся у кормушки, выбившихся из грязи в князи.

— Приходится констатировать: утилизация советского наследства даже не привела к первоначальному накоплению капитала. Общественное богатство огромной великой страны оказалось потраченным на замки, суперджеты, «майбахи» и «челси» с «арсеналами». Присвоенные деньги не пошли на развитие производства, приобретение оборудования и уж тем более на поддержку науки, создание новых университетов или музеев. Это было характерно для Америки конца XIX – начала XX веков.

— Того же Джона Рокфеллера и его наследников.

— Но не для России конца XX – начала XXI веков. Народные деньги, по сути, оказались потраченными либо на себя любимых, либо на бессмысленную демонстрацию богатства, характерную для нуворишей. Впрочем, всему приходит конец.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Елена Сергеевна ЛАРИНА. Аналитик, эксперт Изборского клуба, член Сообщества практиков конкурентной разведки, преподаватель Академии информационных систем. Автор книг «Кибервойны XXI века, О чем умолчал Сноуден», «Умножающие скорбь. Как выжить в эпоху войны элит», «Мировойна. Все против всех» и др.

СПРАВКА «КП»

Прачечные для «грязных денег»

Офшор (от англ. offshore — «вне берега») — страна или территория c особыми условиями ведения бизнеса для иностранных компаний: низкие или нулевые налоги, простые правила корпоративной отчётности, возможность скрыть настоящих владельцев капитала и т.д. Поэтому офшоры часто используют для отмывания криминальных денег, государственной коррупции, мошеннических операций.

НЕУЖЕЛИ В САМОМ ДЕЛЕ

В первой десятке самых богатых россиян из глобального рейтинга Forbes-2017 все так или иначе связаны с нефтью и газом, сталью и металлами, углем и удобрениями. В России 64% миллиардеров стали обладателями богатства благодаря политическим связям и близости к сырьевым ресурсам, выявили в прошлом году экономисты американского Института мировой экономики имени Петерсона на основе анализа рейтинга Forbes за 1996–2015 годы. Остальная треть связана в основном с ритейлом и сельским хозяйством. Высокотехнологичных миллиардеров, своих илонов масков в России нет вообще.

https://www.dv.kp.ru/daily/26735.7/3761921/

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.