Анатолий Комраков
В стране растут масштабы уголовного преследования бизнеса. За первые полгода по подозрению в совершении экономических преступлений возбуждено более 120 тыс. дел. По итогам года в центре «Бизнес против коррупции» ожидают 240 тыс. уголовных дел по экономическим статьям.
«Учитывая, что к концу года статистика, как правило, показывает рост, по итогам года мы увидим 10-15% рост таких дел», – считает сопредседатель центра, общественный омбудсмен по защите предпринимателей от уголовного преследования Андрей Назаров.
В 2017 году количество жалоб на незаконное уголовное преследование, поступивших в центр, выросло на 65%. По мнению Назарова, это связано с увеличившимся масштабом уголовного преследования бизнеса. Он уточнил, что по статье «Мошенничество», на которую приходится около 80% уголовных дел в сфере экономики, ожидается рост до более 200 тыс. дел.
Центр внес в доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова ряд предложений, в результате чего пленум Верховного Суда постановил внести в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Эти поправки призваны обязать следователей отчитываться о проделанной работе, а суды – критичнее относиться к ходатайствам о продлении срока содержания под стражей.
«Теперь, если ущерб составит менее 10 тыс. рублей, уголовное дело будет прекращено. Конечно, для бизнеса с его коммерческими оборотами такая сумма роли не играет, тем не менее, прецедент остается, безусловно, значимым», – считает Андрей Назаров.
Еще одно решение пленума Верховного Суда, также принятое при содействии Центра, связано с растущей «популярностью» применения необоснованных арестов предпринимателей. В прошлом году в СИЗО по экономическим статьям находилось более 5 тыс. задержанных, а за семь месяцев 2017 года их число выросло до 6,5 тыс.
«Если поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ будут приняты, то следователи больше не смогут ограничиваться дежурным набором фраз, подавая ходатайство о продлении меры пресечения. Их обяжут указывать, какие именно следственные действия планируется провести и объяснить, что помешало провести их ранее. При этом сами суды будут критичнее относиться к таким ходатайствам», считает Назаров.
«В 2017 году мы отчетливо уловили запрос на повышение качества правосудия и конкурентоспособности юрисдикции, причем не только со стороны федеральных властей, но и на уровне регионов. Это обусловлено обострившейся борьбой между регионами за инвестора. Поэтому в нашем центре был разработан Стандарт безопасности ведения бизнеса в регионах. Мы хотим, чтобы губернаторы в своих посланиях обращали внимание на безопасность для бизнеса, на необоснованное преследование предпринимателей. Это касается не только уголовных дел, но и проверок, которые порой душат любой бизнес. По статистике, еще недавно каждая пятая проверка проводилась без каких-либо оснований и еще столько же – по сомнительным основаниям. После введения ограничений на количество плановых проверок, чиновники стали организовывать внеплановые – за год прошло около 1,7 млн проверок, из них 1,2 млн были проведены как внеплановые. В будущем доля внеплановых проверок не должна превышать 30% от количества плановых», – считает сопредседатель Андрей Назаров.
Он также подчеркнул, что повышать качество делового климата в регионах призван рейтинг уровня давления на бизнес, который покажет, насколько безопасно заниматься предпринимательской деятельностью в том или ином регионе. Первый такой рейтинг появится уже в 2018 году.
http://www.ng.ru/economics/2017-12-20/100_business201217.html