Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 

«Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за приглашение и возможность выступить перед депутатским корпусом.

В преддверии «правительственного часа» в Генеральную прокуратуру от вас поступило много вопросов, касающихся исполнения законов в социальной и экономической сферах, охраны природы, противодействия коррупции.

Это означает, что проблемы укрепления законности представляют повышенный интерес для парламентариев и в целом волнуют российское общество. Указанные и другие темы я готов осветить по окончании доклада, в ходе ответа на ваши вопросы.

А свое выступление я хотел бы посвятить оценке состояния законности в области профилактики и пресечения экстремистских и террористических проявлений.

На сегодня это самый опасный вызов для человечества. Мы находимся в условиях, когда международные террористические группировки угрожают всему миру. Не стала исключением и Россия.

Поэтому утверждение правопорядка в межнациональной сфере, противодействие экстремизму и терроризму остаются одними из приоритетов для всех органов власти.

В этом направлении у нас в стране делается многое. Создана глобальная система антитеррористической безопасности.

Основополагающим программным документом стала Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом страны.

С учетом анализа правоприменительной практики сформирована качественно новая правовая база.

Мы благодарны депутатам за активную и заинтересованную работу над всеми проектами законов, имеющих такое важное государственное значение.

Есть заметные сдвиги и в сфере правоприменения. В результате согласованных действий Национального антитеррористического комитета, спецслужб и правоохранительных органов нанесен существенный урон бандформированиям на Северном Кавказе, реализуются меры по ликвидации каналов финансирования терроризма, выявлению сети вербовщиков международных террористов.

Многое делается для предотвращения терактов. Число таких преступлений сократилось с 33 в 2014 г. до 8 в 2015 г. (-76%).

Уже в текущем году правоохранительными органами сорваны попытки проведения подобных акций в местах массового скопления людей в городах Екатеринбурге, Москве и Красноярске.

Вместе с тем в 2015 г. отмечен заметный рост преступлений экстремистской направленности (с 1034 до 1329).

Количество случаев возбуждения ненависти, вражды, публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности выросло на 40%.

Это крайне опасные процессы, на которые нужно жестко реагировать.

Однако в значительной степени рост указанных преступлений является результатом целенаправленной работы по выявлению запрещенных публикаций, что к негативным факторам явно не относится.

Возросло и число преступлений террористического характера (с 1128 до 1538). Но и здесь мы вправе говорить, что этот процесс в целом находится под контролем.

Подобная динамика во многих случаях связана с применением нового законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за участие в деятельности международных террористических организаций, незаконных вооруженных формированиях за рубежом.

По данным Национального антитеррористического комитета, с начала вооруженного конфликта выехали в ближневосточный регион и примкнули к рядам террористов почти 3,5 тыс. наших граждан, многие прошли там соответствующее обучение.

Но сегодня под угрозой уничтожения и в силу других причин сотни боевиков возвращаются на родину. И это требует от правоохранительных органов своевременных, адекватных действий.

Благодаря взаимообмену информацией между подразделениями МВД и ФСБ России за период 2013-2015 годов возбуждено свыше 1100 уголовных дел по фактам участия россиян в боевых действиях за пределами страны в составе террористических группировок, вербовки и переправки боевиков (причем подавляющее большинство – 930 дел в 2015 г.).

Практика привлечения к уголовной ответственности за вышеназванные преступления формируется непродолжительное время, но мы уже располагаем данными судебной статистики.

Так, в 2015 г. судами рассмотрено свыше 50 уголовных дел данной категории, с вынесением в каждом случае обвинительного приговора.

Более 340 уголовных дел еще расследуются, по 700 – проводится розыск обвиняемых.

Очевидно, что в современных условиях пресечение деятельности террористических сообществ невозможно без участия всех стран.

Эта тематика стала предметом обсуждения на прошедшей в г. Сочи в конце прошлого года региональной конференции Международной ассоциации прокуроров.

Я с удовлетворением хотел бы отметить единство взглядов по данному вопросу моих коллег из большинства государств мира.

В рамках этого форума Генеральная прокуратура изложила свою позицию о необходимости разработки Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, в которой закрепить общее для всех стран определение терроризма, неприменение политической оговорки при выдаче и оказании правовой помощи по уголовным делам террористической направленности.

Принятые на его полях документы, уверен, создадут предпосылки для упрощения сотрудничества при осуществлении уголовного преследования по делам о терроризме, позволят использовать лучший опыт в борьбе с ним.

***

На национальном уровне первостепенное профилактическое значение имеют меры по укреплению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов транспорта, ТЭК.

Соответствующие предложения Генеральной прокуратуры учитывались при подготовке решений совещаний Совета Безопасности и Национального антитеррористического комитета.

Итогом этой работы стало установление в минувшем году Правительством требований к безопасности объектов и территорий, подлежащих обязательной охране полицией.

Законодательно разграничены понятия «критически важный объект» и «потенциально опасный объект» и основные направления по их защите.

С учетом того, что транспортной инфраструктурой ежедневно пользуются десятки миллионов людей, и она подвержена наибольшей террористической угрозе, прокуроры проверяют состояние ее защищенности, по сути, в постоянном режиме.

Выявляются многочисленные факты ненадлежащей реализации мероприятий по охране объектов транспорта.

Так, в результате вмешательства Южной транспортной прокуратуры проведена оценка уязвимости важных элементов и определены рекомендации по их защите в аэропортах городов Нальчик, Ростов-на-Дону, Саратов.

Устранены случаи непринятия мер к присвоению категорий с учетом степени террористической угрозы объектам железной дороги, обучению сотрудников служб транспортной безопасности.

Факты неисполнения законодательства об антитеррористической защищенности по требованию прокуроров устранялись и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (Республика Татарстан, Алтайский край, Самарская, Тамбовская области).

В преддверии проведения в России важных международных соревнований, особое внимание обращено на состояние противодиверсионной устойчивости строящихся к чемпионату миру по футболу и уже функционирующих стадионов.

На них вскрыты нарушения, снижающие уровень их защищенности в связи с не оборудованием необходимыми охранными системами. Надзорными мерами они устранены.

Повсеместно нашими проверками установлен низкий уровень использования современных технических возможностей в предупреждении чрезвычайных ситуаций в жилом секторе, учреждениях образования, здравоохранения.

Всего в 2015 г. прокурорами выявлено 150 тыс. правонарушений в этой сфере. В суды направлено более 19 тыс. заявлений об обязании региональных органов власти, муниципалитетов и руководителей организаций обеспечить надлежащий уровень безопасности объектов.

Вместе с тем, и мы уже неоднократно об этом говорили, необходимо вернуться к вопросу установления административной ответственности юридических лиц, а также уголовной и административной – для должностных лиц за неисполнение требований к обеспечению защищенности социальных и других объектов. Давайте совместными усилиями решим эту проблему.

***

Существенное место в предупреждении экстремизма и терроризма занимает запрет радикальных организаций и их ячеек.

В этом направлении Генеральной прокуратурой во взаимодействии с МВД и ФСБ России, Минюстом России, судебными органами проводится большая работа.

Всего за последние 10 лет судом запрещена деятельность 71 организации, пропагандирующей радикальные идеи, в том числе в связи с признанием экстремистскими – 47, террористическими – 24.

В минувшем году по заявлениям прокуроров 9 организаций признаны судом экстремистскими, 1 – террористической.

С июня прошлого года на Генеральную прокуратуру возложена новая задача по принятию решения о нежелательности на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации.

Оно принимается по согласованию с МИДом России при наличии данных, подтверждающих угрозы безопасности государства.

За год в связи с поступлением соответствующей информации, нами приняты решения о признании нежелательными на территории России 5-ти таких объединений, представляющих опасность основам конституционного строя. В их числе, например, «Национальный фонд в поддержку демократии» (США), еще 3 американских структуры, 1 фонд из Лихтенштейна.

Эти организации осуществляли сбор данных о работе российских органов власти в целях их дискредитации, финансировали подготовку протестных движений в нашей стране.

Проверочные мероприятия продолжаются.

***

Отдельной составляющей профилактики экстремизма остается надзор за исполнением закона религиозными организациями.

В этих целях совместно с органами юстиции проводятся проверки.

И для этого есть веские причины. В 2015 г. выявлено почти 1 тыс. нарушений закона о религиозных объединениях и противодействии экстремизму.

Сегодня сторонники радикальных исламских течений, прошедшие обучение в религиозных центрах за рубежом, пытаются распространить чуждую идеологию и влияние среди верующих.

Причем граждане, попавшие в поле зрения правоохранительных органов в связи с осуществлением экстремистской деятельности, нередко возглавляют религиозные организации или выполняют в них функции священнослужителей. Такие факты отмечались в республиках Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Татарстан. Тем самым, создаются опасные предпосылки для распространения религиозного экстремизма.

Укреплению законности способствовало бы установление правового запрета для лиц, привлекавшихся за экстремистские либо террористические правонарушения к уголовной или административной ответственности, быть руководителями или служителями культа в религиозных организациях.

Подобное ограничение в законе предусмотрено, но только для их учредителей и участников. Согласитесь, это не вполне логично.

Считаем, что для обеспечения необходимого уровня безопасности следует внести соответствующие поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

***

Значимым направлением нашей работы является запрещение распространения экстремистских материалов.

На сегодняшний день в федеральный список включено 3,5 тыс. экстремистских публикаций (за 2015 г. он пополнился на 836 наименований).

Наибольшее их число связано с разжиганием национальной вражды и религиозной розни.

В связи с тем, что все чаще для экстремистских призывов используется сеть Интернет, мониторинг информационного пространства ведется на постоянной основе.

За 2,5 года по требованиям Генеральной прокуратуры во внесудебном порядке Роскомнадзором заблокирован доступ к более чем 1 тыс. интернет-страницам, с 10 тыс. ресурсов противозаконные сведения удалены.

С учетом стремительного развития интернет-технологий, расширения возможностей для информационных атак, целесообразно и дальше развивать правовую базу в этой сфере.

Нами не раз поднимался вопрос о необходимости блокировки сайтов, пропагандирующих и публично оправдывающих экстремизм и терроризм. Сейчас это возможно, но лишь по судебному решению.

Мы же настаиваем на внесудебном порядке по аналогии с уже существующей процедурой запрета призывов к экстремизму, что позволит оперативнее реагировать на нарушения.

В этих же целях предлагаем предоставить и прокурорам субъектов право обращения в Роскомнадзор для внесудебного закрытия доступа к сведениям об организации массовых беспорядков, незаконных публичных акций.

В настоящее время такими полномочиями обладает только Генеральный прокурор и его заместители, и пока необходимые документы поступят с мест, время для предотвращения противоправных действий может быть упущено.

Мы нашли поддержку у ряда депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в необходимости реализации данных инициатив и подготовили законодательные предложения, которые представим.

***

Принятие и реализация комплексных программ является неотъемлемым средством профилактики экстремизма и терроризма.

С удовлетворением отмечу, что усилиями Национального антитеррористического комитета, органов власти и прокуроров удалось сдвинуть с мертвой точки решение многолетних проблем формализма при их планировании, хронического недофинансирования.

Во многих субъектах прокуроры добились от региональных властей увеличения объема выделяемых на эти цели бюджетных средств (республика Дагестан, Чеченская республика, Краснодарский край).

Однако слабым звеном до настоящего времени остается качественное выполнение всех запланированных мероприятий, и, как следствие, получение ожидаемого результата. Эти вопросы находятся на особом контроле прокуроров.

Далека от совершенства деятельность на данном направлении в муниципалитетах.

В большинстве из них пункты программ дублируются, решения антитеррористических комиссий не исполняются.

На устранение названных нарушений нами обращено внимание руководителей регионов и органов местного самоуправления.

Уважаемые коллеги!

Все принятые меры, о которых вам было доложено, позволили организовать эффективное противостояние экстремизму и терроризму.

Между тем, активность международных террористических организаций, их масштабные информационные атаки, требуют дополнительных усилий от всех субъектов противодействия экстремизму и терроризму.

Несколько месяцев остается до выборов. Как показывает практика, в период избирательной кампании особенно обостряются призывы к разжиганию ненависти, протестным акциям.

Подобные методы экстремистов должны без промедления пресекаться, чтобы не дать им даже малейшего шанса для расшатывания общественно-политической обстановки.

Именно на это ориентированы все прокуроры, как в ходе реализации надзорных полномочий, так и в рамках координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Убежден, что согласованные действия всех уполномоченных органов позволят обеспечить законность в ходе предстоящих общегосударственных мероприятий.

Полагаю, что сегодняшнее обсуждение, осуществление предложенных мной организационных и законодательных шагов позволит в целом сохранить стабильную ситуацию в стране.

Благодарю за внимание!»

 

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.