Карина Шедрофски (OCCRP ID), Уилл Нил (OCCRP) и Лаура Санчес Лей
Привлечение наркобаронов к суду в США уже давно рассматривается как ключевая часть арсенала Вашингтона по борьбе с картелями. За показными пресс-конференциями для боссов, таких как Эль Чапо, как говорят эксперты, стоит кустарная индустрия дорогих юристов и оппортунистических торговцев, ищущих выход.
Основные выводы
- Наркоторговцев сотнями отправляют на север, что является значительным всплеском с первых лет Войны с наркотиками. Но многие используют сомнительные сделки о признании вины, чтобы добиться смягчения приговоров.
- OCCRP изучила дела 37 высокопоставленных мексиканских и колумбийских торговцев людьми и обнаружила, что 23 из них провели 10 или менее лет под стражей в США. Только двое получили пожизненные сроки.
- В то время как США утверждают, что снисходительное отношение к торговцам людьми в обмен на сотрудничество может привести к уничтожению преступных группировок, другие говорят, что этот процесс лишает справедливости жертв насилия в картелях.
Почти 13 лет и в 1300 милях от жестоких улиц Медельина Карлос Марио Агилар восстановил свою жизнь в Южной Флориде. Предполагаемый колумбийский криминальный авторитет, известный под псевдонимом “Рохелио”, сбежал из своего пропитанного кровью прошлого, чтобы наслаждаться жизнью в роскошном закрытом сообществе и работой в логистической компании.
В то время как семьи жертв картеля редко видят, как вершится правосудие, Рохелио стал свободным человеком благодаря тому, чего колумбийские наркоторговцы когда-то больше всего боялись: столкнуться с американским правосудием.
Наркобарон Пабло Эскобар, как известно, сказал, что “предпочел бы гробницу в Колумбии, чем тюрьму в Соединенных Штатах”, но сдача и экстрадиция сейчас рассматриваются некоторыми опытными, законными боссами картелей как ускоренный пропуск на свободу.
С началом президентом Ричардом Никсоном Войны с наркотиками, которая сейчас отмечает свое 50-летие, дело Рохелио является ярким напоминанием о том, что один из ключевых столпов антинаркотической политики США превратился в нечто неузнаваемое по своему первоначальному замыслу.
Так называемая “стратегия вора в законе”, которая сформировалась в 1990-х годах, была направлена на то, чтобы удалить лидеров картелей из их преступных сетей, пытаясь привлечь их к ответственности в США, поскольку они редко наказывались дома.
Тем не менее, сегодня число цифр, отправляемых на север, увеличилось, и торговцы людьми научились играть в эту игру, сохраняя часть своего состояния для своих семей, получая более легкие приговоры. Некоторые конфискованные деньги компенсируют затраты на усилия США по борьбе с наркотиками, но страны происхождения часто не видят отдачи.
Расследование OCCRP и партнеров с использованием данных, собранных в Колумбии и Мексике, показывает, что экстрадиция стала игрой, часто складывающейся в пользу хорошо связанных преступников. Между тем торговля наркотиками остается нетронутой и процветающей.
OCCRP составил выборку из 37 отдельных дел об экстрадиции мексиканских и колумбийских наркоторговцев среднего и высшего звена за период 2005-2015 годов, данные которой показали, как к некоторым из крупнейших в мире оперативников картеля относились с симпатией Из этих 37 дел, 23 провели или проведут 10 лет или меньше в заключении в США. Только двое были приговорены к пожизненному заключению. Самые короткие сроки содержания под стражей составляли от одного до трех лет, при этом один высокопоставленный обвиняемый провел всего восемь месяцев за решеткой, прежде чем был депортирован обратно в Колумбию для еще одного короткого срока в тюрьме.
Конечным результатом такой снисходительности является то, что попасть в руки американцев — спустя десятилетия после того, как Эскобар, как известно, вступил в войну с колумбийским государством, чтобы избежать этой самой участи, — это уже не то, чего многие наркобароны хотят избежать любой ценой. Вместо того чтобы ждать закрытия сети, многие теперь предпочитают действовать тихо и сотрудничать с властями США, предоставляя информацию о своих союзниках и врагах. Некоторые даже полностью обходят процесс экстрадиции, сдаваясь в третьих странах и заключая свои собственные закулисные сделки с США.
“Они подхватили формулу, особенно крупные парни”, — сказал Дэвид Запп, адвокат из Нью-Йорка, который представлял интересы многих высокопоставленных торговцев людьми. “Ходят слухи, что если вы будете сотрудничать и помогать команде Америки, то у вас все будет очень хорошо”.
Бывшие высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов настаивают на том, что практика вынесения более мягких приговоров пособникам, даже некоторым подозреваемым в зверствах в их родных странах, может помочь ликвидировать преступные группировки.
“Это очень важно, это очень важно, вы не смогли бы сделать это без сотрудничества”, — сказал Майкл Надлер, бывший федеральный прокурор Южного округа Флориды.
Но многие ветераны пятидесятилетней войны с наркотиками говорят, что экстрадиция и другие стратегии потерпели неудачу, поскольку картели превратились в многоуровневые организации, которые больше не являются централизованными. Они также торгуют женщинами, контрабандой других товаров, вымогают бизнес и даже финансируют незаконные золотые прииски.
“Мы уничтожаем незаконные культуры, уничтожаем лаборатории, изымаем химические вещества-прекурсоры, изымаем большие тонны наркотиков», — сказал Уилсон Мартинес, бывший заместитель генерального прокурора Колумбии. “Но мы остаемся в той же точке”.
‘Офисный » Человек Меняет Работу
В роскошном закрытом сообществе в Бока-Ратон родители на BMW и спортивных автомобилях ждут у соседней начальной школы, чтобы забрать своих детей. Мало что указывает на то, что печально известный Карлос Марио Агилар, он же Рохелио, несколько лет жил в одном из близлежащих домов стоимостью в миллион долларов.
Коррумпированный следователь по уголовным делам из Группы технических расследований Колумбийской прокуратуры, известный под испанской аббревиатурой CTI, Рохелио работал в 1990-х и 2000-х годах в офисе Oficina de Envigado (Офис Энвигадо), отделе убийств и агентстве по взысканию долгов повелителя Медельина Диего Мурильо, псевдоним Дон Берна. В течение этого времени Рохелио также работал с Объединенными силами самообороны Колумбии, или AUC, военизированным отрядом смерти численностью 30 000 человек, который сотрудничал с Oficina.
“Рохелио очень силен, и никто не хочет с ним связываться”, — сказал один правозащитник в Медельине, попросив об анонимности, потому что Официна и AUC, как известно, исчезли сотни жертв. “Этот страх остается”.
Когда Дон Берна был экстрадирован в США в мае 2008 года, документы колумбийского правительства показывают, что Рохелио был следующим в очереди на пост главы Oficina. Министерство юстиции США заявляет, что преступная группа продолжает специализироваться на “отмывании денег, вымогательстве и заказных убийствах”.
Время, проведенное Рохелио на вершине преступного мира Медельина, длилось недолго, но это было его решение. Позже в 2008 году он сам сдался США, заключив секретную сделку о сотрудничестве.
Это не было двусторонним соглашением между Соединенными Штатами и Колумбией, сказал один источник, осведомленный об этом деле изнутри. Лидер картеля сначала отправился в Аргентину, затем в Панаму, откуда совершил коммерческий рейс в США и сдался без ведома колумбийских властей.
“Мы делали все за их спиной, потому что не доверяли им”, — сказал источник, попросив об анонимности из-за деликатности дела.