В ходе развернутой в Китае борьбы с коррупцией появились новые жертвы. Выяснилось, что большинство делегатов от провинции Ляонин во Всекитайском собрании народных представителей (парламент страны) купили себе мандаты. Этот орган не имеет в Китае реальной законодательной власти, но депутатское кресло резко повышает статус человека и дает частичный иммунитет от преследования со стороны правоохранительных органов. В настоящий момент и члены ляонинской делегации, и постоянный комитет парламента провинции, отправивший их в Пекин, отстранены от работы.
Собравшийся на экстренное заседание Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей экстренно лишил мандатов всех 45 представителей провинции Ляонин. Это произошло после того, как 38 из 62 членов Постоянного комитета Ляонинского собрания народных представителей (ПК ЛСНП), делегировавшие их в центр, были признаны подкупленными. После этого ПК ЛСНП утратил необходимый для выдвижения делегатов кворум, и те были автоматически отозваны. Расследование обстоятельств дела продолжается.
Примечательно, что об инциденте первыми сообщили не оппозиционные гонконгские СМИ, а государственный телеканал CCTV и агентство «Синьхуа». Они напомнили, что отзыва делегатов провинции в полном составе страна не знала с момента основания в 1949 году. При этом нынешний скандал стал далеко не первым для Ляонина: в начале августа был исключен из партии и отстранен от должности бывший партийный секретарь провинции Ван Мин. Чиновника обвинили в создании разветвленной коррупционной сети и препятствовании расследованию его преступлений. Предполагается, что среди «клиентов» Вин Мина были и отстраненные от работы члены национального парламента, представляющие Ляонин.
44-миллионная провинция Ляонин не самая бедная, но одна из самых депрессивных частей страны. Она находится на границе с Россией в так называемом ржавом поясе, где сконцентрированы построенные в 1950-1960-х годах по советским образцам неэффективные государственные предприятия тяжелой промышленности. В 2015 году провинция имела самые низкие темпы экономического роста в Китае (3%), а в первой половине 2016 года вообще было зафиксировано сокращение экономики.
Делегатами, которые купили себе места в национальном парламенте, были в основном как раз руководители госкомпаний, в частности сталелитейных предприятий, объектов химической промышленности и банковского сектора. С точки зрения законодательной деятельности значение места во Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) невелико: китайский парламент — копия советского и лишь одобряет спущенные Компартией и исполнительной властью законопроекты. Тем не менее должность депутата ВСНП престижна и дает ограниченный иммунитет от внимания правоохранительных органов. «ВСНП превратился в клуб крупных чиновников и руководителей корпораций, и если ты хочешь вращаться в их кругах, то должен получить место»,— заявил профессор Народного университета Китая Чжан Мин.
Как считает старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов, главный мотив покупки места в парламенте — получение иммунитета от преследования со стороны правоохранительных органов. «Для ареста депутата требуется согласие постоянного комитета соответствующего собрания народных представителей,— сообщил эксперт «Ъ».— Кроме того, статус депутата ВСНП придает определенный вес и может использоваться как дополнительный аргумент для получения выгодных контрактов, одобрения тех или иных сделок в правительственных органах».
В разговоре с газетой The South China Morning Post профессор Шанхайского университета политических исследований Чэнь Даоинь заявил, что беспрецедентное отстранение всей делегации Ляонина — часть плана лидера Китая Си Цзиньпина по «перетряске» политической системы страны к XIX съезду Компартии, намеченному на 2017 год. Си Цзиньпин, по словам эксперта, заинтересован в прозрачности этого мероприятия, в ходе которого он должен будет выбрать преемника — человека, который возглавит КНР в 2022 году.
Напомним, что пришедший к власти в 2012 году Си Цзиньпин развернул беспрецедентную антикоррупционную кампанию, в результате которой в тюрьму за четыре года было отправлено уже более 1,5 тыс. чиновников разных уровней.
Михаил Коростиков
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3093259