Бизнес на крови
Наркотики как основной фактор насилия в Афганистане
Об авторе: Николай Дмитриевич Плотников – заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, доктор политических наук.
На фото последствия взрыва в Кабуле 31 мая 2017 года. Фото Gettyimages
31 мая в столице Афганистана произошел очередной террористический акт, унесший жизни свыше 90 человек, большинство из которых мирные жители. Свыше 380 ранены, в числе которых оказались граждане из стран СНГ, в частности, Казахстана. Данные о пострадавших далеко не полные. Некоторые до сих пор числятся в списке пропавших без вести.
Ответственность за взрыв взяло на себя запрещенное в РФ «Исламское государство» (ИГ). В спецслужбах Афганистана считают это делом рук боевиков из террористической группировки «Хаккани», действующей в союзе с движением «Талибан» (ДТ). Как и следовало ожидать, афганские контрразведчики увидели в этом и пакистанский след. Мол, сами талибы не могли осуществить такую масштабную и дерзкую атаку. В этом боевикам Хаккани якобы помогла пакистанская межведомственная разведка (ISI).
По оценке директора Национальной разведки США Дэниела Коутса, ситуация в области безопасности в Афганистане на обозримое будущее будет ухудшаться. Прогноз главного американского разведчика не заставил себя долго ждать. 3 июня в Кабуле три террориста-смертника подорвали себя во время похорон сына заместителя спикера верховной палаты парламента Мохаммада Алама Изидьяра, погибшего 2 июня в Кабуле на митинге в знак протеста против политики правительства страны, неспособного навести порядок в Афганистане. По предварительным данным, из числа участников похоронной процессии погибло не менее 20 человек, 85 ранены.
Как известно, любая террористическая деятельность требует финансирования. И у талибов, и у ИГ их источники, как внутренние, так и внешние, примерно одинаковые.
Внутренние – это торговля наркотиками и драгоценными и полудрагоценными камнями: изумрудами, рубинами, лазуритом (ежегодно из Афганистана незаконно вывозится за рубеж камней на сумму не менее 300 млн долл. в год), контрабанда сигарет через территорию Афганистана в Пакистан и Индию (дает доход 100–200 млн долл.), получение выкупов за похищенных людей (50 млн долл.), поборы с предпринимателей и крестьян. Кроме того, ДТ управляет коммерческими предприятиями, которые оно экспроприировало, включая изумрудные рудники в долине Сват в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, имеет концессии на заготовку древесины, эксплуатирует карьеры по добыче мрамора.
Внешние источники финансирования включают поступления из арабских стран, пакистанской межведомственной разведки и косвенно из США, военная и экономическая помощь которых Пакистану с 2001 года составляет более 20 млрд долл. Пакистан снабжал талибов вооружением, получаемым от американцев. По оценкам некоторых западных экспертов, речь может идти о сумме в несколько сотен миллионов долларов в год. Американские специалисты полагают, что ISI помогала и, возможно, помогает талибам в контрабанде сигаретами по всей Южной Азии.
Еще одним источником финансирования талибов стали строительные проекты, осуществляемые под эгидой Международных сил содействия безопасности и программ помощи США и стран ЕС. На них потрачено более 100 млрд долл. Многие подрядчики признают, что добавляли к стоимости проекта еще от 10 до 40%, чтобы откупиться от талибов.
Основным источником финансирования деятельности талибов и ИГ на территории Афганистана, безусловно, является наркоторговля. Однажды талибы уже практически свели ее на нет. Однако когда потеряли власть, стали поощрять расширение посевов опийного мака. На сегодняшний день на долю Афганистана приходится не менее 80% мировой торговли опиумом. По оценкам специалистов, талибы ежегодно зарабатывают только от его продажи более 400 млн долл., что обеспечивает около 60% финансирования ДТ. Еще не менее 200 млн долл. дает торговля гашишем.
Проблема с наркотиками в Афганистане продолжает ухудшаться. По данным ООН, в 2015 году посевы опийного мака составляли 183 тыс. га, в 2016 году уже 201 тыс. По площадям посевов лидируют провинция Гильменд (80 273 га), дающая около 50% всего сбора опия, за ней следуют Бадгис (35 234 га), Кандагар (20 475 га), Урузган (15 503 га), Нангархар (14 344 га), Фарах (9101 га), Бадахшан (6298 га) и Нимроз (5303 га). Опийный мак стали культивировать там, где он никогда не рос (провинции Балх, Джаузджан, Гор). В целом опийный мак выращивается почти в половине провинций страны, в том числе контролируемых правительством.
Расширение площадей и использование поступающих из-за рубежа генетически модифицированных семян мака увеличили производство опия в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 43%. Устойчивые к болезням семена позволяют выращивать опийный мак круглый год и резко поднять урожайность.
В настоящее время «Талибан» контролирует почти половину территории Афганистана. Наиболее прочные позиции у него на юге. Речь прежде всего идет о провинциях Гильменд, Кандагар, Забуль и Урузган. Фактически на значительной части Афганистана создано наркогосударство, целенаправленно расширяющее свое влияние на всю территорию страны.
Как всегда, возникает сакраментальный вопрос: кто виноват и что делать? Различных планов и инициатив международным сообществом по борьбе с афганской наркоугрозой предложено и выдвинуто громадье. На их реализацию затрачены огромные ресурсы. Однако эффективность нулевая. Складывается впечатление, что такая ситуация кого-то сильно устраивает. Причем не только в Афганистане. А ведь можно было бы при желании сообща выявить финансовые сети, используемые для перемещения денег, ликвидировать их, а также закрыть сети контрабанды и незаконных действий, которые ДТ использует для финансирования своей деятельности. Вот это действительно могло бы стать реальным вкладом в борьбу с международным терроризмом, а не бесконечные мантры о необходимости борьбы с ним, произносимые с важным видом западными политиками после каждого взрыва или нападения террористов. Как сказал автору этих строк выращивающий опийный мак афганский дехканин из провинции Бадахшан: «Пока есть спрос на опиум, мы будем выращивать мак. Не будет спроса – снова начнем выращивать пшеницу». Вывод: чем быстрее будет закрыт нелегальный международный рынок опиума, тем быстрее будет покончено с этим злом и на афганской земле.
http://www.ng.ru/kartblansh/2017-06-06/3_7003_kartblansh.html