Впрочем, в глазах русскоговорящей публики «Три мушкетера» имеют вполне конкретный облик. Мы не можем представить себе д’Артаньяна без усов и «тысячи чертей», Рошфора без сатирических куплетов, а Людовика XIII без характерных«мурлыкающих» интонаций.
175 лет спустя, Артхив вспоминает как выглядели герои Дюма и их прототипы в реальной жизни и на картинах художников, не видевших фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
д’Артаньян
Шарль де Бац Кастельмор родился около 1613 года в гасконской коммуне Люпьяк. Его дед Пьер де Бац был «мещанином во дворянстве». Честолюбивый торговец,он присвоил себе титул, а свой довольно скромный двухэтажный дом называл«замком Кастельмор».
Семнадцатилетним юношей Шарль отправился в Париж (согласно популярной легенде, он дошел до столицы пешком). Где представлялся графом д’Артаньяном — его мать происходила из обедневшего, но знатного рода Монтескью, владевшего имением Артаньян. В мушкетеры его не взяли — у бедного гасконца не было лошади,приличной одежды и шпаги, которые ему надлежало приобрести за свой счет. Он был зачислен в гвардейцы.
Позднее, он, вероятно, все же надел вожделенный мушкетерский плащ — его имя фигурирует в сохранившихся реестрах. Но, видимо, ненадолго: кардинал Ришелье,враждовавший с командиром мушкетеров — графом де Тревилем, искусно и неутомимо плел против него интриги и, в конце концов, добился роспуска роты.
Карьеру д’Артаньян сделал в качестве курьера кардинала Мазарини. Дюма слегка состарил своего героя — настоящий д’Артанян не мог принимать участия в осаде Ла-Рошели или в заварушке с подвесками — в это время он гонял кур в окрестностях«замка» Кастельмор.
Однако в его биографии тоже было немало лихих интриг. Случалось, Мазарини давал ему поручения самого деликатного свойства. Фактически д’Артаньян был его телохранителем и его шпионом. Однажды кардинал велел ему выведать планы Оливера Кромвеля — д’Артаньян, облачившись в сутану, отправился в Англию под видом смиренного монаха. Впрочем, он был слугой двух господ — его твердую руку,отчаянную отвагу и живой ум ценил также Людовик XIV.
О скупости Мазарини рассказывали анекдоты — преданность д’Артаньяна была почти бескорыстной. Чтобы сводить концы с концами, он занимал номинальные и,порой, курьезные должности. К примеру, с 1654 года он числился капитаном королевского вольера. Это означало, что формально д’Артаньян охранял вольер с птицами во дворце Тюильри.
Юношеские мечты д’Артаньяна осуществились, когда ему было за сорок. В 1658 году его назначили лейтенантом вновь сформированной роты королевских мушкетеров,фактически он занял должность небезызвестного графа де Тревиля. Именно под его командованием мушкетеры превратились в элитное формирование, что-то вроде высших офицерских курсов. Под его началом было около 300 человек — сплошь аристократы из знатных семей. Служба здесь считалась особенно престижной.
А вот внук Д’Артаньяна — Луи-Габриэль — действительно был женат на Констанции,правда, не Бонасье, а де Монсель.
В 1672 году Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян погиб в Голландии при осаде Маастрихта. Согласно некоторым источникам, Людовик XIV писал супруге: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял,и который годился для любой службы».
Атос, Портос и Арамис
В литературном еженедельнике Le Pays Natal Дюма однажды написал: «Атос, Портос и Арамис никогда не существовали. Все они просто признанные публикой побочные дети моего воображения». Старый пройдоха слукавил дважды. Во-первых, впервые эти трое появляются на страницах все тех же «Мемуаров мессира д’Артаньяна» де Куртиля. А во-вторых, де Куртиль тоже взял их не с потолка — Атос, Портос и Арамис существовали во плоти (впрочем, об этом Дюма мог и не знать). После того, как эта троица стала объектом культа, исследователи просканировали архивные документы и настоящие мемуары современников. И обнаружили всех троих.
Представитель довольно знатного беарнского рода Анри д’Арамиц был светским аббатом в монастыре Арамиц. Он, как и его литературное воплощение, служил в мушкетерах (попасть в прославленную роту ему не составило труда, поскольку он приходился кузеном здешнему лейтенанту — графу де Тревилю). Этим, впрочем,сходство исчерпывается. В отличие он героя Дюма, реальный Арамис не плел затейливых интриг, не волочился за разнокалиберными «белошвейками» и был совершенно не кровожаден. Оставив службу в начале 1650-х, он вернулся в родовое гнездо, женился и обзавелся детьми. Он умер в своем доме в возрасте примерно 54 лет — ведь, право, он не дуэлянт.
Его отец — Антуан де ля Пайетри — владел плантациями на Гаити и имел четверых детей от своей чернокожей рабыни. После ее смерти он продал своих сыновей другому плантатору с правом выкупить старшего. Позднее, уже в Париже де ля Пайетри забрал первенца и официально его усыновил. Когда повзрослевший Дави де ля Пайетри (так звали отца автора «Трех мушкетеров») изъявил желание завербоваться в солдаты, отец воспротивился — он почему-то считал, что служба в армии опорочит фамилию. Поэтому юноша взял себе второе имя и фамилию матери (став, таким образом, Тома-Александром Дюма) и завербовался в драгунский полк.
О его отваге и физической силе слагали легенды. Говорили, что Дюма мог,ухватившись за балку в потолке конюшни, подтянуться вместе с лошадью. Однажды,атакуя дом в окрестностях горного перевала Мон-Сени, его солдаты остановились перед трехметровым палисадом, не зная, как его преодолеть — генерал хватал их за штаны и швырял через забор — прямо на ошалевших от ужаса австрийцев. «Я дерусь просто потому, что я дерусь» — говорил Портос. И отец Дюма, наверняка,подписался бы под этими словами.
Что касается прототипа-тезки, он у Портоса тоже был. Исаак де Порто — сын нотариуса и зажиточного беарнского землевладельца — был гвардейцем (в то же время и в той же роте, что и реальный д’Артаньян). Правда, он здорово уступал своему литературному воплощению в удали и богатстве — он не был бароном,не владел знаменитым замком Пьерфон и не ломал голыми руками железных прутьев. Отслужив какое-то время в королевской гвардии (состоял ли Исаак де Порто в роте мушкетеров, доподлинно не известно), он вернулся в родную Гасконь, где занимал скромную должность хранителя боеприпасов в крепости Наварренс.
Людовик XIII
Реальный Людовик XIII тоже мог бы спеть что-то подобное. Не потому, что он был таким уж поборником морали — он просто любил петь. Этот монарх был на редкость артистичной натурой: играл на клавесине и лютне, пел, танцевал. Для небезызвестного Марлезонского балета он сам сочинил музыку, придумал костюмы,поставил хореографию. Все это (а еще то, что большую часть досуга король предпочитал проводить не с супругой, а со своими фаворитами) наводило современником на определенные мысли. Так что вряд ли Людовик XIII стал бы так уж заводиться из-за каких-то подвесок. Не слишком его занимала и политика. Ларошфуко писал в мемуарах: «У него был мелочный ум, направленный исключительно на копание в пустяках, а его познания в военном деле приличествовали скорее простому офицеру, чем королю».
Анна Австрийская
Людовик все эти прелести не оценил. Отношения между супругами были натянутые,брак их долгие годы оставался бездетным. Возможно, причина заключалась в том,что мужчины нравились королю больше. А может быть, дело было в том, что к красоте прилагались меланхолия, болезненность (бытует мнение, что именно Анна Австрийская послужила прототипом Принцессы на горошине Андерсена) и склонность к интригам — политическим и не только.
Конечно, при таких тактико-технических характеристиках, королева не испытывала дефицита внимания. Одним из ее поклонников, к слову был кардинал Ришелье. Но что-то пошло не так — кардинал был отвергнут, позднее королева принимала активное участие в заговоре против него.
Кардинал Ришелье
Фрейлины королевы замечали, что с тех не многих свиданий с кардиналом,на которые она соглашалась, Анна возвращалась с красными, словно заплаканными глазами. Современные исследователи полагают, что причина заключалась вовсе не в том, что кардинал был со своей визави слишком холоден или, напротив,назойлив. Похоже, у королевы, помимо прочих хворей, была аллергия на кошачью шерсть, которой всегда была густо усыпана одежда Ришелье.
Герцог Бекингем
Так или иначе, роман с Анной использовали в политических целях и Бекингем,и Ришелье — вполне возможно, его спровоцировали не чувства, а политические амбиции.
После небезызвестной осады Ла-Рошели, в ходе которой Англия (и лично Бекингем) открыто оказывали военную поддержку гугенотам, Ришелье пытался выставить королеву сообщницей своего любовника и обвинить ее в государственной измене.
Миледи Винтер
Первый — Люси Хей (урожденная Перси), графиня Карлайл, оставленная любовница Бекингема, ставшая союзницей Ришелье из ревности и желания отомстить. Именно она (согласно мемуарам Ларошфуко) срезала подвески с платья своего бывшего и передала их кардиналу.
Должно быть, в процессе графиня увлеклась и сделала карьеру профессиональной шпионки — редкая заварушка времен английской революции обходилась без ее участия. Не имея принципов и искренне любя ремесло, графиня Карлайл нередко выступала «двойным агентом», работая на все заинтересованные стороны.