Кадников Н.Г., Заслуженный работник высшей школы РФ, д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Развитие информационных технологий как общественное благо и как новая угроза охраняемым интересам граждан, общества и государства
XXI век ознаменовался бурным развитием информационных технологий. Во всем мире данная область человеческого общения является наиболее востребованной. Компьютеры, мобильные телефоны, роботы – это только часть информационного мира. Есть еще сфера обращения безналичных денег, электронных денег, различного рода карт и приспособлений для их считывания. Все это значительно облегчает жизнь современного человека, сокращает временные рамки для эффективных действий, позволяет находить более верное и точное решение проблем, использовать информационные технологии во благо многих людей и государств. Это необходимо не только для крупных сфер науки и техники (космонавтика, добыча полезных ископаемых, логистика и т.п.), но и для повседневной жизни человека и решения его бытовых проблем (например, мобильная связь, медицина, продовольственная сфера).
С помощью компьютеров врачи могут дистанционно создавать виртуальные модели развития различных заболеваний, тенденции их развития, побочные диагнозы. Также Информационные технологии позволяют связываться с больными, с коллегами-медиками, давать или получать необходимые консультации. Кроме того, на основе баз информации, созданных компьютерами, разрабатываются новые лекарственные препараты, способы совершения тех или иных операций.
Различные программные продукты позволяют проводить те или иные действия гораздо быстрее и эффективнее. Например, как Facebook сообщил, что ими разработана программа распознавания лиц DeepFace, которая позволяет узнавать лица с точностью 97 процентов. IBM сообщает, что ее технология в 2400 процентов «умнее» предыдущей [1]. Компьютерные технологии управляют процессами на атомных электростанциях, космических орбитальных станциях (макромир) и при обследовании человека, его мозга и органов на уровне клеток и генов (микромир).
Несомненно, и то, что применения компьютерных технологий имеет большую перспективу в образовательном процессе. Как отмечают специалисты, с их помощью эффективно реализуются такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д. [2]
Подобные технологии позволяют вовлечь в процесс обучения широкий круг учеников посредством наглядности, интересных технических возможностей, влияющих на чувственное восприятия обучающихся, повысить эффективность самоподготовки с учетом развития мотивации и возможности (хотя и виртуальной) использовать многочисленные источники информации через сети Интернета.
Однако у всякого явления есть и негативные моменты. Внедрение компьютерных технологий невозможно при слабой технической оснащенности и недостатке материальных средств. Образование посредством компьютера лишает пользователя возможности живого общения с лектором и коллегами, обращения к ним за помощью. По мнению И.П. Фирсовой, образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку, развивается психологическая зависимость от работы на компьютере [3].
Не стоит забывать и о более негативных фактах, при которых отказ в работе компьютерных технологий может привести к огромным потерям, разрушениям, жертвам. Например, в 1980-е годы пять пациентов умерли после получения большой дозы рентгеновского излучения в результате программной ошибки блока управления установкой лучевой терапии Therac-25. Как полагают эксперты, сбой был вызван ошибкой в коде, в результате которой программа пыталась выполнять одну и ту же команду многократно. В 2013 году сбой компьютерной программы почти довел инвестиционную компанию Knight Capital до банкротства. Фирма потеряла полмиллиарда долларов за полчаса из-за того, что компьютеры стали покупать и продавать миллионы акций безо всякого человеческого контроля, в итоге цены на акции компании упали на 75% за два дня. В 2014 году программная ошибка «приземлила» весь воздушный флот авиакомпании American Airlines. Сбой в системе бронирования билетов возник после объединения двух существующих систем в результате слияния нескольких авиакомпаний. Проблемы, вероятно, возникли вследствие неудачной попытки объединить платформы, написанные на разных языках программирования [4]. В 2003 г. на крупнейших энергосистемах мира наблюдался каскад аварий. 14 августа произошла крупнейшая в истории энергоснабжения США авария. Массовые отключения электроэнергии затронули мегаполисы в штатах Нью-Йорк, Огайо, Мичиган, Пенсильвания, Коннектикут, Нью-Джерси, а также в Канаде (Торонто, Оттава). В процессе развития аварии отключились 263 (531 блок) электростанции, включая 10 АЭС (22 реактора), с общей нагрузкой 61800 МВт. Без электроснабжения остались 50 миллионов человек на площади более 9300 кв. км. С исчезновением электроэнергии полностью было прекращено движение общественного транспорта и метро, не работали светофоры. Была прекращена работа аэропортов на всем Восточном побережье. Среди основных причин аварии – сбой в компьютерной системе предупреждения аварийных ситуаций.4 июня 1996 с космодрома «Куру» Европейским космическим агентством была впервые запущена новая ракета-носитель Ariane 5. На 37 секунде полета на высоте 4 км она резко отклонилась от курса и самоуничтожилась. В результате аварии потеряли 4 спутника, что были на борту ракеты. До сих пор эта катастрофа считается самой крупной аварией в истории по величине убытков. Причина всего — программная ошибка. Сразу же после инцидента ведущие мировые эксперты провели независимое расследование. В результате чего выяснили, что причиной аварии стали многочисленные ошибки в программном обеспечении бортовых компьютеров Ariane 5 [5].
Нередко подобные технологии используют и лица, которые добиваются корыстных, а чаще всего криминальных целей. Передовые технологии помогают им скрытно совершать правонарушения и преступления, избавляться от следов и противодействовать расследованию. В определенных случаях преступники, использующие передовые информационные технологии, совершают опаснейшие преступления, которые приводят к причинению крупного и особо крупного ущерба, многочисленным жертвам, разрушениям и фактически уничтожают элементы общественной безопасности.
Задача государства, как законодателя, эффективно охранять сферы применения информационных технологий, создать нормативный заслон посягательствам данного вида. Необходимо учесть, что не всегда государство поспевает за развитием подобных технологий, оставляя без должной защиты общественные отношения. Не следует забывать, что только в 2011 г. законодатель отказался от использования в УК РФ такого понятия, как электронно-вычислительная машина (ЭВМ), хотя нигде в мире такого понятия уже не было.
Вместе с тем изменения уголовного закона в этой сфере также нельзя признать удачными. Речь в обновленных статьях УК РФ идет не только о компьютерной информации, понятие которой законодатель дает в примечании к ст.272 УК РФ, но и об информационно-телекоммуникационных сетях и оконечном оборудовании, информационных системах и автоматизированных системах управления, информационно-телекоммуникационных сетях и сетях электросвязи, понятие которых в законе не раскрывается.
Вместе с тем, сами правоприменители не всегда хорошо владеют технологиями данного вида, не повышают свой образовательный уровень, а выступают большей частью как потребители данного вида услуг. Слабо организовано повышение квалификации у сотрудников, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, следователей и дознавателей. Практика нуждается в специалистах и экспертах для осуществления исследования по деяниям, связанным с преступным использованием компьютерных технологий, но и здесь есть проблема в наличии соответствующих педагогов.
Тем не менее, можно поддержать законодателя в осуществлении более тщательной дифференциации уголовной ответственности на законодательном уровне с учетом совершения преступления с использованием не только компьютерных технологий, но и информационно-телекоммуникационных сетей. Например, за последние годы УК РФ был дополнен такими квалифицированными составами: доведение до самоубийства, совершенное в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») (п. «д» ч.2 ст.110 УК РФ), склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, совершенное в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») (п. «д» ч.3 ст. 110¹ УК РФ), организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства сопряженная с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (ч.2 ст.110² УК РФ), клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» (ч.2 ст.128.1 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (ч.3 ст.137 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») (п. «в» ч.2 ст.151² УК РФ), мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей (ч.1 ст.159⁶ УК РФ), незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (ч.1 ст.171² УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (ч.2 ст.205² УК РФ), сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (п. «б» ч.2ст. 228¹ УК РФ), незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (п. «б» ч.3 ст.242 УК РФ), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (п. «г» ч.2 ст. 242¹ УК РФ), использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (п. «г» ч.2 ст.242² УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (ч.2 ст.280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), (ч.2 ст.280¹ УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»(ч.1 ст.282 УК РФ), незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, если оно совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (п.г ч.2 ст.283¹ УК РФ). Однако до настоящего времени не отражены в уголовном законе такие понятия как «сети Интернета», интернет-сайт, интернет-платформа и др. (применительно для места совершения преступления), что создает трудности для правоприменителей. Отсутствует и судебное толкование по квалификации преступлений, совершаемых в указанной сфере.
Более того, до настоящего времени не обращено внимания на иные преступления, которые могут совершаться, либо уже совершаются с помощью компьютерных технологий (нет этих признаков в составах террористического акта (ст.205 УК), незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 234¹ УК), а также в составах таких опасных преступлений, как, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ),действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст.267¹ УК), шпионаж (ст.276 УК), диверсия (ст. 281 УК), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК), реабилитация нацизма (ст.354¹ УК)).
Если прогнозировать, то компьютерные технологии могут использоваться и при совершении иных опасных действий, пока не отнесенных к преступлениям (например, незаконное клонирование человека, вмешательство в геном человека и др.). Нужно быть готовыми к будущим угрозам, уметь просчитывать возможные криминальные угрозы использования новых технологий и предупреждать их. Но для этого нужны грамотные, технически подготовленные специалисты, которые помогут юристам, сотрудникам правоохранительных органов не ошибиться в установлении либо отсутствии признаков состава преступления, совершаемого с использованием компьютерных технологий.
Однако не следует огульно включать указанный признак во все составы преступлений, т.к. это выглядит порой нелепо. Необходима тщательная правовая экспертиза с учетом специалистов, которые более точно определят повышенные характер и степень общественной опасности деяния, совершаемого с использованием компьютерных технологий, и подскажут законодателю правильное решение [6, с.117-120]. Было бы неплохо увидеть позицию Верховного Суда РФ по поводу применения норм уголовного закона о преступлениях данного вида.
Список литературы
- v-nayke.ru›?p=8119 //дата обращения — 13.06.2018
- Фирсова И.П. Роль компьютерных технологий в образовательном процессе//статья на сайте informio.ru› publications /id2038/Rol-kompyuternyh от 26.02.2016 г.
- Фирсова И.П. Указ раб. //статья на сайте informio.ru› publications /id2038/ Rol-kompyuternyh от 26.02.2016 г.
- PopMech.ru› technologies…top…proizoshedshikh…vine…датаобращения — 13.06.2018
- wrt.ru›news /3641 Дата обращения – 14.06.2018 г.
- Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. К вопросу о несоблюдении системности норм уголовного права при внесении в УК РФ изменений и дополнений. Вестник Московского университета МВД России №10. 2015. С.117-120.