Миграция и безопасность России: фактор Афганистана
задача – не допустить всплеска экстремизма
Сложная в мире и в стране общественно-экономическая ситуация, обусловленная пандемией и долгоиграющими, пролонгированными постпандемическими последствиями, и острый военно-политический и гуманитарный кризис в Афганистане, предопределяют в кратко-, и долгосрочном периоде прогнозируемое резкое изменение — ухудшение миграционной обстановки в стране и многократно усиливают уровень террористических угроз и возможный всплеск этнической преступности.
В этой связи рассмотрим правоприменительную практику в сфере миграции на территории Российской Федерации 2020-2021 г.г (состояние/статистика, угрозы, меры).
По состоянию на 1 января 2021 г. и по итогам 2020 г.:
По ст. 322 УК РФ (Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации):
Зарегистрировано: 2428 (-21.6%) преступлений, из них в 2020 г. — 1989 (-18.8%) — и это в условиях ковид-ограничений!! Выявлено 1164 (-33.4%) лиц, совершивших преступления по ст. 322, из них — 1130 (-33.8%) — по наиболее тяжкому составу, то есть абсолютное большинство.
Предусмотрено наказание: штраф — до 200 тыс. рублей, максимальное наказание — до 2 лет л/свободы, квалифицированные составы — до 6 лет лишения свободы.
По ст. 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции):
Всего — 1100 (-17,5%) преступлений, из них 120 уголовных дел (почти каждое 10-е) — приостановлено, в т.ч. в 2020 г. выявлено — 737 (-23.5) преступлений. Выявлено 873 лица, виновных в организации незаконной миграции, из них 854 (абсолютное большинство) — по наиболее тяжкому составу (то есть группой лиц, организованной группой или с целью совершения преступления).
Предусмотрено наказание: лишение свободы до 5 лет, квалифицированные составы (с целью совершения преступления) — до 7 лет лишения свободы со штрафом до 500 тыс. рублей.
По ст. 322.2. УК РФ (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ):
Всего зарегистрировано 7928 преступлений (-3.5%), приостановлено 70 уголовных дел, в 2020 году зарегистрировано — 7259 (-2.5%) преступлений. Выявлено 4478 (-14.7%), лиц, совершивших эти преступления, из них наиболее тяжкие — совершили 4173 (-15,1%) преступников.
Предусмотрено наказание: штраф 100-500 тыс. рублей, максимальное наказание — до 3 лет лишения свободы.
По ст. 322.3 УК РФ (Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ):
Всего зарегистрировано: 39085 (-18.5%), по итогам 2020 г. — 33724 (-21.6%), приостановлено: 859 (-16.8%). Выявлено 16956 (-22.0%) лиц, совершивших преступления, из них по наиболее тяжкому составу преступления: 16409 (-21.7%).
Предусмотрено: штраф 100-500 тыс. рублей, максимальное наказание — до 3 лет лишения свободы.
Статистика зарегистрированных преступлений и выявленных лиц позволяет резюмировать, что абсолютное большинство — более 90% преступлений, совершенных в сфере незаконного пересечения госграницы РФ и организации незаконной миграции — совершены по квалифицированным, то есть наиболее тяжким составам преступлений: группой лиц, организованной группой, с целью совершения преступления.
Суммарное количество преступлений, связанных с незаконным пересечением госграницы РФ, незаконной миграцией, преступной/фиктивной регистрацией мигрантов в стране, составило 50 541 преступление (по состоянию на 1 января 2021 года), а по итогам 12 месяцев 2020 года (в условиях «ковидных» ограничений) — 43 709 (!!) преступлений в сфере незаконной миграции.
В 2020 г. была пресечена деятельность почти 240 этнических организованных преступных групп (ОПГ), к уголовной ответственности привлечено 45 лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, в отношении 8 лиц – принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
С учетом суммарного количества преступлений и данными административной практики по итогам 2020 года количество правонарушений, связанных с миграцией и мигрантами, составляет более 100 тыс. (!) правонарушений в год (преступления и административные правонарушения).
Отметим, что данный показатель 100 тыс. правонарушений, связанных с миграцией, зафиксирован в условиях значительных ограничений, обусловленных развитием пандемии COVID-19.
Это минимальное значение (то есть то, что официально зарегистрировано), и что дает представление о состоянии правопорядка в миграционной сфере РФ по состоянию на начало 2021 года.
О необходимости ужесточения уголовной ответственности за миграционные преступления в РФ
Максимальное наказание за наиболее тяжкие составы вышеуказанных преступлений в сфере миграции — до 7 лет лишения свободы.
Примечательно, что в зарубежном уголовном законодательстве демократических государств, с высоким уровнем миграционной активности, пропагандирующих политику «открытых границ», организация незаконной миграции (преступления в сфере миграции оцениваются как содействие незаконной миграции) влечет максимально тяжелое наказание — до 10 лет лишения свободы, а за наиболее тяжкие составы — до 20 лет лишения свободы (Австралия, США).
Следует ожидать ухудшение состояния миграционной обстановки в стране, что закономерно не только для России, в которой ситуация в целом держится под контролем правоохранительных органов, но и отражает мировую тенденцию в сфере миграции, характерную (и неблагоприятную) для стран Западной Европы и США.
Правоприменительная практика по состоянию на 1 сентября 2021 г.
В 2021 году — три основных фактора предопределяют сложившуюся миграционную обстановку на территории Российской Федерации в целом:
1) Пандемия COVID-19 — (закрытие границ, карантин, ограничение транспортного сообщения) и ее последствия, предопределившие дефицит/нехватку трудовых мигрантов, с одновременным благоприятным миграционным режимом, улучшением условий труда и отдельным повышением зарплаты (в мигрантской среде).
2) Действующая российская миграционная политика характеризуется гуманитарным характером, реализуемой в виде либерального российского законодательства в сфере миграции, и условно обозначаемый нами «миграционный мораторий», продливший сроки и условия пребывания мигрантов, находящихся в пограничном/или/неопределенном правовом поле (не успевших пройти необходимые миграционные процедуры в связи с пандемией) в соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 до 30 сентября 2021 г.
3) Внешнеполитический глобальный фактор — «талибский блицкриг», коренным образом меняющий миграционную геополитическую парадигму, как в мире, так и в регионе — в близлежащих странах СНГ (Таджикистан, Узбекистан, Турменистан и др.), и далее в Российской Федерации.
В настоящее время всеми экспертами отмечается мощная тенденция усиления противоправной активности мигрантов, что подтверждается статистикой преступлений.
По данным МВД России, в январе — июле 2021 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства (ЛБГ) на территории Российской Федерации совершено 21,7 тыс. преступлений, что на 5,4% больше (чем за аналогичный период 2020 г.), в том числе гражданами государств-участников СНГ – 16,9 тыс. преступлений (-8,5%), их удельный вес составил 77,8% (среди всех иностранцев и ЛБГ). Больше всех указанных посягательств зарегистрировано в Центральном, Приволжском, Сибирском, Уральском, Южном федеральных округах. При этом количество преступлений в отношении иностранных граждан и ЛБГ сократилось на 1,1% и составило 8,9 тыс. преступлений.
Фиксируется всплеск/рост публичных массовых конфликтов (драк) мигрантов, вызывающих большой общественный резонанс.
Так, только за последние три летних месяца (июнь-июль-август) 2021 г. практически еженедельно, а в августе – почти ежедневно фиксируются массовые нарушения общественного порядка, в основном драки.
Все массовые драки мигрантов происходили с участием граждан среднеазиатских государств (Таджикистана, Узбекистана и Киргизии) и несколько с участием жителей северокавказских республик РФ (в основном — из Дагестана, Чечни), вблизи рабочих мест или мест проживания мигрантов из Средней Азии. Большинство массовых драк с участием мигрантов не были спонтанными, участники специально заранее обсуждали место, время и состав участников конфликтов, в ходе задержания почти в половине случаев были установлены мигранты-нелегалы.
Краткая хронология/статистика массовых драк с участием мигрантов, по результатам мониторинга российских СМИ, позволяет оценить степень угроз миграционной стабильности.
30 августа 2021 г. — Москва, Некрасовка. Массовая драка мигрантов около строительной площадки на ул. Маресьева. Задержаны 10 человек, оштрафованы за мелкое хулиганство на суммы от 500 до тысячи рублей.
29 августа 2021 г. — Москва, ул. Бабаевская (район Сокольники) Массовая драка у хостела на Бабаевской улице задержаны и доставлены в отдел полиции 150 мигрантов.
27 августа 2021 г. — Москва, ул. Бауманская (центр города), массовая драка с участием 15 мигрантов, в отдел полиции доставлено 50 человек, в основном граждан из стран Центральной Азии (киргизов, таджиков, узбеков). В рамках мероприятий по обеспечению общественного порядка и выяснения обстоятельств инцидента в ОМВД России по Басманному району Москвы всего доставлено 50 человек, из них 19 граждан Кыргызстана привлечены к административной ответственности по статье «Мелкое хулиганство», привлечены к ответственности также граждане Таджикистана и Узбекистана. Также возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), (данной статьей предусмотрен штраф в размере от 500 до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет).
27 августа 2021 г. — Новая Москва, ул. Корнилова, в хостеле — массовая драка с участием 20 мигрантов.
22 августа 2021 г. — Санкт-Петербург, Горелово, Красносельский район, массовая драка с участием 25 мигрантов (из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии), 14 мигрантов-нелегалов доставлены в отдел полиции, есть пострадавшие от ножевых ранений.
20 августа 2021 г. — Москва, Царицыно, массовая драка с участием мигрантов на футбольном поле. Полицией задержаны 34 человека, из них 16 мигрантов-нелегалов, привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации». Решается вопрос об их депортации и запрете на въезд в страну.
6 августа 2021 г. (ночью 5-6 августа) — Московская область, г. Одинцово, массовая драка (с применением ножей), с участием 20 мигрантов из среднеазиатских государств и северокавказских республик.
5 августа 2021 г. — Московская область, Мытищи, на улице Пограничной произошла массовая драка со стрельбой с участием мигрантов, преимущественно граждан из стран Средней Азии. В отдел полиции были доставлены 66 человек. По итогам рассмотрения материалов дела суд оштрафовал 49 мигрантов на 5 тыс. рублей каждого, нарушители были помещены в Центр временного содержания иностранных граждан для последующего выдворения за пределы России. «Состоялся первый этап выдворения, пределы РФ покинули 37 мигрантов». В рамках выяснения обстоятельств драки в отношении 54-летней уроженки Чувашии возбуждено уголовное дело по ст. 322.1 УК РФ («Организация незаконной миграции»). Установлено, что женщина является владелицей хостела, где проживали иностранцы, она организовала их нелегальное нахождение в России.
30 июля 2021 г. — Москва, Верхняя Красносельская, район Сокольники. В торговом центре «Тройка» («Ашан») — массовая драка со стрельбой из травматического оружия с участием 20 мигрантов из среднеазиатских стран.
12 июля 2021 г. (ночью 12-13 июля) — Москва, Кузьминки — массовая драка с участием 180-200 мигрантов. Полицией задержано 94 участника драки. По двум основным версиям: любовно-бытовая (конфликт между киргизами и таджиками, из-за девушки, или между киргизками и узбеками), и «политическая» версия между киргизами и таджиками вследствие длящегося этнополитического киргизского-таджикского конфликта в граничащих областях этих государств.
Мобилизация представителей диаспор для участия в драке происходила в социальных сетях, особенно через WhatsАpp.
11 июля 2021 г. — Химки, Московская область. В результате драки мигрантов два уроженца Киргизии получили ножевые ранения. Их товарищи захотели отомстить другим мигрантам и назначили встречу в Кузьминках (Москва).
Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркнул, что в последние месяцы МВД оперативно реагирует на нарушения общественного порядка, проводит жесткие рейды с целью обеспечения миграционной стабильности, по итогам возбуждено 800 уголовных дел, депортировано около 200 человек, 17,5 тысячам запрещен въезд в страну.
Необходимо обратить внимание на динамику массовых драк с участием мигрантов. Случайно ли практически ежедневное совершение массовых нарушений общественного порядка (драк) мигрантов в августе 2021 г. ? До срока истечение миграционного моратория (30 сентября 2021 г.) еще есть время для легализации своего правового статуса. Социально-экономические и бытовые проблемы у мигрантов не настолько острые (как, например, в период пандемии), более того, ввиду дефицита трудовых мигрантов, отсутствует проблема безработицы для мигрантов.
Независимые эксперты в качестве причин участившихся драк в мигрантской среде называют — перераспределение рабочих мест, конкуренцию между вновь прибывшими трудовыми мигрантами, соглашающихся на любые условия труда и представляющих конкуренцию ранее прибывшим трудовым мигрантам, которые требуют более высокий уровень зарплаты и благоприятных условий труда.
Или массовые драки с участием мигрантов являются одним из элементов провокационной деятельности, не установленных пока манипуляторов/провокаторов, в рамках произошедших в Афганистане событий (победы Талибана*)?
Долгосрочная опасность массовых конфликтов мигрантов в стране обусловлена усилением межэтнических противоречий, резко обострившихся в результате вдохновившихся победой талибов* в Афганистане радикально исламистски настроенных лиц, особенно в мигрантской среде на территории России.
Миграционная нестабильность тесно коррелирует с преступлениями террористического характера и экстремистской направленности.
По данным МВД России, в январе — июле 2021 года зарегистрировано 1450 преступлений террористического характера (+2,2%) и 687 преступлений экстремистской направленности (+31,1%).
Мигранты образуют этнические ОПГ для совершения общеуголовных преступлений, в частности совершения хищений, нападений на россиян (в т.ч. причинение тяжкого вреда здоровью, убийство). Так, большой общественный резонанс вызвал факт многолетнего сексуального рабства несовершеннолетней (в г. Ижевске), совершенный представителями азербайджанской этнической ОПГ.
О степени противоправности поведения мигрантов также свидетельствуют факты угрозы убийством и расправы над инспектором ДПС (пос. Мошково, Новосибирск), стрелявшего в 19-летнего азербайджанца-нарушителя, оказавшего активное сопротивление при выполнении служебного долга полицейского, когда около 10 вооруженных азербайджанцев требовали выдачи сотрудника МВД для учинения расправы.
В настоящее время в России действует условно обозначаемый миграционный мораторий: в соответствии с апрельским (2020 г.) указом президента России в связи с развитием пандемии всем иностранным гражданам было разрешено временно оставаться и работать в стране на законных основаниях. Кроме того, иностранным гражданам, нарушившим миграционный режим, дали возможность урегулировать свой правовой статус без каких-либо санкций. 15 июня 2021 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о продлении до 30 сентября 2021 г. моратория на выдворение из РФ иностранцев, ранее действовавшая норма истекала 15 июня 2021 г.
В России действует либеральная практика «открытых дверей» для трудовых мигрантов, то есть упрощенная процедура оформления миграционного режима для всех законопослушных мигрантов.
За январь-июль 2021 года в РФ осуществлено 6 475 509 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (аналогичный период 2020 г.- 601862). По итогам полугодия абсолютное большинство (две трети) составили постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из Узбекистана (1 869 275) и Таджикистана (1 073 313), а также Киргизии (464 339), Казахстана (225 880).
В полтора раза увеличилось количество разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства — по состоянию на июль оформлено — 44 488 разрешений (в 2020 — 29 050), из них более половины: высококвалифицированным специалистам 25 699 (в 2020 — 8 872), квалифицированным специалистам 3 053 (2020 -4 143).
Оформлено 1 115 729 (в 2020 — 707 476) патентов иностранным гражданам и ЛБГ. Количество действительных патентов на конец отчетного периода составило 1 438 730 (2020 -1 416 163).
Всего поступило 842 906 уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность (6 мес. 2020 — 822 432), в том числе на основании разрешения на работу: 32 446 (6 м. 2020 — 21 214), 406 110 — без разрешения на работу (6 м.2020 -332 885), 404 350 на основании патента ( 6 м. 2020 — 468 333).
Кроме того, в стране ежегодно увеличивается количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских образовательных учреждениях (в основном в вузах). В 2020 году 315 тыс. иностранных граждан обучались в высших учебных заведениях страны, причем среди иностранных студентов российских университетов — больше всего граждан из стран СНГ: из Казахстана (61 462 студента), Узбекистана (40 020), Туркменистан (36 389), Таджикистан (21 185), из стран дальнего зарубежья — Китай (29 617).
По данным МВД России, на миграционный учет было поставлено 265 056 иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в целях получения образования.
Таким образом, если суммировать все количественные данные о трудовой деятельности мигрантов, зарегистрированных миграционной службой, то получается, что из 6,5 млн. зарегистрированных постановок на учет мигрантов за 7 мес. 2021 г. зарегистрировано 2 млн. 356 тыс. — в связи с трудовой деятельностью, и в среднем 300 тыс. студентов-иностранцев (по данным Минобрнауки).
Возникает вопрос, чем в стране занимаются остальные почти 4 миллиона мигрантов (если точно: 3,999,819 тыс. человек), официально прошедших регистрацию и поставленных на миграционный учет за первое полугодие 2021 года? И это без учета учащихся-школьников, в 2020 году в школьных образовательных учреждениях насчитывалось 800 тыс. детей мигрантов.
Численность нелегальных мигрантов во всех странах, и в России в том числе, не поддается точной оценке. В России в связи с пандемией незаконная миграция несколько снизилась, однако общее количество незаконных мигрантов остается достаточно высоким. По данным МВД России в 2021 г. число незаконных мигрантов, колебалось в пределах 800 тыс. — 1 млн. человек, в основном иностранных граждан из стран СНГ.
Вместе с тем, по оценкам различных экспертов, минимальное количество нелегальных мигрантов в России в настоящее время колеблется в пределах 2,5 млн. человек, а по данным председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю. Крупнова, количество нелегальных (и полулегальных) мигрантов в Российской Федерации на январь 2020 г. достигало 10-12 млн. Есть основания считать, что многие из них не смогли или не захотели покинуть территорию РФ в период пандемии.
Даже минимальная официальная оценка в 1 млн. нелегальных мигрантов для 146 млн. населения России — достаточно внушительная цифра, предопределяющая необходимость усиления мер по обеспечению миграционной стабильности и противодействию нелегальной миграции.
Для сравнения: 2 миллиона незаконных мигрантов в 2021 году для 332-миллионного населения США, и 1,8-3,9 миллиона незаконных мигрантов для 447-миллионного населения Евросоюза, вызывают серьезную озабоченность правительств указанных государств, призывающих не переходить «красную черту», угрожающую национальной безопасности государств, «заморозить» практику «открытых границ», проекты миграционной лояльности и ужесточить миграционное законодательство.
В Российской Федерации, находящейся наиболее близко к региону повышенных рисков миграционной дестабилизации и усиления потока мигрантов и беженцев (в связи с гуманитарным кризисом в Афганистане), в первую очередь незамедлительно должны быть приняты соответствующие меры.
В условиях резко изменившейся геополитической миграционной ситуации в мире (победа Талибана в Афганистане, прогнозируемый рост миграционных потоков и беженцев, в том числе в страны СНГ и далее в РФ), и с учетом истекающего 30 сентября 2021 года «миграционного моратория», представляется необходимым незамедлительное радикальное изменение российской миграционной политики «открытых дверей», путем жесткой трансформации и модернизации действующего в настоящее время либерального миграционного режима в целях недопустимости миграционной дестабилизации и обеспечения антитеррористической безопасности.
Как гражданское общество реагирует на меры ужесточения миграционной политики в России
Ужесточение мер по обеспечению миграционной стабильности, судя по итогам многолетнего изучения общественного мнения, будет поддержано россиянами.
Так, результаты опроса населения представителями Левада-центра, проведенного в более благополучном допандемическом 2019 году показали, что три четверти россиян (72%) считают, что власти должны ограничить приток иностранных граждан, приезжающих в страну на заработки. А результаты опроса населения по итогам 2020 года показали, что до 22% возросло количество опрошенных россиян, считающих, что положение, связанное с отношениями между людьми разных национальностей в течение прошедшего 2020-го года, ухудшилось и до 13% снизилось — считающих, что положение в сфере межнациональных отношений улучшилось.
По данным МВД России, по итогам семи месяцев 2021 года направлено 113 833 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (2020 г. — 121 157).
Большой общественный резонанс и необоснованную критику правозащитников за, якобы нарушения прав мигрантов, вызвали следующие документы в сфере миграции:
Законопроект от 1 марта 2021 г. «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (Инициирован МВД России, планируется принятие с 1 января 2024 г.).
В отличие от правозащитников, правоохранительное сообщество позитивно оценивает новые предложения, в том числе:
оформление единого документа — электронной ID-карты личности мигранта;
оформление электронных въездных виз;
дактилоскопия отпечатков пальцев иностранных граждан;
регистрация на портале госуслуг;
постановка на учет в реестр иностранных работников;
введение реестра недобросовестных приглашающих лиц;
реестр работодателей, приглашающих трудовых мигрантов;
недопуск в страну иностранных граждан без подписания «соглашения о лояльности», которое предполагает отказ от участия в несанкционированных собраниях, митингах и пикетах.
Кроме того, устанавливаются три миграционных режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, в рамках которых иностранные граждане смогут законно находиться на территории Российской Федерации:
режим краткосрочного пребывания (не более девяносто дней суммарно в течение календарного года);
режим долгосрочного пребывания (свыше девяносто дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на постоянное проживание);
постоянное проживание (бессрочно).
Для получения разрешения на постоянное проживание вводятся общий и упрощенный порядок его получения. Общий порядок предполагает введение комиссионной оценки претендентов на постоянное проживание в Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации.
В законопроекте федерального закона вместо двух самостоятельных понятий «административное выдворение» и «депортация» вводится обобщающее понятие «высылка» – как система мер государственного принудительного воздействия, заключающееся в удалении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.
Предполагается высылку назначать:
судом как вид административного наказания;
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти во внесудебном порядке в иных установленных проектом федерального закона случаях.
С учетом участившейся практики иностранных граждан, которым ранее было отказано во въезде в РФ, однако они повторно въезжали на территорию РФ, изменив лингвистический перевод своих ФИО, позитивно оценивается предлагаемая в законопроекте необходимость прохождения дактилоскопической регистрации, фотографирование либо идентификация (в том числе по биометрическим параметрам) иностранных граждан до въезда в Российскую Федерацию, при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации через Государственную границу Российской Федерации.
В пояснительное записке к законопроекту обоснованно подчеркивается, что внедрение информационных технологий будет способствовать повышению прозрачности миграционных процедур и их удобства для субъектов правоотношений, получению более полной информации о миграционной ситуации и ее изменениях. Расширение использования при оказании государственных услуг и осуществлении контроля в сфере миграции механизмов биометрической идентификации повысит возможности по предотвращению въезда в Российскую Федерацию нежелательных лиц, по решению задач борьбы с преступностью и незаконной миграцией.
Для законопослушных категорий мигрантов новая редакция законопроекта отражает современный (с учетом введения электронных документов) и даже упрощенный (что требует дополнительной оценки с учетом обеспечения безопасности) алгоритм оформления правового статуса мигранта.
Однако планируемое введение его в действие с января 2024 г., особенно в части оформления электронных документов на иностранное лицо (ID-карт с биометрическими данными), на наш взгляд, запаздывает, что не отвечает современным реалиям безопасности.
С учётом ситуации в Афганистане оптимальный срок введения в действие указанного законопроекта – с 1 января 2022 г.
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки).
Данным федеральным законом предусмотрены обязательные дактилоскопическая регистрация, фотографирование иностранцев, прибывших в Россию на срок, превышающий 90 календарных дней. Процедуры должны быть выполнены в течение 90 календарных дней со дня въезда в Россию.
Дактилоскопию и фотографирование иностранных граждан будут проводить однократно с выдачей документа о прохождении процедур. При наличии технической возможности он будет оформляться в виде карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца. То же самое касается оформления временных удостоверений личности лицам без гражданства, вида на жительство, патентов. При этом вид на жительство в форме карты с электронным носителем будет выдаваться на 10 лет.
Представляется, что в условиях угроз миграционной стабильности и в целях национальной безопасности некоторые процедуры, такие как дактилоскопия и фотографирование целесообразным начать реализовать уже в сентябре 2021 г. в «тестовом» режиме апробации (до истечения 180-дневного срока вступления в силу ФЗ), в том числе формирование электронной базы / сбор биометрических данных мигрантов.
Оперативная оптимизация миграционного законодательства в совокупности с активизацией межведомственного и межгосударственного взаимодействия, в том числе в рамках СНГ, представляется первоочередной мерой предупреждения негативного сценария возможного миграционного кризиса.
Межгосударственное взаимодействие
24 августа 2021 г. на площадке Центра кризисного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в режиме видеоконференции состоялось 24-е заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), в котором приняли участие представители всех государств ОДКБ.
В рамках заседания стороны обсудили миграционную ситуацию в государствах – членах ОДКБ и эффективность проводимых мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции, отдельно подвели итоги первого этапа операции «Нелегал-21».
Заслушаны доклад члена КСБНМ от Республики Таджикистан о ситуации, складывающейся с беженцами из Афганистана, а также выступления других членов Координационного совета по данной тематике. Подчеркнуто, что складывающаяся внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане несет риски для государств региона ОДКБ, а именно исход неконтролируемого числа беженцев, наркотрафик, нелегальное перемещение оружия и других преступлений.
Участники встречи отметили, что масштабы перемещения указанной категории иностранных граждан на территории государств ОДКБ сложно оценить на данный момент. Существует большая вероятность, что с проблемой приема и размещения афганских беженцев, в первую очередь, столкнутся сопредельные с Афганистаном страны Центральной и Средней Азии, в частности Таджикистан, в связи с этим подчеркнута необходимость осуществлять мониторинг ситуации, регулярно обмениваться информацией в целях выработки управленческих решений.
Меры по обеспечению миграционной безопасности
Имея прецедент июньского 2021 г. ежедневного многотысячного потока трудовых мигрантов в миграционные центры («Единый миграционный центр Московской области» и «Многофункциональный миграционный центр г. Москвы»), пытающихся пройти процедуру легализации и оформить документы до истечения первично установленного срока миграционного моратория 15 июня 2021 г., продленного в соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364, до 30 сентября 2021 г., следует ожидать аналогичные процессы на протяжении сентября 2021 г., в оставшийся период которого мигранты должны незамедлительно обратиться в территориальные органы МВД России для урегулирования своего правового статуса или выехать за пределы РФ.
Срок окончания «миграционного моратория» — 30 сентября 2021 г. — можно считать точкой отсчета начала миграционного кризиса в случае, если беспрецедентно гуманитарный характер российской миграционной политики, реализуемой в условиях развития пандемии, не будет незамедлительно изменен/реформирован/ужесточен, с учетом внешних и внутренних угроз.
Зарегистрированная в 2021 году в Российской Федерации 6-миллионная армия мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), из которых, только 2,6 млн. — официально трудящихся и обучающихся, и, как минимум, 1 млн. нелегальных мигрантов, представляют собой мощную этнополитическую силу, которая в условиях ожидаемого, неизбежного потока мигрантов (из стран СНГ) и беженцев (в СНГ, РФ из Афганистана), в результате активизации террористических акций и долгосрочного гуманитарного кризиса в Центрально-Азиатском регионе, будет не только активно пополняться количественно, в том числе за счет нелегальных/незаконных мигрантов, но и является объектом пропагандистской деятельности, массированной вербовки и рекрутинга как международных радикальных группировок, активно использующих инновационные технологии, средства электронной коммуникации, так и региональных/территориальных этнических организованных преступных групп (ОПГ). Криминальная сфера деятельности этнических ОПГ — незаконная миграция, наркотрафик, торговля людьми, терроризм, экстремизм.
Управляемый «миграционный хаос», всплеск этнической и общеуголовной преступности) носит аккумулятивный (накопительный) характер (например, многочисленная серия/количество отдельных первоначально разрозненных (полимотивированных) массовых драк мигрантов под руководством этно/национальных лидеров, провокаторов динамично может трансформироваться в массовые беспорядки).
Представляется, что дестабилизация миграционной ситуации в стране, путем усиления межэтнических противоречий, национальной вражды, расшатывания миграционной устойчивости, может быть реализована в форме подготовки серьезных массовых волнений в мигрантской среде, планомерной провокации масштабного миграционного взрыва, реализации экстремистских и террористических угроз, что в целом в рамках провоцируемого, управляемого извне «миграционного хаоса», будет способствовать резкому ухудшению состоянию общественного правопорядка в стране, всплеску этнической и общеуголовной преступности, что в целом создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
В условиях беспрецедентно высокого риска реализации внешних и внутренних угроз, прогнозируемых с высоким уровнем вероятности, представляется необходимым незамедлительная (срочная) реализация комплекса мер по обеспечению миграционной стабильности и антитеррористической безопасности.
С учетом взаимообусловленного взаимодействия/влияния всех трех вышеперечисленных факторов («пандемический», «миграционный мораторий», «афганский») представляется необходимым сосредоточиться на двух главных направлениях:
1) незамедлительной подготовки и реализации комплекса мер по внутрироссийскому/национальному правоприменительному периметру (ужесточение миграционного законодательства, усиление мер пограничного контроля, активизация организационно-правовых мер противодействия нелегальной миграции и т.п.);
2) активизации в международном правовом поле (ООН, ОБСЕ) и региональном (АТЦ СНГ, БКБОП СНГ, ОДКБ) российских инициатив, административно-контрольных и оперативно-розыскных мер в сфере обеспечения миграционной стабильности и антитеррористической безопасности (параллельно, взаимодействие в целях обеспечения национальных мер безопасности).
1. В рамках комплекса внутрироссийских/национальных мер обеспечения миграционной стабильности и антитеррористической безопасности:
1.1. Усиление мер миграционного контроля путем ужесточения миграционного законодательства.
1.1.1. В связи с истечением, в соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.2021 г. № 364 сроков миграционного моратория 30 сентября 2021 г. для иностранных граждан и лиц без гражданства, не урегулировавших свое правовое положение и/или не выехавших за пределы РФ в указанный срок (пп. «б» п. 2 Указа), МВД России незамедлительно инициировать и подготовить программу, нормативно-правовой документ «О неотложных мерах по обеспечению миграционной стабильности в интересах национальной безопасности Российской Федерации».
1.1.2. Инициированный МВД России законопроект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (от 1 марта 2021 г., 02/04/03-21/00113698), введение которого планируется с 1 января 2024 г., в связи с прогнозируемым резким изменением миграционной ситуации (увеличением миграционных потоков), и высокой актуальностью предлагаемых в законопроекте предложений о введении электронных документов (ID-карты мигрантов с биометрическими данными иностранного лица, электронной визы и т.д.), рассмотреть на предмет более оперативного обсуждения, принятия законопроекта и вступления в силу с 1 января 2022 г.
1.1.3. Представить для обсуждения возможность/целесообразность подготовки законопроекта о временном изменении визового режима РФ для иностранных граждан и ЛБГ из СНГ (в настоящее время с большинством государств СНГ действует безвизовый режим до 90 дней пребывания (за исключением Турменистана).
1.2. Организационно-административные меры по оптимизации регулирования миграционного режима в РФ.
1.2.1. МВД России предусмотреть незамедлительное открытие миграционными центрами дополнительных (увеличение количества) точек доступа для мигрантов с целью прохождения ими процедуры идентификации личности, установления правового режима пребывания, принятия и рассмотрения документов и т.п. Организовать дополнительные средства онлайн-связи — интернет, телефонов «горячей линии» (не автоответчик (!) для онлайн-коммуникаций с иностранными гражданами.
1.2.2. МВД России во взаимодействии с Минтрансом предусмотреть возможность организации дополнительного транспортного сообщения/рейсов (авиа-, железнодорожного транспорта) для облегченного выезда иностранных граждан, не урегулировавших свой миграционный правовой статус, с одновременным упрощением процедуры оформления транзитной визы, поскольку для значительной части мигрантов затруднен сбор всех необходимых документов).
1.2.3. МВД России во взаимодействии с Росгвардией организовать создание целевых дополнительных мобильных групп/патруля (с обязательным представителем миграционных служб МВД) для осуществления сплошного и/или выборочного мониторинга/проверки документов/правового режима мигрантов в общественных местах (улицы, метро, торговые центры).
1.2.4. Минтруда и социальной защиты РФ предусмотреть создание Реестра недобросовестных работодателей, приглашающих на работу иностранных граждан.
1.2.5. Инициировать привлечение представителей неправительственных общественных организаций (НПА), национальных диаспор, волонтеров для проведения дополнительных мероприятий для мигрантов в общественных местах (раздача информационно-просветительских брошюр и пр.), о порядке оформления документов, извещения об истечение сроков миграционного моратория и т.д.
2. В рамках международного (ООН, ОБСЕ) и регионального (АТЦ СНГ, БКБОП СНГ, ОДКБ) сотрудничества:
2.1. Предусмотреть возможность реализации в целях обеспечения национальных интересов РФ в сфере миграции российских инициатив и административно-контрольных мер в сфере обеспечения миграционной стабильности и антитеррористической безопасности (параллельно, взаимодействие в целях обеспечения национальных мер безопасности).
2.2. Усиление административно-контрольных и оперативно-розыскных мер по противодействию нелегальной миграции и этнической преступности (в рамках межгосударственного взаимодействия МВД России, АТЦ СНГ, БКБОП СНГ, ОДКБ).
2.3. Незамедлительно подготовить открытие специализированных миграционных центров в странах СНГ (по примеру Узбекистана), проводящих первичный мониторинг/отсев трудовых мигрантов, приглашаемых в Россию, по заявкам российских работодателей, до прибытия последних на территорию Российской Федерации.
*запрещённая в РФ террористическая организация
https://zavtra.ru/blogs/migratciya_i_bezopasnost_rossii_faktor_afganistana#