Аналитические материалы членов Союза: справка для ОП Президента Союза И.М. Мацкевича

В Общественной палате Российской Федерации обсуждаются изменения в законодательстве о выплате алиментов.

Предлагаются следующие изменения:

 

1. В УК РФ.

Внести в примечания к статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 19; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; 2011, № 30, ст. 4601; № 50, ст. 7362; 2013, № 27,
ст. 3477; № 50, ст. 4848; № 51, ст. 6685; 2015, № 1, ст. 82; № 48,
ст. 6712; 2016, № 27, ст. 4256; 2017, № 24, ст. 3489) следующие изменения:

1) пункт 1 после слов «признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств» дополнить словами
«в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением,»;

2) пункт 2 после слов «признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств» дополнить словами «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением,»;

3) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если это лицо в полном объеме погасило задолженность
по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста,
или нетрудоспособных родителей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.»

 

2. Внести в статью 5.351 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 50, ст. 5281; 2007,
№ 31, ст. 4015; 2009, № 29, ст. 3597; № 45, ст. 5265; 2011, № 30, ст. 4573; № 50, ст. 7346; 2013, № 49, ст. 6327; № 52, ст. 6961; 2014, № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7550; 2016, № 27, ст. 4160, 4238, 4259; 2017, № 17, ст. 2456) следующие изменения:

1) часть 1 после слова «средств» дополнить словами «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением,»;

2) часть 2 после слова «средств» дополнить словами «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением,».

Мнение по этому поводу Президента Союза криминалистов и криминологов И.М. Мацкевича

Уважаемые коллеги!

На поставленные вопросы по алиментам предлагаю варианты ответов.

 

Вопрос1.Является ли принятие данных законопроектов актуальным и необходимым.

Несомненно. Вопросы, связанные с материальным обеспечением детства не могут не быть актуальными. К сожалению, государственные институты (что является «отрыжкой» политики 1990-х годов) уклоняются от этого обеспечения максимально, перекладывая все на плечи родителей. Я, например, имел возможность сравнить цены на детские товары у нас и в Германии, и это сравнение кратно не в нашу пользу. Система государственных дотаций на детские товары, существовавшая в СССР и принятая европейскими странами, у нас уничтожена.

Вопрос 2. На Ваш взгляд, к каким социальным, экономическим последствиям приведет реализация положений законопроектов. Пожалуйста, поясните свою точку зрения.

Ни к каким. И пояснять тут нечего. Это вопрос организации исполнения действующего законодательства. Другое дело, что большинство родителей вынуждены экономить на всем ради благополучия детей, поскольку у нас и сфера досуга, и сфера образования (в том числе в школах) стала de facto платной. Не видеть этого может только тот, кто не хочет этого видеть.

Вопрос 3. Позволит ли принятие законопроектов достичь целей, указанных в пояснительных записках к законопроектам.

Вряд ли. Ведь те, кто добиваются (на вполне легальных основаниях, судя по тексту пояснительной записки) уклонения от уплаты алиментов, смогут добиться этого же и при реализации предлагаемых изменений законодательства. Просто формулировки решений судов изменятся. Более подробно – см. ответ на вопрос 4.(Здесь и далее курсив мой – И.М.)

Вопрос 4. Оцените, пожалуйста, качество проработки законопроектов: имеются ли положения, допускающие неоднозначное толкование, правовые пробелы, коррупциогенные факторы, декларативные положения и повторы и т.д. Не приведет ли принятие законопроектов к возникновению правовых коллизий.

Вот, что говорится в тексте пояснительных записок. Это важно для объяснения моей позиции.

«По состоянию на 1 января 2020 г. остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментных платежей составлял 806,4 тыс. производств, на 1 октября 2020 г. — 797,7 тыс. производств.

Так, в одних случаях суды придерживаются правовой позиции,  согласно которой нормы указанной статьи КоАП предполагают полную неуплату присужденных к взысканию алиментов в течение двух и более месяцев, а при частичной выплате алиментов состав административного правонарушения в действиях должников отсутствует.

Так, за 2019 год по результатам 8 тыс. (за 8 месяцев 2020 г. — 4,4 тыс.) доследственных проверок дознавателями ФССП России принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе в связи с осуществлением должниками нерегулярных и незначительных выплат, размер которых существенно ниже установленного исполнительным документом.

Кроме того, на сегодняшний день имеются случаи, когда частичная уплата должниками алиментов в меньшем размере, чем установлено исполнительным документом, также зачастую прокурорами трактуется как исполнение должниками своих алиментных обязательств».

 

Исходя из изложенного у меня возникают следующие сомнения.

А. Я понимаю, что суды у нас независимые и т.д. Но они совсем независимые от общества? Они не подконтрольны обществу? Они работают сами по себе, а общество – само по себе?

В судебной системе есть Верховный Суд, который регулярно издает разъяснения о судебной практике, целью которых как раз является установление единообразия при применении закона. Конечно, у нас нет системы судебных прецендентов, но когда один суд трактует закон так как он считает нужным, а другой суд – в прямо противоположном направлении, то это говорит о том, что у нас сложилась уникальная (как это часто бывает в нашей стране) система «беспрецендентного права».

Может быть Общественной палате спросить у Верховного Суда, почему судьи так вольно подходят к вопросам применения норм права?

Б. Не надо плохую работу конкретных исполнителей, в данном случае судебных приставов, компенсировать изменениями закона. Мы поэтому  бесконечно меняем законы, что кто-то просто плохо не профессионально делает выполняет свою работу. У судебных приставов достаточно полномочий, чтобы добиваться полной уплаты алиментов там, где это действительно необходимо. Если судьи принимают решение о частичной оплате элементов как окончательной – есть прокуратура, куда судебные приставы могут обратиться для изменения подобного решения (было бы желание).

В. Было бы интересно посмотреть в отношении кого принимаются решения о замене частичной оплаты алиментов как оплаты всех алиментов. Я такого исследования не проводил, но общаясь с адвокатами могу высказать предположение, что эту категорию «алиментщиков» представляют  далеко не самые бедные граждане нашей страны. Чаще всего это знаковые персоны, которые не хотят платить алименты по разным соображениям: а) отомстить бывшей жене; б) из жадности; в) считают, что бывшая жена будет тратить полученные средства на себя, а не на ребенка. Неужели авторы предлагаемых изменений думают, что эти персоны изменят свою позицию и заплатят элементы в полном объеме, даже если законодательство ужесточится?

В. Я не являюсь специалистом в области семейного права, но еще раз изучив соответствующие разделы Семейного кодекса РФ, нигде не нашел формулировки частичного погашения алиментных выплат. Наоборот, в кодексе очень подробно прописано кто, как и в каких объемах должен платить алименты, причем – постоянно, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Вольная трактовка закона судами и судебными приставами – это их плохая работа (о чем я говорил), причем здесь закон?

Г.  Предлагаемые формулировки уголовного закона (которые действуют применительно к другим статьям УК) напоминают шантаж со стороны государства:

«Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если это лицо в полном объеме погасило задолженность по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.».

 

Многовековой опыт подготовки и применения правовых норм убеждает, что запугиванием (только) никогда не удавалась добиваться искомого результата. Помимо предлагаемых изменений в УК и КоАП должны быть подготовлены изменения, скажем, в налоговый кодекс, другие нормативные правовые акты, в которых следовало бы предусмотреть льготы для тех, кто регулярно платит алименты. Большинство из этих людей не являются «олигархами» и для них каждая копейка, что называется на счету. А причины, по которым они оставили свои семьи могут быть очень разными, в том числе и объяснимыми с точки зрения логики «простой» человеческой жизни.

Д. Исходя из изложенного полагаю, что изменения будут приняты, но вряд ли приведут к ожидаемому результату. (Хотя бы потому, что никакого серьезного анализа почему люди не платят алименты проведено не было).

 

доктор юридических наук, профессор

Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.