Аналитические материалы членов Союза: статья члена Союза из Сербии Ивана Милича

д-р юрид. наук Иван Д. Милич, ассистент – доктор юридических наук, Юридический факультет Новосадского университета

I.milic@pf.uns.ac.rs

 ОБ УЧЁТАХ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. Автор указывает на основные особенности постановки на криминалистический учёт лиц, совершивших уголовные правонарушения. Лицо, поставленное на учёт, также может понести определенные правовые последствия. Таким образом, государство (государственные органы) имеет возможность контролировать этих лиц.

Ключевые слова: уголовное правонарушение, учёт, физическое лицо, несовершеннолетние лица, юридическое лицо.

В Республике Сербия каждое лицо, совершившее уголовное правонарушение ставится на определенный учёт. На какой учёт будет поставлено лицо, совершившее уголовное правонарушение, зависит от того, является ли оно физическим или юридическим лицом, совершеннолетним или несовершеннолетним правонарушителем, а также от того, совершает ли оно особые уголовные правонарушения. Таким образом, в РС ведётся несколько видов учёта лиц, совершивших уголовные правонарушения. Каждый учёт ведётся конкретным компетентным органом (полицией, судом или администрацией по исполнению уголовных санкций). Осужденные лица удаляются из определенных баз данных через определённое количество лет, но есть и такие осуждённые, которые никогда не снимаются с учёта — это люди, у которых не может быть чистого прошлого. Сведения из базы данных могут быть предоставлены компетентным органам при определенных условиях. Лицо, приговорённое к определённыму виду наказания или осуждённое за совершение определённого уголовного правонарушения, также может пострадать от юридических последствий осуждения (которые отражаются, например, в увольнении или невозможности найти работу). Безусловно, данные об осуждённых лицах помогают следственным органам в выявлении и доказывании правонарушений.

А) Уголовная регистрация, проводимая в соответствии с Уголовным кодексом[1] (ст. 102 УК РС). Это самый старый вид учёта лиц, совершивших уголовное правонарушение. К ним относятся все совершеннолетние лица,  совершившие уголовные правонарушения, независимо от того, какое уголовное правонарушение они совершили и какая санкция, предусмотренная Уголовным кодексом, к ним была применена. В первую очередь в базу данных заносятся сведения о правонарушителе, уголовном правонарушении и наложенной санкции. Осуждённые, приговорённые к „более мягкому наказанию“ или лишению свободы на срок до трёх лет, по должности снимаются с учёта по истечении определённого периода времени. Чем мягче санкция или чем короче срок тюремного заключения, тем меньше лет потребуется, чтобы правонарушитель был удалён из базы данных. Например, данные о судебном предупреждении удаляются в течение одного года со дня вступления приговора в законную силу при условии, что лицо не совершило нового преступления. С другой стороны, лицо, приговорённое к лишению свободы на срок от одного до трех лет, снимаются с учёта в течение десяти лет со дня отбытия, истечения срока наказания или помилования при условии, что лицо не совершило нового уголовного преступления. Правонарушители, приговорённые к лишению свободы на срок от трёх до пяти лет, могут быть реабилитированы судом (удалены из базы данных), если они не совершат новое уголовное преступление в течение десяти лет со дня отбытия наказания, истечения наказания или помилования. Этот процесс инициируется по заявлению осуждённого. Лица, приговорённые к лишению свободы на срок более пяти лет, никогда не снимаются с этого учёта. Учёт ведётся полицейским управлением (полицией) по месту рождения осуждённого[2].

Б) Учёт  несовершеннолетних правонарушителей. Санкции, соответствующие их возрасту, также применяются к несовершеннолетним лицам, совершающим уголовные правонарушения (которым исполнилось четырнадцать лет на момент совершения уголовного правонарушения и которым не исполнилось восемнадцать лет). К несовершеннолетним могут быть применены воспитательные меры, они могут быть приговорены к тюремному заключению для несовершеннолетних, a также им могут быть назначены защитные меры, предусмотренные Уголовным кодексом, за исключением запрета на выполнение профессиональной деятельности или служебных обязанностей – Закон о несовершеннолетних лицах, совершивших уголовное преступление и их уголовно-правовой защите [3] (п. 1 ст. 9 ЗМ). В связи с этим ЗМ предусматривает, что учёт назначенных воспитательных мер и приговоров к лишению свободы несовершеннолетних ведётся судом первой инстанции. В РС возникла проблема, заключающаяся в том, что процесс ведения этого учёта регулировался специальным положением, которое решением Конституционного суда РС было признано несовместимым с Конституцией. Таким образом, в настоящее время не существует положения, регулирующего ведение учёта более подробно, что открывает множество вопросов.

В) Специальный учёт лиц, совершивших определённые уголовные преступления. В 2013 году в РС был принят Закон о специальных мерах по предотвращению уголовных правонарушений против сексуальной свободы в отношении несовершеннолетних лиц[4], который регулирует ведение специального учёта осуждённых, совершивших определённые уголовные правонарушения против половой свободы в отношении несовершеннолетних лиц. Учитывая, что этот закон применяется только к совершеннолетним преступникам, совершившим уголовные преступления, это означает, что на учёт ставятся только совершеннолетние правонарушители. Каждое осуждённое лицо, занесённое в эту базу данных, обязательно ставится и на криминалистический учёт, который ведётся в соответствии с УК (следовательно, оно будет занесено в две базы данных). Эта база данных хранится Управлением по исполнению уголовных санкций, что означает, что в неё заносятся все осуждённые лица, которые были осуждены в РС за совершённое уголовное правонарушение, к которому применяется ЗПМ. Данные из этой базы никогда не удаляются. Важно отметить, что в эту базу заносятся и данные, важные для опознания осуждённого — данные о наличии у осужденного определённых особых примет (врождённые особенности, татуировки и т.п.), а также данные о профиле ДНК осуждённого. Эти данные очень важны для следственных органов с точки зрения выявления и доказывания уголовных преступлений, как с точки зрения определения того, совершили ли указанные лица новое уголовное правонарушение, так и с точки зрения исключения их из круга подозреваемых.

Г) Учёт юридических лиц, совершивших уголовные правонарушения. До 2008 года юридические лица в РС не могли привлекаться к ответственности за уголовное правонарушение (а только за проступки и преступления в сфере экономической деятельности)[5]. В 2008 году в РС был принят Закон об ответственности юридических лиц за уголовные правонарушения[6], который вводит уголовную ответственность юридических лиц. Каждое осуждённое юридическое лицо ставится на специальный учёт, который ведётся судом первой инстанции, на территории которого назначено местонахождение отечественного юридического лица, то есть местонахождение представительства или филиала иностранного юридического лица. В зависимости от суммы наложенного штрафа, осуждённое юрлицо снимается с учёта по должности через определённое количество лет или может быть реабилитировано по решению суда через определённое количество лет, но юридические лица оштрафованые на „крупную сумму“ не могут быть удалены из этой базы даных.

Считаем, что было бы оправданным устранение некоторых недостатков (которые считаются реликтом прошлого) в положениях, регулирующих ведение учёта. Также необходимо принять постановление, которое будет регулировать ведение учета несовершеннолетних лиц, совершивших уголовное правонарушение. Следует отметить, что в РС, кроме вышеуказанных учётов, ведутся другие учёты лиц, совершивших уголовное правонарушение, а также лиц, совершивших проступок[7]. Наконец, необходимо подчеркнуть, что в РС есть другие оперативные / криминалистические учёты, на которые ставятся не лица, совершившие преступление, а лица, в отношении которых существует „подозрение“ в том, что они совершили преступление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Закон об ответственности юридических лих за уголовные правонарушения, «Официальный вестник РС», № 97/2008.
  2.  Закон о специальных мерах по предотвращению исполнения уголовных правонарушений против сексуальной свободы в отношении несовершеннолетних лиц,  «Официальный вестник РС», № 32/2013 сокр. ЗПМ
  3.  Закон о несовершеннолетних лицах, совершивших уголовное преступление и их уголовно-правовой защите, ,,Официальный вестник РС», № 85/2005 сокр. ЗМ
  4.  Милич Иван, Всегда ли уголовное преступление самое тяжкое правонарушение? (I часть), Сборник трудов Юридического факультета в Нови Саде, 3/2016. стр. 937-955; Милич Иван, Всегда ли уголовное дело самое тяжкое правонарушение? (II часть), Сборник трудов Юридического факультета в Нови Саде, 3/2017. стр. 405-415
  5.  Милич Иван, Ответственность юридических лиц за караемые законом деяния в Республике Сербии, Экономика знаний: теория, практика, перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ин-ститута (г. Донецк, 25 октября 2019 г.) / ГУ «Институт экономиче-ских исследований»; науч. ред. Н.В. Шемякина. – Донецк, 2020. стр. 375-385
  6.  Уголовный кодекс,  «Официальный вестник РС», № 85/2005, 88/2005, 107/2005, 72/2009, 111/2009, 121/2012, 104/2013, 108/2014, 94/2016, 35/2019.

С полным текстом можно ознакомиться в:  I Стояновские чтения — Материалы научно-практической конференции

(Москва, 15 апреля 2021 года) —      http://academy-skrf.ru/science/publishing/collection_of_forums/2021/sb15042021.pdf   

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.