Т.Т. Шахмурзаев, Н.Н. Китаев, В.Н. Китаева
Криминалистика и спиритизм: о проникновении лженауки в юриспруденцию
Известный ученый-физик А.И. Китайгородский в своей книге, посвященной разоблачению псевдонаучных заявлений, писал более полувека назад: «Лженаука оперирует выдуманными фактами и сочиняет ложные теории для объяснения как выдуманных, так и реальных явлений».
С той поры в России появилось столько лжеученых, паразитирующих на невежестве различных слоев общества, что 2 октября 2013 г. в Совете Безопасности РФ вынужден был выступить с докладом председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой Е.Б. Александров. Он представил присутствующим стратегию противодействия лженауке, основным пунктом которой является создание экспертизы для выявления признаков лженауки.
Одной из разновидностей лженауки, стремящейся проникнуть в правоприменительную деятельность, выступает так называемая экстрасенсорика (ясновидение, телепатия и т.п.), пропагандой которой занимаются в последние годы некоторые обладатели ученых степеней. Так, С.И. Захарцев и В.П. Сальников утверждают, что экстрасенсорика к науке не имеет никакого отношения и относится к разряду вненаучного знания. Аналогичное мнение культивирует доцент С.В. Лаврухин, используя в книгах, предназначенных для обучения студентов юристов, сведения об «успехах» участников телевизионного шоу «Битва экстрасенсов» при раскрытии запутанных убийств.
Между тем, установлено, что упомянутые С.В. Лаврухиным преступления в Рязани, раскрыты исключительно трудом работников правоохранительных органов, а «экстрасенсы» здесь не помогли. Бывший редактор телешоу «Битва экстрасенсов» О. Лоскутов в своем обширном интервью рассказал, что именно он за плату подсказывал участникам шоу правильные ответы и придумывал впечатляющие биографии «магов» и «колдуний», которые, конечно, никаким сверхъестественными способностями не обладали. В частности, ряд экстрасенсов» впечатлял доверчивых людей своими «способностями» связываться с душами умерших людей. Такие способности, при наличии их реального подтверждения, позволили бы, естественно, раскрыть массу загадочных убийств и иных преступлений, открыть тайны необъяснимых исчезновений людей, трупы которых обнаружить не удалось, дали бы криминалистам колоссальные возможности увеличить эффективность своего нелегкого труда.
Нужно вспомнить, что еще в XIX веке большое распространение в Европе и Америке получило мистическое учение о спиритизме — возможности связи с душами умерших людей (по латыни «спиритус» — дух). Вот что писал об этом проф. И.Г. Оршанский: «Спиритизм цивилизованных народов отличается от спиритизма первобытного лишь некоторыми частностями, но, следя за развитием этого учения через весь древний и новый мир, — у арабов, евреев, средневековых мистиков до середины XIX века, мы находим везде повторение одних и тех же основных явлений, приемов и стремлений». Автор сообщал про апологетов спиритизма, которых сейчас называли бы экстрасенсами: «Место магов, колдунов, жрецов заняли медиумы, т.е. лица, которым приписывается особая способность вступать в сношения с духами и власть над последними.
Современный медиум приписывает себе все способности и всю силу древних магов, если не больше. Он вызывает дух умершего, узнает у него прошлое и будущее, он узнает болезни и лечит их, он видит и слышит на расстоянии…»
В начале минувшего века С. Волкович справедливо отмечал: «Спиритические доктрина и практика широкой волной разливаются ныне по России и, — никем и ничем не сдерживаемые, — грозят внести с собой в русскую жизнь много непоправимого вреда… Между тем, во все происходящее не вмешиваются ни «власть имущие», ни авторитеты учительства и серьезной литературы, ни представители господствующей церкви».
Более века спустя примерно такие же доводы приводит в своей работе доктор технических наук Ю.Я. Реутов, изобличающий несостоятельность «экстрасенсов».
Итальянский психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо в начале XX века убежденно писал о «представителях потустороннего мира», которые, по его мнению, «должны принадлежать к иному состоянию материи».
Еще в 1920 году известный изобретатель Эдисон «…предложил создать и поставил перед собой цель сконструировать радиотелефон для общения с умершими». Криминалисты ряда передовых стран той эпохи с нетерпением ждали осуществления этого обещания, но напрасно.
Убежденность в технической возможности установления контакта с душой усопшего человека продолжает существовать до сих пор у многих людей. Немецкие журналы «Квик» и «Бунте иллюстрите» писали в 70-х годах минувшего века о технике Франце Зайдле (г. Вена, Австрия), который из деталей старого радиоприемника создал прибор «психофон», якобы, позволяющий вести переговоры с духами. К Зайдлю обращались родственники людей, пропавших без вести. За солидную плату венский мошенник позволял им слушать «голоса духов», записанные на магнитофон. А немного раньше, в 1964 году в Швеции была опубликована книга художника Юргенсона «Голоса во Вселенной», в которой автор уверял, будто записал с помощью магнитофона немало «загробных голосов» самых различных умерших лиц.
В современной России в настоящее время встречаются апологеты спиритизма. Один из них — доктор технических наук В.М. Запорожец, который «написал и издал книгу «Контуры мироздания» в 500 страниц толщиной — с краткой историей спиритизма, разъяснением основных спиритических понятий… описанием методики доказательства реальности посмертной жизни». В.М. Запорожец утверждает: «…Мир отошедших — продукт материализации их желаний, поэтому он схож с земным и даже лучше него. В большинстве своем они пребывают в молодом возрасте и красивом обличье. Они ощущают себя столь же вещественными, как и живущие на земле, осознают свою телесность и способность наслаждаться жизнью».
Подобные «исследования» доказательно опровергает известный психиатр М.И. Буянов: «Я перебывал на сотнях спиритических сеансов, меня возили к сотням самых знаменитых ясновидцев, экстрасенсов и т.д., но, ни разу в моем присутствии не происходило ничего заслуживающего внимания, был в лучшем случае более или менее искусный цирковой номер».
Директор института мозга РАН С.В. Медведев категорично также заявил: «Я не видел ни одного доказавшего свои силы экстрасенса… Ко мне в институт приходило множество астрологов… Ни один из них не выдержал элементарной проверки…».
В современной России издаются различные книги спиритического содержания, а кандидат физико-математических наук А.В. Михеев (СПб) называет себя Президентом российской ассоциации инструментальной коммуникации. К такой коммуникации энтузиасты относят связь с Тонким Миром (миром обитания душ умерших) с применением технических средств. Однако все это не имеет никакого отношения к науке, как таковой, как, впрочем, и пресловутая «экстрасенсорика», пропаганда которой в учебной и научной юридической литературе, несомненно, должна быть признана неприемлемой.
Развитие криминалистики, разработка «нетрадиционных» приемов расследования преступлений, производства следственных действий не должно идти за счет привлечения эзотерических знаний. Следует четко придерживаться критериев демаркации криминалистики и паракриминалистики.
Статья первоначально опубликована в журнале «Закон и право». 2019. № 3. С. 115−117. URL: elibrary.ru/item.asp?id=37026106.