Побоище на Хованском кладбище в прошлом году и сентябрьские беспорядки около рынка «Москва» стали для экспертов очередными звоночками. А для многих обывателей — как будто даже откровением. Оба случая — примеры, как буквально за 30 — 40 минут в одном месте собирались толпы мигрантов из Средней Азии по 500 — 700 человек. Не какое-то там стихийное сборище. Организованное. Мгновенное оповещение через телефоны и мессенджеры. И вот уже сотни молодых разгоряченных мужчин готовы демонстрировать кому угодно, что они сила, с которой теперь нужно считаться.
Это уже и не звоночки даже. Это гораздо громче.
Пока эксперты по миграции по очередному кругу размышляют, что вместо гастарбайтеров из Средней Азии могли бы работать внутренние мигранты или более близкие по менталитету представители европейской части бывшего СССР, статистика показывает явный крен в другую сторону. В недавнем докладе Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) приводятся очень красноречивые цифры. Если число въезжающих в Россию украинцев и молдаван серьезно сократилось, то потоки из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, наоборот, только растут (см. графику).
РАБОЧИЕ МЕСТА ТЕ ЖЕ. ЛЮДИ ДРУГИЕ
— Во многих сферах происходит замещение мигрантов из Украины мигрантами из других стран, — комментирует цифры ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская.
Почему это происходит? Причин несколько.
— На уменьшение числа приезжающих в Россию на заработки граждан Украины в большей степени повлияло введение безвиза — теперь украинцы могут ездить в Европу по упрощенной процедуре, — объясняет старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГВиктор Михайлов. — Такая же история с гражданами Молдавии. При этом в Средней Азии происходят другие процессы. Киргизия вступила в Евразийский экономический союз, и ее граждане теперь могут работать на территории России без специального разрешения. В Узбекистане прежний президент Ислам Каримов занимал довольно жесткую позицию по отношению к трудовым мигрантам, которые уезжают из страны на заработки, постоянно публично осуждал их, называл лодырями. Теперь отношение изменилось. Между Узбекистаном и Россией даже появились некоторые двусторонние соглашения по трудовой миграции. Поэтому мы и видим, что из этих республик к нам стали ехать чаще.
По словам экспертов, среднеазиаты теперь занимают рабочие места, на которых раньше трудились граждане Украины и Молдавии. Стройка, торговля, сфера услуг, а в регионах это еще и частные сельхозхозяйства, в которые охотно нанимали приезжих. Конечно, мигранты из среднеазиатских республик и раньше были очень даже обширно представлены в этих сферах, но теперь их здесь становится все больше.
ДЕТАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ БОЛЬШЕ НЕТ
Интересно, что если таджики и узбеки едут в разные российские регионы, то киргизы традиционно предпочитают именно Москву. И теперь, имея преференции членства в ЕАЭС, граждане Киргизии начинают вытеснять соседей из других среднеазиатских стран. Например, в системе ЖКХ.
— В Москве мигранты из Киргизии активно привлекаются работодателями, потому что это выгодно и удобно, — говорит Юлия Флоринская из РАНХиГС. — Компаниям не нужно решать вопрос с квотами и разрешительными документами.
При этом она отмечает, что уже несколько лет в России отсутствует официальная статистика, в каких сферах работают легально оформленные у нас мигранты. Хотя раньше эту аналитику вели.
— Проблема в том, что с 2014 года ФМС, а потом и МВДотказались от сбора статистики по сферам занятости выходцев из других стран на территории России, — продолжает Флоринская. — Поэтому здесь могут быть только некие субъективные оценки, опросники. Но, разумеется, государству нужна точная статистика. Иначе как мы будем понимать, кто и где у нас трудоустроен?
Эксперты говорят, что в целом распределение трудовых мигрантов по различным сферам деятельности вряд ли могло сильно измениться. Но вот где конкретно у нас задействованы граждане тех или иных государств, никто сказать не может. К слову, по последним «замерам» ФМС от 2014 года, цифры выглядели таким образом: 34% гастарбайтеров вкалывали на стройках, 13% — в сфере услуг, 10% — на обрабатывающих производствах, по 7% — в торговле и сельском хозяйстве, 3% водили транспорт. Еще 26% приезжих трудились в прочих отраслях.
Только цифры.
КСТАТИ
Работоспособных россиян становится все меньше
Часть экспертов считает, что замещение трудовых мигрантов «европейцев» «азиатами» — это явление временное.
— Да, введение безвиза для Украины отразилось на миграционных потоках. Но ведь эта новая система не предполагает мгновенного трудоустройства и работы в ЕС, — размышляет Виктор Михайлов. — Сейчас многие работавшие ранее в России граждане Украины, в основном Западной, перебрались в Польшу. Потому что в других странах они никому не нужны. Но большинство трудятся там нелегально, на птичьих правах, в очень тяжелых условиях. При этом есть ведь разница в этнокультурной среде, в знании языка. Все-таки большинство даже западных украинцев прекрасно знают русский и им ближе скорее наш менталитет. Я бы не стал исключать, что через пару лет они снова начнут ездить в Россию.
В любом случае специалисты уверены: число трудовых мигрантов, приезжающих из стран СНГ, будет только расти. И вот почему.
— Работоспособное население России сокращается в среднем на один миллион человек в год, — говорит Юлия Флоринская. — Потому что часть нынешних работников уходит на пенсию, а вместо них на рынок труда выходит гораздо меньшее количество молодых россиян. Потому что людей этого поколения у нас просто физически меньше — последствия демографической ямы, которая у нас выпала на середину 90-х.
То есть своих рабочих рук России уже точно не хватает. Трудовые мигранты нужны. Главный вопрос — откуда они будут ехать. Начальник сектора демографии Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов считает, что государству давно пора начать активно вмешиваться в этот процесс. Не на бумаге, не фиктивно. А реально.
— Я совершенно не понимаю, почему рабочие места, например, граждан Таджикистана не могут занимать жители Донбасса, которые массово мигрируют в Россию, — говорит Белобородов. — Сейчас у нас есть общее квотирование трудовых мигрантов для каждого региона, но без учета культурной специфики приезжающих. А нам как раз нужно, как в Канаде и Скандинавии, квотирование по профессиональному признаку и по этнокультурному. И это гораздо важнее всех экономических соображений. Сейчас такого инструмента нет. Нужно устранять избыточную миграцию — взрывоопасную. А она почти вся взрывоопасная. Исключение могут составлять только граждане Беларуси, Молдавии, значительная часть граждан Украины. Поэтому нам необходимо в срочном порядке устранять избыточную миграционную массу, заменять более комплиментарными мигрантами или местными жителями.
Из каких бывших советских республик едут работать в РФ.
https://www.kp.ru/daily/26741.5/3769430/