Современный религиозный терроризм как он есть
Борьба с этим злом должна вестись не только силовыми, но и гуманитарными, просветительскими методами
Об авторах: Николай Юрьевич Григорьев – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. Эдуард Борисович Родюков – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Военного университета МО РФ.
В современных условиях терроризм, к сожалению, трансформировался в масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое имеет сложную структуру, особенности, специфику, что обусловлено существующими в современном обществе противоречиями.
Религиозная мотивация наиболее радикальна, так как само основание религии – человек, верящий в посмертное существование, меньше всего подвержен рациональному воздействию. Поэтому борьба с подобным терроризмом только с точки зрения усиления уголовного закона неэффективна: применение самых строгих мер наказания вплоть до смертной казни будет рассматриваться религиозными террористами как награда. Борьба с религиозным терроризмом требует задействования идеологического ресурса государства – поддержки межконфессионального взаимодействия, дискредитации идеи избранности вероисповедания и т.д.
Условный характер употребления понятия «религиозный терроризм» заключается в том, что традиционное содержание религий мира не призывает к терроризму, а поддерживает базовые человеческие ценности. Проблема заключается в использовании религии как влияющей на население массовой идеологии разными социально-политическими силами для реализации их целей.
Такие факторы, как глубокая укорененность религии в сознании широких слоев общества, сохранение религией в глазах населения своего значения как определенного объединяющего символа, общего идентификационного признака для различных социальных общностей, выразителя их жизненных интересов, а также сохранение религией в силу самой ее сущности в различных социальных средах своего значения как фактора сакрализации в отношении определенных людей, их идей и поступков, общественных движений, явлений, признание их священными, угодными Богу, определили возможность использования религии в качестве эффективного идеологического прикрытия для совершения экстремистских, а зачастую и террористических действий.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УГРОЗЫ
В современных условиях происходит длящийся с конца XX столетия процесс возрастания роли религиозного терроризма в общем комплексе различных направлений терроризма, усиление опасности религиозного терроризма для глобальной и национальной безопасности. Увеличение значения религиозного терроризма с 70–80-х годов прошлого века происходит на фоне общего усиления террористической опасности в мире.
Среди характерных черт религиозного терроризма можно выделить следующие.
Во-первых, широкая идеологическая основа религиозного терроризма, обеспечивающая возможности активного использования террористических форм и методов борьбы в различных социально-политических условиях и регионах. Наиболее распространены концепции исламского экстремизма, что объясняется проникновением ислама на территории стран мира и его способностью влиять на самые различные, в том числе маргинальные слои населения, наличием острых противоречий между исламскими государствами или их влиятельными политическими кругами с теми государствами Запада, прежде всего США, которые рассматриваются ими как главное олицетворение зла в современном мире, как главная угроза исламу, его культуре, независимому существованию исламских государств в условиях усиливающейся глобализации. Этот фактор обусловил выход исламского терроризма за пределы Ближнего Востока и Северной Африки и превращение его в глобальный фактор международного терроризма. Другие направления религиозного терроризма (христианского, иудейского и т.д.) носят более локальный характер, но также способны создавать угрозу для национальной безопасности, как показала деятельность американских экстремистских групп «белого господства» и возникновение ирландских и испанских религиозных экстремистских организаций. Возникновение новых религий создает конфликтогенный потенциал и благоприятную среду для формирования и активизации религиозно-террористической деятельности во многих странах мира (например, деятельность запрещенных международных организаций «Ананда Марга» («Путь к блаженству»), «Аум Синрикё» («Учение истины аум») и др.).
Во-вторых, повышенная общественная опасность целей религиозного терроризма. Основные стратегические цели религиозного терроризма формулируются неясно, с применением сложной религиозной фразеологии. Часто формулировка целей предполагает ведение священной войны, уничтожение мирового зла, религиозное очищение, осуществление исламских революций, образование теократических государств – халифатов и т.д. В то же время задачи религиозного терроризма часто выходят за рамки целей, имея своей основой более радикальное разрушение и трансформацию общественных отношений и институтов.
В-третьих, неограниченное применение насилия или готовность к этому. Одним из опасных проявлений взаимосвязи религии и религиозного терроризма является то, что спекулятивное использование религиозной идеологии в системе религиозного терроризма обеспечивает легитимацию насилия религиозными предписаниями. Применение насилия в деятельности структур религиозного терроризма и их участников оценивается ими как божественная обязанность или священное действие. Сакрализация насильственной деятельности связана с использованием уничтожающих человеческое достоинство определений («неверные», «собаки», «дети сатаны»).
В-четвертых, особенности организации религиозного терроризма. Идеологическая основа терроризма обусловливает его характерные черты: создание структур с использованием форм и названий религиозных организаций, стремление обеспечить их легальный статус посредством официальной регистрации в соответствующих госорганах, что способствовало установлению контактов с государственными и общественными организациями, гражданами, осуществлению разнопланового идеологического и подрывного воздействия на избранные объекты; использование организационных форм гуманитарных учреждений, являющихся участниками различных видов международного обмена. В качестве опорных пунктов для деятельности организаций служит создание организационных структур с официальной целью осуществления религиозного обучения, просвещения и т.д. Еще одна особенность организации религиозного терроризма прежде всего исламистскими структурами – использование сетевого принципа для создания и размещения сил и средств этих организаций, который предполагает формирование малочисленных и независимых друг от друга структурных единиц религиозно-экстремистских организаций. Этот принцип обеспечивает конспиративность и безопасность их деятельности.
В-пятых, государственная поддержка религиозного терроризма является распространенной практикой в деятельности целого ряда иностранных государств, стремящихся использовать террористические формы и методы борьбы для реализации их внешнеполитических целей. Применение в этом аспекте именно структур религиозного терроризма является, по крайней мере в современных условиях, преобладающей практикой в общей системе использования терроризма определенными государствами в их внешней политике. В этом принципе скрывается желание государств осуществлять силовое вмешательство во внутренние дела независимых государств во избежание осуждения подобных действий мировым сообществом.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗАПАДА И ВОСТОКА
Религиозный терроризм относится к разновидностям политического терроризма в том случае, если он затрагивает основы политического строя, стремится к завоеванию государственной власти или изменению внутренней или внешней политики. Сегодня из наиболее известных террористических движений можно выделить ваххабистов, ливанскую шиитскую группу «Хезболла», «Аль-Каиду», группировку суннитских мусульман «Хамас» и др.
В основе учения группировки «Хезболла» лежит положение о том, что ислам не только религия, но и политическая и социально-экономическая система, которая стоит выше этнических или социальных противоречий. Из этого вытекают основные задачи группировки: отмена конфессиональной системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата; сопротивление влиянию империализма и западного образа жизни; объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма; борьба с Израилем и освобождение от него Иерусалима и Палестины. Достижение главной цели – установление исламского господства во всем мире требует установления исламского режима в Ливане, а этого можно достигнуть, освободив Палестину от евреев. Поэтому данная организация проводит терракты против Израиля.
«Аль-Каида» переводится как «основа», и своей целью группировка считает создание справедливых исламских государств, свободных от западного влияния; подготовку всемирной исламской революции; новый порядок без американцев, евреев, «крестоносцев» и вообще «неверных». 11 сентября 2001 года 19 террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре пассажирских авиалайнера в США. Террористы направили два из них в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате чего обе башни обрушились, вызвав серьезные разрушения прилегающих строений. Третий самолет был направлен террористами в здание Пентагона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов, лайнер упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания. Жертвами терактов стали 2973 человека, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских. В сентябре 2006 года президент США Джордж Буш-младший сообщил, что ущерб от терактов 11 сентября 2001 года составил для США минимум 500 млрд долл. Терракт спровоцировал рост напряженности во взаимоотношениях Запада и мусульманского мира, поскольку он был совершен исламскими фундаменталистами, все террористы-смертники являлись арабами, а «Аль-Каида» позиционирует свою деятельность как джихад – священную войну мусульман против неверных. После него мусульман стали воспринимать как потенциальных террористов, не вникая в их конфессиональную принадлежность к тому или иному течению ислама.
7 июля 2005 года в Лондоне в утренний час пик произошла серия взрывов: один за другим сработали четыре взрывных устройства на центральных станциях Лондонского метро («Кингс-кросс», «Эджвэр-роуд» и «Олдгейт») и в двухэтажном автобусе на площади Тависток-сквер. Совершенные четырьмя террористами-смертниками взрывы унесли жизни 52 пассажиров, еще 700 человек получили ранения и травмы. Теракты вошли в историю под названием «7/7». Их исполнителями стали четверо мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Трое из них родились и выросли в пакистанских семьях в Великобритании, а четвертый был жившим в Британии уроженцем Ямайки (входит в Британское Содружество). Все они либо прошли подготовку в лагерях «Аль-Каиды» в Пакистане, либо посещали собрания радикальных мусульман, где проповедовались идеи мученичества в войне ислама против западной цивилизации.
26 ноября 2008 года вооруженные автоматами и гранатами террористы предприняли серию атак в ряде районов индийского города Мумбаи – у гостиниц, на железнодорожном вокзале, у кинотеатра, городской больницы, в жилом квартале. По официальным данным, 10 террористов, часть из которых приплыла в город на лодках, после устроенной в городе кровавой бойни захватили заложников в двух фешенебельных гостиницах «Тадж-Махал» и «Оберой», а также в еврейском центре. Операция по их уничтожению продолжалась более двух суток. Официальный представитель правительства Индии заявил о 174 погибших, 239 человек получили ранения. Организаторами терракта стали ранее неизвестная группировка «Даккан Муджахеддин» (можно перевести с урду как «Борцы за веру Даккана»). Эта группировка, по всей видимости, принадлежит к одной из разбросанных по всему миру ячеек «Аль-Каиды» или движению «Талибан», тесно связанных с террористами, действующими на территории индийского штата Джамму и Кашмир и принадлежащими к так называемому исламорадикализму.
29 марта 2010 года в 07.57 взрыв раздался на станции московского метро «Лубянка» во втором вагоне поезда «Красная стрела». В 08.37 второй взрыв произошел в третьем вагоне поезда, прибывшего на второй путь станции «Парк культуры» Сокольнической линии. Взрывные устройства были закреплены на террористках-смертницах. По данным силовых структур, на станции «Лубянка» подорвала себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции «Парк культуры») совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева) 1992 года рождения. Непосредственно в результате обоих взрывов на месте погибли 36 человек, из них 24 – на станции метро «Лубянка» и 12 – на станции метро «Парк культуры». В последующие дни в больницах скончалось еще четыре человека. Около 160 человек пострадали. 21 августа источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил, что сотрудники ФСБ России уничтожили в Дагестане главаря дагестанских боевиков Магомедали Вагабова – организатора террактов в московском метро. Он являлся одним из лидеров террористического ваххабитского подполья в России.
В связи с возрастанием напряжения из-за событий арабской весны возросло количество терактов на территории стран Ближнего Востока и Северной Африки, а на территории Сирии и Ирака развернулись настоящие крупномасштабные войны с участием террористических группировок.
Это лишь немногие факты, но и они позволяют сделать вывод, что религиозный терроризм в мире является наиболее острой угрозой международной и национальной безопасности многих стран мира. Причем рост численности террористических организаций, их стремление к обладанию средствами массового уничтожения, а также появление новых векторов развития религиозного терроризма могут усилить существующую угрозу. Современные особенности развития этого направления терроризма требуют нового подхода в деле совершенствования борьбы с ним на международном уровне обеспечения безопасности. Для борьбы с всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, СМИ. Нужно вырабатывать стратегию борьбы с терроризмом. Только в этом случае ситуация может измениться.
http://nvo.ng.ru/gpolit/2017-07-21/1_957_terrorism.html