Варшавская Е.Я. [1]
(Опубликовано в журнале «Социологические исследования», 2016, №9, с. 31-39)
Молодежь, которая нигде не учится и не работает, образует особую группу риска, поскольку в большей степени подвержена маргинализации, бедности, отчуждению и социальной эксклюзии. Впервые эта социальная группа стала объектом специального изучения английских исследователей в конце 1980-х гг., когда в Великобритании в связи с пересмотром условий получения пособия по безработице многие неработающие молодые люди, отказавшиеся участвовать в программах по профессиональному обучению, потеряли права на регистрацию в качестве безработного и получение соответствующего пособия. В результате они оказались исключены как из занятости, так и из обучения и переподготовки. Первоначально для обозначения этой категории молодежи использовался термин «группа Zer0». Спустя несколько лет он был заменен на NEET (аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Education or Training»). В 1999 г. термин NEET был впервые использован в официальных документах — в Докладе Правительства Великобритании, посвященном проблемам молодых людей в возрасте 16-18 лет[2].
С 2000-х гг. понятие NEET широко используется в научной литературе, а также в аналитических и программных документах международных организаций (ЕС, ОЭСР, МОТ) для анализа и характеристики социально-экономического положения молодежи. Так, в Европейской стратегии 2020 и разработанной на её основе программе «Молодежь в движении» обращается особое внимание на необходимость решения проблем интеграции молодых людей в рынок труда и образование, а уровень NEET признается одним из двух ключевых показателей, характеризующих положение молодежи (наряду с уровнем безработицы)[3].
В 2010 г. Евростатом было принято стандартизированное определение NEET и разработана методология статистического расчета его уровня. К группе NEET относятся молодые люди в возрасте 15-24 лет, которые являются безработными или экономически неактивными и при этом не учатся и не охвачены профессиональной подготовкой/переподготовкой. Уровень NEET рассчитывается как доля названной выше группы в общей численности молодежи в возрасте 15 — 24 лет[4]. Для более детального анализа Евростат рекомендует рассчитывать этот показатель по половым, возрастным (15-19 лет, 20-24 года, 18-24 года, а также 25-29 и 15-29 лет[5]) и образовательным группам, а также по группам по статусу на рынке труда (так называемые показатели NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности). Для определения уровня NEET используются данные национальных обследований рабочей силы. Необходимо подчеркнуть, что показатели NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности отличаются от показателей, используемых для измерения уровней безработицы и экономической неактивности по методологии МОТ. Уровень NEET-безработицы — это отношение численности безработных в возрасте 15-24 лет к численности всего населения данного возраста, а не к числу экономического активного населения (как в случае с уровнем безработицы по МОТ). При расчетах уровня NEET-экономической неактивности учитывается не всё экономическое неактивное население (как при определении традиционного показателя), а только те, кто не участвует в обучении и переподготовке.
Цель работы — оценить уровень NEET в России, выявить основные характеристики NEET-молодежи, построить её типологию, определить факторы, увеличивающие риски попадания в данную группу. Эмпирической основой исследования выступают данные Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) за 2014 г.[6] Обратим внимание, что такой анализ на репрезентативных данных по российской молодежи в возрасте 15-24 лет выполнен впервые.
Уровень NEET. По данным ОНПЗ в 2014 г. в России численность молодежи в возрасте 15-24 лет составила 18,0 млн. человек. Из них более половины (9,6 млн, или 53,6%) были учащимися или студентами, треть (6,0 млн, или 33,4%) являлись занятыми, 2,3 млн. (13,0%) относились к категории NEET. Иначе говоря, каждый восьмой россиянин в возрасте 15-24 лет находится вне сферы занятости и образования, т.е. не работает и не учится.
Уровень NEET имеет существенную дифференциацию по половозрастным группам молодежи (табл. 1). Доля тех, кто не работает и не учится, среди девушек в полтора раза выше, чем среди юношей (15,5 и 10,4% соответственно). Различия между юношами и девушками определяются исключительно дифференциацией показателей NEET в группе 20-24-летних, в то время как в «младшей» возрастной группе показатели NEET совпадают. Уровень NEET среди 20-24-летних почти в три раза превосходит этот показатель среди 15-19-летних (17,4 и 6,3%).
Таблица 1. Уровень NEET по половозрастным группам молодежи (в %)
Пол | Возраст, лет | Уровень NEET общий | Уровень NEET безработицы | Уровень NEET экономической неактивности |
Мужчины |
15-19 |
6,2 |
2,3 |
3,9 |
20-24 |
13,2 |
8,0 |
5,2 |
|
15-24 |
10,4 |
5,7 |
4,7 |
|
Женщины |
15-19 |
6,2 |
2,2 |
4,0 |
20-24 |
21,7 |
6,6 |
15,1 |
|
15-24 |
15,5 |
4,8 |
10,7 |
|
Итого |
15-19 |
6,3 |
2,3 |
4,0 |
20-24 |
17,4 |
7,3 |
10,1 |
|
15-24 |
13,0 |
5,3 |
7,7 |
В России уровень NEET-безработицы составил в 2014 г. 5,3%, NEET-экономической неактивности — 7,7%, то есть около 40% молодого населения в возрасте 15-24 лет, включенного в группу NEET, являются безработными, 60% относятся к экономически неактивным и не участвуют ни в каких формах обучения. Безработица имеет выраженную возрастную окраску: она свойственна главным образом более «взрослой» молодежи в возрасте 20-24 лет, среди которых 7,3% не имеют работы, что почти в 3,5 раза больше аналогичного показателя для 15-19-летних. Уровни же безработицы среди юношей и девушек практически совпадают. В отличие от безработицы NEET- экономическую неактивность отличает выраженная гендерная специфика: это преимущественно «женский» феномен. Уровень NEET-неактивности для женщин составляет 10,7%, для мужчин он в 2,3 раза меньше — 4,7%. Подчеркнем, что ярко выраженная гендерная окраска экономической неактивности проявляется только в более старшей возрастной группе. Если среди юношей и девушек 15-19 лет уровни NEET-неактивности равны, то среди 20-24-летних разрыв достигает почти 10 п.п. (5,2 и 15,1% соответственно). В целом именно в группе 20-24-летних женщин уровень NEET является максимальным, составляя 21,7%, то есть каждая пятая молодая 20-24-летняя россиянка не работает и не учится.
Социально-демографические характеристики NEET-молодежи. Сравним данные об основных социально-демографических характеристиках работающей, учащейся и NEET-молодежи в возрасте 15-24 лет (табл. 2).
Таблица 2. Социально-демографические характеристики работающей, обучающейся и NEET-молодежи (% по столбцу)
Социально-демографические характеристики | Занятые | Учащиеся/студенты | NEET |
Пол | |||
Мужчина |
56,8 |
49,7 |
41,1 |
Женщина |
43,2 |
50,3 |
58,9 |
Возраст |
|||
15-19 лет |
6,9 |
65,2 |
19,1 |
20-24 лет |
93,1 |
34,8 |
80,9 |
Семейное положение |
|||
Состоит в зарегистрированном или незарегистрированном браке |
28,1 |
3,6 |
33,4 |
Вдовец (вдова) |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Разведен(а) официально / разошелся |
2,2 |
0,4 |
3,6 |
Никогда не состоял(а) в браке |
69,6 |
95,9 |
62,8 |
Место проживания |
|||
Город |
74,9 |
78,0 |
66,1 |
Село |
25,1 |
22,0 |
33,9 |
Образование |
|||
Высшее профессиональное |
23,6 |
0,6 |
15,3 |
Среднее профессиональное |
25,3 |
0,7 |
16,2 |
Начальное профессиональное |
18,2 |
0,4 |
12,7 |
Среднее общее |
26,9 |
52,3 |
38,6 |
Основное общее и ниже |
6,0 |
46,0 |
17,3 |
Большая часть (80,9%) NEET-молодежи относится к группе 20-24-летних. Треть состоит в браке. Две трети проживает в городских поселениях. Более половины (55,9%) NEET-молодежи закончили только среднюю (полную или неполную) школу и не имеют никакого профессионального образования. По сравнению с занятыми и учащимися среди NEET-молодежи выше доля женщин и проживающих в сельской местности. NEET-молодежь чаще состоит в браке, чем её работающие сверстники.
Особое внимание следует обратить на то, что уровень образования молодых людей из анализируемой группы существенно ниже, чем у работающих молодых людей[7]. Доля имеющих какое-либо профессиональное образование среди NEET-молодежи в полтора раза меньше, чем среди её работающих сверстников (44,2 и 67,1% соответственно). Каждый шестой (17,3%) незанятый молодой человек имеет образование не выше общего среднего, что втрое превосходит аналогичный показатель среди работающих.
Для молодежи, которая не работает и не учится, характерна повышенная доля лиц, завершивших обучение с низким уровнем образования[8]: среди NEET-молодежи, не входящей в рабочую силу, таковых 16,8%, среди безработных — 9,4%, в то время как среди их занятых сверстников — только 4,8%. По этому показателю имеются существенные гендерные различия. Каждый шестой (17,4%) NEET юноша прекратил обучение на уровне не выше основного общего образования, среди девушек — их в полтора раза меньше (11,2%). Особо велика эта категория в группе экономически неактивных молодых мужчин, среди которых четверть (25,8%), завершила обучение на уровне неполной средней школы. В целом вероятность попадания в группу NEET-молодежи у выпускников вузов и техников в 2,5 раза меньше по сравнению с теми, кто окончил только неполную среднюю школу.
Почти три четверти (71,7%) NEET-молодежи не имеет никакого опыта работы, а трудовой стаж ранее работавших весьма непродолжителен. Около половины (46,3%) из этой группы трудилось на последнем месте работы менее полугода. Отметим также ещё одну особенность прошлой занятости молодежи, исключенной из рынка труда и образования — повышенную долю работавших по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, то есть занятых в неформальном секторе. Так, было трудоустроено более четверти (27,6%) NEET- молодежи, в то время как среди занятых сверстников в полтора раза меньше (17,4%). Структура занятий ранее работавшей NEET- молодежи смещена в сторону рабочих мест, не требующих высокого уровня образования и квалификации. Треть из них (34,5%) занимали на последнем месте работы позиции работников сферы обслуживания, ЖКХ и торговли, пятая часть (18,5%) — неквалифицированных рабочих, только 6,4% были специалистами высшего уровня квалификации. Среди работающих 15-24-летних работников сферы обслуживания и неквалифицированных рабочих в полтора раза меньше (20,6 и 12,2% соответственно), а специалистов — в 2,5 раза больше (16%). Такая смещенность рабочих мест сохраняется и при контроле уровня образования. Таким образом, для большинства NEET- молодежи характерен незавершенный переход «учеба-работа». Те же, кто имеет некоторый трудовой опыт, нередко приобретают его на «плохих» рабочих местах, не предполагающих стабильные трудовые отношения, повышения квалификации, профессионального роста, содержательного труда.
Типология NEET-молодежи. NEET-молодежь — это неоднородная по своему составу группа. В ней обычно выделяют две подгруппы: безработных и экономически неактивных. В составе последних в зависимости от причин неучастия в рабочей силе различают: занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и другими членами семьи; имеющих проблемы со здоровьем; отчаявшихся найти работу, то есть тех, кто хотят и готовы работать, но прекратили её поиск, так как полагают, что не смогут найти работу; не имеющих необходимости работать (независимо от источника дохода)[9]. Дизайн анкеты ОНПЗ позволяет выделить наряду с названными выше ещё одну подгруппу «нашедших работу и имеющих договоренность с работодателем о её начале, ожидающих ответа работодателя или начало сезона».
В составе российской NEET-молодежи 40,8% были безработными, 29,1% занимались ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми, 7,4% имели проблемы со здоровьем. К сожалению, анкета ОНПЗ не позволяет идентифицировать причину экономической неактивности для 20,2% молодых людей в возрасте 15-24 лет, которые условно названы «другие»[10]. За усредненными данными скрываются существенные гендерные различия. Среди юношей, не включенных в занятость и образование, более половины (54,9%) являются безработными, каждый четвертый (27,6%) относится к категории «другие», 10,6% имеют проблемы со здоровьем. Среди женщин самой представительной группой выступают занятые ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми (47% по сравнению с 3,6% у мужчин), почти каждая третья (31,1%) не имеет работы, 15% относятся к группе «другие». Удельный вес имеющих проблемы со здоровьем среди NEET женщин вдвое меньше, чем среди молодых мужчин — 5,2%.
Выделенные подгруппы NEET-молодежи имеют как общие, так и различные черты (табл. 3). Во всех преобладает молодежь 20-24 лет. Подавляющее большинство не имеет никакого профессионального образования. Почти три четверти NEET-молодежи никогда не работало, и, соответственно, не имеет никакого трудового опыта. В составе всех групп (за исключением занятых выполнением домашних обязанностей и уходом за детьми) преобладают мужчины (55-59%) и лица, никогда не состоявшие в браке (77-90%).
Таблица 3. Характеристики подгрупп NEET-молодежи
|
Безра- |
Выпол- няющие дом. обязан- ности |
Имеющие проблемы со здоровьем | Отчаяв- шиеся найти работу |
Нашедшие работу, ожида- ющие ответа |
Другие | Итого |
Пол | |||||||
Мужчины |
55,2 |
5,1 |
58,9 |
57,7 |
58,9 |
56,3 |
41,1 |
Женщины |
44,8 |
94,9 |
41,1 |
42,3 |
41,1 |
43,7 |
58,9 |
Возраст |
|||||||
15-19 лет |
17,0 |
8,9 |
31,0 |
26,8 |
13,1 |
33,5 |
19,1 |
20-24 лет |
83,0 |
91,1 |
69,0 |
73,2 |
86,9 |
66,5 |
80,9 |
Семейное положение |
|||||||
Состоит в зарегистрированном или незарегистрированном браке |
17,6 |
74,3 |
8,4 |
15,9 |
18,5 |
17,5 |
33,4 |
Вдовец (вдова) |
0,1 |
0,3 |
0 |
0,2 |
0,6 |
0,1 |
0,2 |
Разведен(а) официально / разошелся |
2,2 |
6,8 |
1,3 |
2,7 |
4,2 |
2,5 |
3,6 |
Никогда не состоял(а) в браке |
80,0 |
18,7 |
90,3 |
81,1 |
76,8 |
79,8 |
62,8 |
Место проживания |
|||||||
Город |
67,2 |
71,5 |
57,3 |
34,1 |
58,2 |
61,9 |
66,1 |
Село |
32,8 |
28,5 |
42,7 |
65,9 |
41,8 |
38,1 |
33,9 |
Образование |
|||||||
Высшее профессиональное |
17,9 |
17,1 |
2,0 |
4,3 |
20,8 |
12,8 |
15,3 |
Среднее профессиональное |
17,8 |
19,6 |
3,9 |
11,9 |
9,3 |
13,1 |
16,2 |
Начальное профессиональное |
14,0 |
13,8 |
5,6 |
14,0 |
16,3 |
10,8 |
12,7 |
Среднее общее |
38,5 |
37,9 |
30,0 |
44,9 |
36,0 |
42,6 |
38,6 |
Основное общее и ниже |
11,9 |
11,6 |
58,5 |
24,9 |
17,6 |
20,6 |
17,3 |
Опыт работы |
|||||||
Есть |
34,2 |
29,2 |
7,3 |
22,6 |
39,8 |
22,7 |
28,3 |
Нет |
65,8 |
70,8 |
92,7 |
77,4 |
60,2 |
77,3 |
71,7 |
Занятые ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми являются практически полностью женской подгруппой (около 95% женщины) и самой старшей по возрасту. Они несколько чаще живут в городах. Среди них три четверти состоят в браке, что в 4 и более раз превосходит уровень брачности в других подгруппах.
Среди безработных и нашедших работу выше, чем в других подгруппах NEET-молодежи, доля имеющих опыт работы. Кроме того, их отличает и более высокий на фоне остальных категорий NEET образовательный уровень.
Самой неустроенной является подгруппа NEET-молодежи, имеющая проблемы со здоровьем. Прежде всего, обращает на себя внимание их крайне низкий уровень образования. Более половины из них (58,5%) окончили только неполную среднюю школу, что в 2,5 и более раз превосходит долю лиц с таким образованием в остальных подгруппах NEET-молодежи. Только 6% смогли получить среднее или высшее профессиональное образование. В этой подгруппе максимальная доля не имеющих опыта работа — почти 93%. Иначе говоря, молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем, практически полностью исключены из сферы занятости и имеют весьма ограниченные возможности для получения профессионального образования.
Продолжительность периода незанятости выступает одной из ключевых характеристик NEET-молодежи. Исследования показывают, что с увеличением периода незанятости сокращается вероятность выхода на рынок труда и начала трудовой деятельности[11].
Средняя продолжительность незанятости составила 2,5 года[12]. Наиболее сильными дифференцирующими признаками, влияющими на этот показатель, являются наличие трудового опыта и уровень образования. Так, у NEET-молодежи, имеющей опыт работы, продолжительность периода незанятости составила 1,1 года, что почти в 3 раза меньше, чем у её никогда не работавших сверстников (3,1 года).
С ростом уровня образования длительность периода незанятости сокращается (табл. 4). Если NEET-молодежь, получившая высшее образование, в среднем является незанятой один год, то её сверстники, окончившие полную среднюю школу, втрое дольше, а те, кто имеет основное общее образование — вчетверо (4 года).
Таблица 4. Продолжительность периода незанятости по подгруппам NEET-молодежи и уровням образования (лет)
|
Высшее профес- |
Среднее профес- сиональ- ное |
Начальное профес- сиональ- ное |
Среднее общее | Основное общее и ниже | В среднем по подгруппе NEET-молодежи |
Безработные |
0,7 |
1,2 |
1,3 |
2,9 |
3,1 |
2,0 |
Выполняющие домашние обязанности |
1,3 |
2,1 |
2,5 |
3,9 |
4,9 |
3,0 |
Имеющие проблемы со здоровьем |
1,5 |
1,2 |
2,3 |
3,7 |
5,0 |
4,3 |
Отчаявшиеся найти работу |
1,3 |
1,9 |
1,6 |
3,1 |
4,9 |
3,1 |
Нашедшие работу, ожидающие ответа/ начала сезона |
0,4 |
0,8 |
1,0 |
2,5 |
3,4 |
1,8 |
Другие |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
2,7 |
3,0 |
2,3 |
В среднем по образовательной группе |
1,0 |
1,6 |
1,8 |
3,2 |
4,0 |
2,5 |
Продолжительность незанятости дифференцирована по выделенным ранее подгруппам NEET-молодежи. Она минимальна — не превышает 2-х лет — у нашедших работу и безработных[13]. Дольше всех находится в состоянии незанятости молодежь, имеющая проблемы со здоровьем — более 4-х лет.
Желание работать, поиск работы и готовность приступить к ней являются важными показателями возможной интеграции в рынок труда лиц, находящихся вне состава рабочей силы, в т.ч. и NEET-молодежи. Так, по данным британских ученых, вероятность перехода из экономической неактивности в занятость для ищущих работу приблизительно в 5 раз больше по сравнению с теми экономически неактивными, кто не был занят поиском работы, а только выражал готовность приступить к ней[14].
Желание работать среди экономически неактивной NEET-молодежи выражено слабо (табл. 5). В самых многочисленных подгруппах молодежи, находящихся вне рабочей силы — среди выполняющих домашние обязанности, имеющих проблемы со здоровьем и категории «другие» — доля желающих работать не превышает 20-28%.
Таблица 5. Желание, готовность и поиск работы среди отдельных подгрупп NEET-молодежи (в %)
|
Выпол- |
Имеющие проблемы со здоровьем | Отчаяв- шиеся найти работу |
Нашедшие работу, ожида- ющие ответа, начала сезона |
Другое | Итого |
Выразили желание иметь работу (в % от численности соответствующей подгруппы NEET- молодежи) |
27,5 |
20,4 |
100 |
100 |
23,5 |
28,3 |
Среди них (в % от числа желающих работать) |
||||||
Ищут работу, но не готовы приступить к ней |
6,8 |
13,2 |
0,3 |
3,6 |
22,1 |
10,9 |
Не ищут работу, но готовы приступить к ней |
12,5 |
24,9 |
78,7 |
85,2 |
35,0 |
30,0 |
Не ищут работу и не готовы приступить к ней |
80,7 |
61,9 |
14,5 |
17,7 |
42,9 |
59,1 |
Могут быть отнесены к потенциальной рабочей силе (в % от численности соответствующей подгруппы NEET- молодежи) |
3,0 |
4,5 |
70,5 |
70,6 |
9,8 |
8,2 |
Только каждый десятый молодой человек из числа желающих работать занимался её поисками. Вполне объяснимо, что доля ищущих работу минимальна среди отчаявшихся, а также уже нашедших рабочее место/ожидающих начала сезона (не более 4%). Очевидно, что первые не ищут работу, поскольку считают, что имеют чрезвычайно низкие шансы найти себе какое-либо рабочее место, вторые — его уже нашли. Однако и среди занятых выполнением домашних обязанностей, и среди имеющих проблемы со здоровьем доля осуществляющих какие-либо действия по поиску работы тоже невелика (6,8 и 13,2% соответственно).
По сравнению с активным поиском работы пассивную готовность приступить к ней демонстрирует втрое большая доля экономически неактивной NEET-молодежи. Как и поиск работы, готовность приступить к ней дифференцирована. Она максимальна среди отчаявшихся и нашедших работу и значительно ниже в других подгруппах NEET-молодежи.
В октябре 2013 г. на XIX Международной конференции статистиков труда для оценки недоиспользования рабочей силы было введено понятие «потенциальная рабочая сила», под которой понимаются «незанятые лица, выражающие заинтересованность в данной форме трудовой деятельности, однако существующие условия ограничивают их активные поиски работы и/или их готовность приступить к работе»[15]. Потенциальная рабочая сила включает в себя лиц, которые «(a) предпринимали действия «в поисках работы», были «не готовы приступить к работе в настоящий момент», однако будут готовы приступить к работе в течение короткого последующего периода…; (b) не предпринимали действий «в поисках работы», однако хотели работать и были «готовы приступить к работе в настоящий момент»»[16]. По нашим расчетам, только 8% экономически неактивной NEET-молодежи можно отнести к потенциальной рабочей силе. Причем если среди отчаявшихся и нашедших работу доля потенциальной рабочей силы достигает 70%, то среди имеющих проблемы со здоровьем она всего лишь 4,5%, а среди выполняющих домашние обязанности — 3%.
Выводы. В России каждый восьмой молодой человек в возрасте 15 — 24 лет не работает и не учится, то есть относится к NEET-молодежи. Основными факторами, существенно увеличивающими вероятность попадания в эту группу и удлиняющими продолжительность периода незанятости, являются низкий уровень образования (не выше среднего общего) и отсутствие опыта работы. Для большинства NEET- молодежи характерен незавершенный переход «учеба-работа». Те же, кто имеет трудовой опыт, причем весьма небольшой по продолжительности, нередко приобретают его на «плохих» нестабильных неквалифицированных рабочих местах. Особую группу риска образует молодежь, имеющая проблемы со здоровьем, которая практически полностью исключена из сферы занятости и имеет весьма ограниченные возможности для получения профессионального образования. Следует признать, что трудовой потенциал экономически неактивной российской NEET-молодежи является низким. По методологии МОТ только десятая часть молодых людей из этой группы может быть отнесена к потенциальной рабочей силе. Таким образом, актуальной является разработка специальных программ, предполагающих расширение возможностей для получения профессионального образования, прохождения переобучения и последующего трудоустройства для данной группы молодежи.
[1] Варшавская Елена Яковлевна — доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва.
[2] Bridging the gap: New opportunities for 16 — 18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.Uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf (дата обращения: 25.12.2015)
[3] Europe 2020: a strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission. Brussels, 2010; Youth on the move. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2010.
[4] Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011: 2-3
[5] Расширение возрастных границ, используемых для расчета показателей NEET, обусловлено, главным образом, удлинением времени получения образования, в результате чего во многих европейских странах молодые люди заканчивают обучение в возрасте 24 лет и старше и, соответственно, переход «учеба-работа» происходит уже после 24 лет.
[6] ОНПЗ проводится Росстатом с целью сбора информации о состоянии рынка труда и занятости с 1992 г, в т.ч. с сентября 2009 г ежемесячно. Респондентами выступают лица в возрасте 15-72 лет. Каждый месяц опрашивается около 70 тыс. человек. Выборка производится путем двухступенчатого стратифицированного систематического отбора домашних хозяйств, в которых осуществляется опрос лиц в указанном возрасте.
[7] Считаем корректным сравнивать уровень образования NEET-молодежи только с её работающими сверстниками, поскольку в отличие от учащихся и студентов эти две группы уже завершили процесс обучения.
[8] Доля молодежи, завершившей обучение с низким уровнем образования (так называемые, early school-leaving), рассчитывается как отношение числа лиц в возрасте 18-24 лет с образованием не выше основного общего (уровни 0-2 по МСКО-2011), которые прекратили обучение, к общей численности 18-24-летней возрастной группы.
[9] NEETs — Young people not in employment, education or training: Characteristics, costs and policy responses in Europe. Report by Eurofound. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012; Young people not in employment, education or training (NEET). An overview in ETF partner countries. European Training Foundation, 2015. URL: http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/NEET_ETF_partner_countries (дата обращения: 23.01.2016).:10 — 11
[10] Значительная доля выбравших вариант «другое» при ответе на вопрос о причинах экономической неактивности говорит о необходимости совершенствования анкеты ОНПЗ.
[11] Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. N 2. С. 39–46; Quintini G., Manfredi T. Going Separate Ways? School-to-Work Transitions in the United States and Europe // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2009. No. 90; Wolbers M. Patterns of Labour Market Entry. A Comparative Perspective on School-to-Work Transitions in 11 European Countries // Acta Sociologica. 2007. Vol. 50(3). P. 189-210.
[12] Длительность периода незанятости для молодежи, не имеющей опыта работа, рассчитывалась как разность между годом проведения опроса (2014) и годом окончания учебного заведения. Оценка продолжительности незанятости для тех, кто ранее имел оплачиваемую работу или иное доходное занятие, производилась на основе ответа на вопрос «Как давно вы оставили работу?»
[13] Статус респондента и, соответственно, его отнесение к той или иной категории NEET определяется на момент опроса. В течение периода незанятости молодой человек мог перейти из одной категории NEET в другую (например, молодая женщина могла перестать выполнять семейные обязанности по уходу за детьми и стать безработной или наоборот), сохраняя в целом принадлежность к NEET-молодежи.
[14] Mclntyre A. People Leaving Economic Inactivity: Characteristics and Flows // Labour Market trends. 2002. April. Vol. 110(4). P. 187-194.
[15] Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы. МОТ, 2013): 11. URL: http://www.gks.ru/metod/resol.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
[16]Там же, с. 14
http://demoscope.ru/weekly/2017/0729/analit02.php