15 июня 1879 года увидела свет книга врача-психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо «Преступный человек», получившая известность в Италии и далеко за её пределами. Ломброзо предпринял обширное исследование физиологии и психики уголовников, содержавшихся в тюрьмах и психиатрических клиниках города Павии, и пришёл к сенсационному выводу: у каждого преступника есть определённые аномалии в строении черепа, которые уподобляют его в большей степени, чем других людей, животному. Преступник, по мнению Ломброзо, – атавистическое существо, дикарь, шаг назад на пути эволюции. К физическим признакам (стигматам), характеризующим «аномального субъекта», итальянский исследователь относил, например, низкий лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, сплющенный нос, редкую бородку, большие челюсти, высокие скулы и т. д. Прирождённых преступников, утверждал Ломброзо, нужно либо лечить, либо пожизненно изолировать от общества, либо – в безнадёжных случаях – уничтожать. Эти «гуманные» идеи были долгое время весьма популярны среди врачей-психиатров и криминологов всего мира.
15 июня 1985 года в зале ленинградского Эрмитажа маньяк выплеснул серную кислоту на шедевр Рембрандта «Даная», после чего изрезал картину ножом. Подобным варварским актом 48-летний безработный из Каунаса Брюнес Майгис отметил день национального праздника, справлявшегося когда-то в буржуазной Литве. Майгис ненавидел советскую власть за то, что в 1944 году она расстреляла его отца. Сначала он планировал самосожжение на Красной площади, но передумал – не хватило духу. В зал Эрмитажа злоумышленник проник утром, когда посетителей было немного; литровую банку с кислотой он держал у себя под пиджаком. Кто-то из зрителей, оказавшийся в зале рядом с Майгисом в тот самый момент, когда он принялся уродовать полотно, поднял тревогу, прибежавшие охранники схватили преступника. К счастью для всех, взрывчатка, спрятанная на ноге у Майгиса, не взорвалась.
С диагнозом «вялотекущая шизофрения» злоумышленник был приговорён к принудительному лечению в психиатрической клинике. Ни о какой политической подоплёке этого преступления речи в суде не заходило. В октябре 1997 года многострадальная «Даная», возрождённая ко второй жизни кропотливым трудом реставраторов, вернулась в Эрмитаж.
15 июня 1997 года застрелена 43-летняя Лариса Нечаева, генеральный директор футбольного клуба «Спартак» (Москва). Убийство произошло днём на даче директора, в посёлке Таратино Владимирской области. В дом постучались неизвестные и потребовали 100 тысяч долларов. Получив отказ, они убили Нечаеву и её подругу и тяжело ранили брата Нечаевой, Геннадия. Руководство «Спартака» заявило, что убийство не имеет к клубу никакого отношения. У Нечаевой остались двое взрослых сыновей. Преступление до сих пор не раскрыто.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества