Почему в России так много заключенных?
На сегодняшний день Россия занимает 2-е место по количеству заключенных на 100 тысяч населения после США (среди экономик с сопоставим уровнем развития). ФСИН отчитывается о 10-м месте, но мы считаем сравнение с совсем уж маленькими бедными странами некорректным.
Количество заключенных у нас втрое выше, чем в среднем по миру и в 1,5-2 раза выше, чем в странах бывшего СССР. И это при том, что страны постсоветского пространства прошли через те же трансформационные процессы, что и Россия, в том числе и через всплеск преступности в 90-х годах.
Количество заключенных в России снижается медленнее, чем в среднем по миру. С 2005 по 2015 г. число заключенных в России уменьшилось на 22% или 177 тысяч человек. Сокращение «тюремного населения» происходит медленнее, чем снижается преступность внутри страны. Если смотреть по составам преступлений, с 2005 по 2015 гг. количество убийств и покушений на убийства сократилось почти втрое, грабежей и разбоев – в 5 раз, изнасилований – в 2,4 раза, число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью – вдвое. То есть насильственная преступность уменьшилась в 2-3 раза. Количество краж сократилось в 1,5 раза.
Одновременно с этим фиксируется рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (с 2005 по 2015 г. на 35%). На треть выросло число зарегистрированных преступлений, связанных со взяточничеством. Однако объясняются эти тренды не увеличением преступности в целом, а ужесточением политики государства в вопросах оборота наркотических средств и коррупции. Суммарно число зарегистрированных преступлений по этим двум составам с 2005 по 2015 гг. выросло на 65 тысяч. Этого явно недостаточно для объяснения того, почему тюремное население снижается так медленно на фоне общего падения преступности в 1,5 раза.
Данная ситуация объясняется ужесточением уголовной политики как в отношении подозреваемых в преступлениях, так и в отношении осужденных лиц, хотя на всех уровнях власти и декларируется тезис о смягчении уголовной политики. Так, на Всероссийском съезде судей было заявлено, что, раз тюремное ведомство закрыло по всей стране 10 следственных изоляторов, это связано с сокращением числа арестов, и что в СИЗО оказалось некому сидеть. Председатель Верховного суда В.Лебедев заявил, что кроме СИЗО за это время также была закрыта 71 колония. По мнению главы Верховного суда России, эти цифры лучше всяких слов свидетельствуют о том, что некий «карательный уклон» давно стал мифом7.
Однако цифры как раз свидетельствуют об обратном. По данным ФСИН4, в СИЗО стабильно сидит около 35-40 тысяч подследственных. Минимум был достигнут в 2011 г., к 2015 г. число подследственных в СИЗО выросло на 23%. С 2005 по 2015 гг. количество зарегистрированных преступлений снизилось на треть, а число подследственных, содержащихся в СИЗО – всего на 9%.
Ситуация с наказаниями, не связанными с лишением свободы, за последние годы также ухудшилась. В 2004-2005 гг. под надзором уголовно-исполнительных инспекций было более 500 тысяч условно осужденных и свыше 600 тысяч находилось в колониях. За 10 лет число условно осужденных уменьшилось в 2,5 раза. Численность «тюремного населения» — всего на 20%.
Общее количество лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (то есть тех, для кого была выбрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы), за последние 10 лет сократилось в 2 раза. Хотя статистика показывает, что лица, находящиеся под надзором, ведут правопослушный образ жизни – в связи с осуждением за новое преступление снимается с учета менее 2% поднадзорных лиц, в 2015 г. эта цифра составила 1,35%. При этом использование видов наказаний, не связанных с лишением свободы, серьезно снижает нагрузку на бюджет.
Несмотря на объявленный курс на гуманизацию уголовного права и снижение насильственной преступности, среди вынесенных приговоров суда около 30% связаны с лишением свободы. Те виды, наказаний, о которых так много и громко говорилось в рамках гуманизации уголовной политики, так и не заработали. В особенности это касается таких видов наказания как ограничение свободы и исправительные работы – последние два-три года таких приговоров стало меньше.
С 1 января 2017 г. начинает действовать такая уголовная санкция как «принудительные работы», которая изначально позиционировалась как наказание, не связанное с лишением свободы. Однако ФСИН будет надзирать за такими осужденными на территории специальных исправительных центров. Выходить из этих центров осужденным можно будет только с разрешения администрации учреждения, администрация сможет переводить осужденных в другие регионы без их согласия9. Надзирать за осужденными будут те же сотрудники ФСИН, которые сейчас работают в колониях и зачастую допускают незаконные действия в отношении заключенных. Соответственно, эти исправительные центры мало чем будут отличаться от обычных колоний.
Сроки наказания у осужденных к лишению свободы по-прежнему остаются большими – более чем в половине случаев они превышают 5 лет. У 17% осужденных сроки превышают 10 лет, тогда как в 2003-2009 гг. этот показатель был не более 15%.
С 2011 г. в структуре численности заключенных исправительных колоний основная доля принадлежит лицам, отбывающим наказание за убийства. К 2015 г. она достигла максимальных значений – 28% и продолжает расти. При этом на долю вынесенных судами приговоров за убийства в 2015 г. пришлось всего 1,28% от общего числа обвинительных приговоров (в 2005 г. – 2,31%). С учетом больших сроков, назначаемых по данной статье, рост числа доли отбывающих наказание за убийства объясняется ужесточением уголовного преследования, в том числе фактическим отказом в возможности условно-досрочного освобождения для этих лиц. То есть возможность искреннего раскаяния и исправления таких осужденных даже не рассматривается.
За последние годы резко выросло число лиц, отбывающих наказание за преступления, связанные с наркотиками – с 2005 по 2015 гг. почти в 3 раза. Хотя, как уже отмечалось ранее, количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков за тот же период выросло всего на 35%. При этом, по данным статистики МВД (которые имеются только с 2008 г.), количество изъятых наркотических веществ достигло максимума в 2011 г. – 44 тыс.кг, к 2015 г. эта цифра уменьшилась почти на четверть – до 34 тыс.кг10. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, относятся к категории особо тяжких, поэтому сроки наказания по ним назначаются большие. За последние годы наметилась тенденция, когда по наркостатьям все чаще осуждают наркозависимых людей, применяющих запрещенные вещества для собственных нужд.
Лица, осужденные за особо тяжкие преступления, не попадают под амнистии, им отказывают в условно-досрочном освобождении. Поэтому доля таких осужденных растет, а реальные сроки отбытого ими наказания увеличиваются. В то же время, согласно исследованиям, на которые ссылается ФСИН, предельный срок пребывания в местах лишения свободы должен составлять 5,5 лет для женщин и 7,5 лет для мужчин, после чего адаптация в обществе вызывает значительные проблемы11. Что, соответственно, ведет к рецидивной преступности.
В то же время в обществе существует миф, что большое количество людей в России отбывает наказание за экономические преступления. Согласно статистике МВД, количество предварительно расследованных преступлений экономической направленности с 2010 по 2015 гг. сократилось в 3 раза12. По данным Европейского союза, в России за экономические и финансовые преступления отбывает наказание менее 1 тысячи человек, и их доля в общем числе отбывающих наказание в местах лишения свободы одна из самых низких в Европе – 0,2% (в среднем по Европе – 7,4%, в Германии – 11,8%)13.
В местах лишения свободы отбывает наказание преимущественно самая трудоспособная категория населения – в возрасте 26-55 лет (80%). С учетом того, что ФСИН не сумела организовать в местах лишения свободы нормальную производственную деятельность, большая часть этих людей оказалась не вовлечена в экономику. Государство несет лишь расходы на их содержание, но не получает доходов (в том числе в виде налогов), которые могли бы хотя бы частично компенсировать понесенные затраты.
Ужесточение уголовной политики прямо коснулось тех, кто уже отбывает наказание. В России практически перестал существовать институт условно-досрочного освобождения. Десять лет назад досрочно освобождалось более половины осужденных, сейчас – только каждый пятый. Причем чаще всего далеко не с первого раза.
Стоит отметить, что существует очень тесная корреляция между уровнем рецидива и условно-досрочным освобождением. Чем меньше людей освобождается досрочно, тем выше постпенитенциарная преступность. Люди ломаются психологически, теряя надежду на освобождение, утрачивают связи с близкими и друзьями, отучаются жить в обществе, теряют профессию и возможность работать. Для многих места в обществе просто не остается, и они возвращаются туда, где место им всегда найдется – в тюрьму. Естественно, перед этим совершив преступление. И, как показывают исследования, с каждым разом преступления становятся все жестче. Сжатая пружина разжимается и с каждым разом все больнее бьет по окружающим.
Почти 2/3 осужденных отбывают наказание повторно, 10 лет назад – менее половины. Каждое второе преступление в стране сейчас совершается ранее судимыми лицами, 10 лет назад – только каждое 4-е.
Характерно, что статистику по постпенитенциарной преступности в России ни одно ведомство не собирает, в том числе и ФСИН. Которая вроде бы должна быть напрямую заинтересована в этих цифрах для объективной оценки деятельности своих подразделений по выполнению их основной функции – исправления преступников. Поэтому оценки рецидивной (постпенитенциарной) преступности являются косвенными.
По оценкам, в настоящее время среди лиц, ранее отбывавших наказание, уровень рецидивной преступности в России достигает 50-60%. В Беларуси уровень рецидивной преступности составляет 27%, хотя расходы на содержание заключенного там гораздо скромнее – всего около 60 долларов в месяц14. То есть реальное исправление преступников в местах лишения свободы (для чего и работает исправительная система) не имеет никакой взаимосвязи с выделяемыми объемами финансирования.
Российская ФСИН как минимум не заинтересована в снижении численности заключенных, поскольку от числа заключенных напрямую зависит сохранение финансовых потоков. Тюремное ведомство всегда ссылается на то, что не оно, а суд, выбирает меру пресечения и наказания. Однако ФСИН никоим образом и не помогает судебной системе, хотя является единственным ведомством в России, имеющим возможность давать рекомендации по избранию меры пресечения и наказания преступников на основе непрерывного наблюдения за их поведением.
Судебная система более чем внимательно прислушивается к мнению ФСИН. Так, при принятии решения об УДО суды в 70% случаев соглашаются с мнением исправительного учреждения о целесообразности или нецелесообразности условно-досрочного освобождения осужденного15.
А с учетом того, что при принятии решения об УДО для суда первостепенное значение имеют наложенные во время отбывания наказания взыскания и поощрения (которые накладываются администраций учреждения далеко не всегда объективно), в реальности УДО практически полностью зависит от администрации. Большинство осужденных, признанные администрацией злостными нарушителями, на УДО попросту не подают, так как отказ им гарантирован.
Хотя Верховный суд и предпринимает усилия для слома негативных трендов с УДО, зачастую его требования соблюдаются лишь формально. Так, согласно данным Российской газеты со ссылкой на Судебный департамент при Верховном суде России, за 6 месяцев 2016 г. суды приняли 26 тысяч 76 решений об условно-досрочном освобождении от лишения свободы, а на 26 тысяч 28 таких ходатайств ответили отказом16. Причем зачастую ходатайства удовлетворяются в отношении тех осужденных, которым до конца срока и так осталось всего несколько месяцев.
То есть было удовлетворено менее половины ходатайств. Ситуация кардинально не улучшилась, несмотря на то, что в ноябре 2015 г. Верховный суд РФ вынес постановление с разъяснениями, призванными не только упорядочивать процесс УДО, но и реально способствовать освобождению тех, кто не опасен для общества. При разработке данного документа учитывалось, что в 2014 г. суды удовлетворяли всего 41% ходатайств об УДО, тогда как в 2006 г. – 64% ходатайств17.
В декабре 2016 г. Съезд Совета судей предложил полностью передать рассмотрение вопросов об УДО наблюдательным комиссиям, которые должны образовываться в субъектах Российской Федерации с участием в их составе представителей общественности и заинтересованных органов власти18. Данное предложение уже вызвало критику, поскольку несет коррупционные риски. Кроме того, в нашей стране уже была подобная практика: в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР от 1933 г. при местах лишения свободы были наблюдательные комиссии, в состав которых входили представители общественных организаций. Такие наблюдательные комиссии и принимали решение о досрочном освобождении осужденных во времена ГУЛАГа.
Ранее предпринимались и другие весьма затратные способы снижения рецидива. Так, в 2010 г. государство потратило огромные деньги на то, чтобы обеспечить раздельное содержание лиц, отбывающих наказание впервые и повторно. С тех пор доля повторно осужденных заметно выросла, поэтому с уверенностью можно говорить о том, что негативное влияние преступной среды оказалось сильно преувеличенным. А вот негативное влияние самих сотрудников ФСИН – до сих по сильно недооценено. Ведь состав сотрудников и их подходы к работе за это время практически не поменялись.
Вывод: Требуется кардинальный пересмотр всей уголовной политики в сторону ее смягчения, изменение подходов к исправительной системе, которая в настоящее не исправляет преступников, а превращает их в рецидивистов. Финансирование системы и оплату труда персонала ФСИН необходимо привязать к показателям постпенитенциарной преступности, а не к созданию бытовых условий для осужденных. Численность заключенных в стране необходимо приводить к общемировым показателям, то есть снижать в 2-3 раза.
Источники информации
1. Доклад «Сравнительная характеристика пенитенциарных систем России и других стран», http://i-pso.ru/2015/07/27/doclad2/
2. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/
3. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/
4. Характеристика лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT/
5. Число зарегистрированных преступлений по видам, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#
6. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/
7. Камеры пусты, https://rg.ru/2016/12/12/v-rossii-zakryli-10-sizo-za-chetyre-goda.html
8. Основные показатели по судимости, Росстат со ссылкой на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/
9. В России скоро появятся принудительные работы. Что это?, https://meduza.io/cards/v-rossii-skoro-poyavyatsya-prinuditelnye-raboty-chto-eto?utm_source=facebook.com&utm_medium=share_fb&utm_campaign=share
10. Изъято наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ (в гр.) по предварительно расследованным преступлениям, https://www.fedstat.ru/indicator/36215.do
11. Комментарии ФСИН России к утверждениям и рекомендациям Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему «Гражданское участие в реформе уголовно-исполнительной системы», http://president-sovet.ru/files/95/53/955313f85a96cb806e97aa9ac0dbfea1.pdf
12. Количество предварительно расследованных преступлений экономической направленности, https://www.fedstat.ru/indicator/36219
13. Aebi, M.F., Tiago, M.M. & Burkhardt, C. (2015). SPACE I – Council of Europe Annual Penal Statistics: Prison populations. Survey 2014. Strasbourg: Council of Europe, http://wp.unil.ch/space/files/2016/05/SPACE-I-2014-Report_final.1.pdf
14. В России нашлась идеальная колония, куда матери просят забрать сыновей, http://www.mk.ru/social/2016/12/05/v-rossii-nashlas-idealnaya-koloniya-kuda-materi-prosyat-zabrat-synovey.html
15. Практика рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в российских судах, http://i-pso.ru/2016/04/06/otchet_sud_udo/
16. Народ, отпусти! Судьи предложили создать комиссии для условно-досрочного освобождения заключенных, https://rg.ru/2016/12/15/v-rf-predlozhili-sozdat-komissii-dlia-uslovno-dosrochnogo-osvobozhdeniia.html
17. Заседание Пленума Верховного Суда РФ 17 ноября 2015 года, https://www.youtube.com/watch?v=7a4Wy9F40OY
18. Постановление IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», http://www.ssrf.ru/page/22596/detail/