В субботу 28 октября 1995 года около 18 часов произошёл крупнейший по числу жертв инцидент в истории всех метрополитенов мира. По официальным данным, в результате него погибло 289 человек, из них 28 детей и 3 спасателя, пострадало 270.
Вечером 28 октября 1995 года состав из пяти вагонов 81-717/714 отправился от станции «Улдуз» в направлении станции «Нариман Нариманов». Пройдя 200 метров, состав остановился. Когда поезд остановился, тоннель наполнился дымом, после чего машинист сообщил об аварии и потребовал отключить электричество от контактного рельса.
Возгорание произошло в третьем вагоне, затем огонь перекинулся на четвёртый. Свидетель рассказал, что после остановки машинист выбежал в вагон и пытался открыть двери вручную. Это не удалось, а когда машинист возвращался, погас свет.
По одним данным, пожар был потушен уже в 19:05, а по другим — через час после ЧП сигнал только поступил в штаб гражданской обороны, а пламя тушили в течение 6 часов.
Из-за плохой вентиляции и слабой освещённости тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в панике. Многие получили порезы выбитыми при эвакуации стёклами. Большинство из тех, кто умер в результате пожара, погибли внутри поезда, сорок тел были найдены внутри тоннеля. Под действием тоннельной вентиляции, включённой в режим нагнетания со стороны станции «Улдуз», облако ядовитого дыма двигалось по пути эвакуации основной массы пассажиров. Несколько человек умерло от поражения электрическим током после того, как они попытались схватить силовые и коммуникационные кабели, чтобы обойти пылающий поезд.
Согласно главной версии причин трагедии, тяговый электродвигатель одного из вагонов загорелся, а растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле (5,6×5 м) между станциями «Улдуз» и «Нариман Нариманов» в 200 метрах от станции «Улдуз». Машинист состава и диспетчер были признаны виновными и получили по 10 лет лишения свободы.
Несмотря на это, председатель правительственной комиссии по расследованию аварии, первый вице-премьер Аббасов заявил, что главной причиной трагедии является устаревшее оборудование и ужасное обслуживание подвижного состава.
По материалам:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожар_в_Бакинском_метрополитене