21 августа 1911 года из салона Карре в Лувре исчезла знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, жемчужина живописной коллекции Франции.
На следующий день во вторник парижские газеты оповестили весь мир о происшедшем, расценив похищение как национальную катастрофу. Когда в Париже хотели подчеркнуть невозможность какого-либо события, обычно шутили: «Это всё равно, что захотеть украсть “Мону Лизу”». И всё же невероятное случилось! Строились сотни догадок и предположений. Одна из версий намекала на причастность к похищению, совершённому якобы с намерением ущемить национальную гордость Франции, германского кайзера Вильгельма II. Другая бросала тень подозрений на Гийома Аполлинера и молодого Пикассо. Третья утверждала, что это мог сделать только душевнобольной. Но все попытки французской полиции разыскать «Джоконду» (включая проверку пациентов психиатрических клиник, выдававших себя за любовников Моны Лизы) не принесли результата.
Картина нашлась через два с лишним года, когда таинственный незнакомец попытался продать её одному флорентийскому антиквару. Похитителем оказался итальянец Винченцо Перруджа. В 1911 году он работал маляром в Париже, какое-то время и в самом Лувре. В понедельник 21 августа, когда исчезла «Джоконда», он пришёл навестить своих товарищей-маляров в Лувр. Музей был закрыт для посетителей, но Перруджу пропустили, и он оказался в неохраняемом зале один на один с «Моной Лизой». Вынув картину из рамы, он спрятал её под свой рабочий халат и никем не замеченный вышел из здания. В течение последующих месяцев бесценное полотно хранилось в его комнате на улице Сен-Луи, под кроватью в пыли, среди грязного тряпья и мусора.
3 декабря 1913 года антиквар, к которому Перруджа обратился с предложением приобрести шедевр Леонардо за 500 тысяч франков, сообщил о находке полиции, и в тот же день похитителя арестовали. На допросе он заявил, что преследовал единственную цель – вернуть Италии произведение искусства, украденное в своё время Наполеоном. Незадачливого грабителя осудили на год тюрьмы, а картина, которую многие уже считали навсегда потерянной, в январе 1914 года вернулась в Лувр.
По материалам:
- Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.