Ювенальная девиантология: нарративный анализ научного творчества профессора Ю.А.Клейберга

Как было анонсировано «Психологической газетой», 1–2 июня 2024 года в г. Твери на базе Академии национального образования и науки при участии Международной ассоциации девиантологов, Международной академии ювенологии, Международной академии психологических наук, Международного делового профессорского клуба (Италия), UK Academy of Education (Великобритания), Общественного фонда «Центр ювенологических исследований» (Республика Казахстан) и др. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ювенальная девиантология: актуальные тренды развития, интеграции и перспективы». Концепция этой конференции, её масштаб и организация ещё раз обратили моё внимание на неиссякаемый ресурс и потенциал моего учителя профессора Ю.А. Клейберга. Если учесть, что вся работа, связанная с данной конференцией, — а это: изготовление информационного письма и его рассылка (дважды), редактирование статей участников, вёрстка и макет трёх журналов «Вопросы девиантологии» и «UK Academy of Education: scientific magazine» со статьями участников, подготовка коллективной монографии к публикации, разработка макета сертификата и его рассылка и мн. др.) — легла исключительно на его «плечи», то это не только впечатляет, но и удивляет и восхищает!

Итак, исследование научного творчества профессора Ю.А. Клейберга позволяет, во-первых, определить его (творчества) место в истории отечественной гуманитарной науки и вклад в ее развитие; во-вторых, акцентировать внимание на его новаторских идеях в области исследования методологии ювенальной девиантологии, важных для решения задач, стоящих перед современной наукой и практикой; в-третьих, отследить судьбу его научных идей и продуктивных наработок в трудах его учеников, последователей и молодых исследователей-девиантологов.

Теоретическое наследие Ю.А. Клейберга многогранно и объёмно. Его вклад в отечественную и, не побоюсь этого слова, мировую девиантологию огромен, бесценен и достойно не оценён в родном Отечестве.

К сожалению, в одной статье невозможно даже перечислить все труды учёного. Назову лишь несколько цифр, которые характеризуют его научную активность: им опубликовано более 680 работ. Из них: монографий — 43; главы в коллективных монографиях — 35; учебников, учебных пособий, хрестоматий и словарей — 90. Его работы переведены на английский, немецкий, болгарский, итальянский языки. Под научным руководством профессора Ю.А. Клейберга защищено 12 докторских, 50 кандидатских и более 60 магистерских диссертаций, им подготовлено более 80 членов-корреспондентов и академиков отраслевых академий, организовано и проведено три международных конгресса девиантологов, несколько десятков конференций, симпозиумов, круглых столов и многое, многое другое.

Таким образом, даже эти «сухие» цифры характеризуют многогранность и талант Ю.А. Клейберга как теоретика и исследователя-девиантолога, психолога, педагога, социолога и криминолога, его целеустремленность и потрясающую организованность.

Чтобы осветить всё многообразие научного наследия учёного (здесь и одной книги, пожалуй, будет мало!), ограничусь нарративным дискурс-анализом только теоретических идей, касающихся созданных учёным научных направлений — «психология девиантного поведения подростков и молодёжи» и «ювенальная девиантология».

Сразу обозначу те научные направления, которые разрабатывались и продолжают разрабатываться Ю.А. Клейбергом в рамках его научной школы «Психология девиантного поведения». Это — цифровая ювенальная девиантология и искусственный интеллект, ювенальная рискология, ювенальная кризисология, ювенология (социальная активность молодежи), психология добровольческой деятельности, девиантологическая культура педагога, креативная девиантология, девиантология терроризма и экстремизма, политическая девиантология, криминальная психология подростково-молодёжных субкультур, девиантология творчества, девиантология досуга молодёжи, психология современного патриотизма и антипатриотизма, юридическая ювенология, ювенальная криминология, превентивная ювенальная девиантология, медиация и ювенальная девиантология, ювенальная патопсихология, девиантология абсурда, девиантология геноцида и др.

Научное наследие Ю.А. Клейберга чрезвычайно востребовано, характеризуется научной многогранностью, широтой и глубиной исследуемых проблем, оригинальностью подходов и идей. Научные труды Юрия Александровича имеют не только историческую и научную ценность, они важны и для современной девиантологии и гуманитарной науки в целом, направляя и стимулируя её поиски в ряде стратегических инициатив и актуальных направлений.

Как видно, ключевые научные идеи профессора Ю.А. Клейберга в психологии девиантного поведения, девиантологической науке в целом уже обозначены в названиях приведённых выше научных направлений и дают представление о широте научных предпочтений учёного.

Однако почему-то только сейчас стало очевидным, что для динамического развития социальной системы (общества), «для обеспечения динамического равновесия системы, необходимы девиации», чтобы социальное творчество (позитивная сторона девиантного поведения) было «механизмом общественного развития», то есть такой деятельностью, которая «не ограничивается воспроизведением известного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое, оригинальное, качественно новые материальные и духовные ценности».. «На противоположном полюсе девиантного поведения находятся негативные девиации (преступность, пьянство, наркотизм, коррупция и т.п.) как неизбежное alter ego социального творчества.

В своей монографии «Креативная девиантология» (2016, 2023) Ю.А. Клейберг осторожно высказал мысль о том, что вся наша жизнь во всём её многообразии и мозаичности имеет девиантологическую основу. Изучив множество опубликованных трудов учёных различных научных направлений и основываясь на собственном исследовательском психолого-девиантологическом опыте, Ю.А. Клейберг с уверенностью заключил, что так оно и есть. Мы просто об этом никогда не задумываемся. Стоит только внимательно присмотреться к действительности, к «реалиям жизни» («реальность является девиантной» — по Н. Луману), и мы непременно обнаружим взаимосвязь и даже взаимозависимость творчества и девиантности. На это указывают и другие учёные-девиантологи (Я.И. Гилинский, Ю.Ю. Комлев, Т.А. Хагуров и др.) (Клейберг, 2023).

Парадоксально, но девиантное поведение и творчество, творческая активность могут иметь сходные черты. Отличия заключаются лишь в том, отмечает Ю.А. Клейберг, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс поиска, в то время как для девиантной активности основной целью является результат — получение удовольствия, находящийся, как правило, в зоне социального и психологического риска.

Итак, Ю.А. Клейберг отмечает, во-первых, что девиации не являются онтологической реальностью, а представляют собой социальные конструкты, сущностно-смысловую характеристику индивида. Во-вторых, девиантность создаётся не обществом как таковым (по утверждению Г. Беккера), но, безусловно, в обществе, а конструируется властью (режимом), где и культивируется, приобретая специфические черты и оттенки. Люди же, живущие в таком обществе, строят (или не строят) своё поведение в соответствии с предписаниями этого общества (правовыми и/или моральными).

Учёный отмечает, что в зарубежной науке девиантология сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России и на постсоветском пространстве эта наука долгое время не имела такого теоретического и эмпирического опыта. И только в конце 1990-х — начале 2000-х годов наметились конкретные действия по пути становления и развития этого научного направления в социологии, криминологии и психологии. Триггером этого процесса стал, как мне представляется, опубликованный цикл научных и учебных работ Ю.А. Клейберга «Психология девиантного поведения» (1998; 1999; 2001; 2002; 2003), в котором автор выработал своё понимание феноменологии (а) «девиантное поведение», отражающее, естественно, его психологическую сущность: «Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним и приводящий личность к её дИзадаптации» (т.е. нарушенная, искажённая адаптация) и (б) «социальная норма»: «Социальная норма — это обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности». Он выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные (социальная патология), позитивные (социальное творчество) и социально-нейтральные. Если негативные девиации дисфункциональны, т.к. дезорганизуют систему, то позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведёт к устранению устаревших стандартов и моделей поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня её организованности. Для демонстрации ценностного отношения к социальным нормам и ожиданиям молодое поколение использует собственные приёмы самовыражения: слэнг, стиль, символику, моду, манеры, поступки и т.п. При этом девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в данном случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка).

На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделяет статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций (Клейберг, 2022).

Учёный ввёл в научный тезаурус около 40 конструктов, таких как: «виктимность», «девиантная виктимизация личности», «девиантогенез», «девиантный имидж личности», «девиантный (криминальный) офшор», «девиантологическая компетентность», «деструктивное поведение», «диспозиционное поведение», «добровольческая деятельность», «лиминальное поведение», «оппозиционное поведение», «просоциальное поведение», «психологическое притеснение (харассмент)», «риск», «синдром отсроченной жизни», «социальный интеллект», «подростковая субкультура», «криминальная субкультура», «толерантность конструктивная», «толерантность деструктивная», «экстремальная модификация тела», «бодивандализм», «ювенальная девиантология», «ювенальный потенциал личности», «ядро личности девианта» и др.

В рамках авторского определения учёный-девиантолог определяет динамику девиантного поведения в подростково-молодёжной среде, которую следует понимать и учитывать в своей работе практическому психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения.

Профилактика ювенальной девиантности, по Клейбергу, должна опираться на следующие психологические особенности возраста:

  • высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
  • импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
  • кратковременность реакций с критическим выходом;
  • низкий уровень стимуляции;
  • недифференцированная направленность реагирования;
  • высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Указанные особенности подростковой девиантности перекликаются с выявленными Ю.А. Клейбергом отклонениями в поведении у обследованных воспитанников общеобразовательных школ. Опираясь на эмпирические данные, учёный посчитал целесообразным дополнительно разделять девиантные формы поведения на дифференцированные (источник фрустрации точно известен) и недифференцированные (источник фрустрации не установлен или вытеснен).

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-культурного и психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, физиологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придаётся главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Поэтому и классификацию концепций причин девиантного поведения Ю.А. Клейберг конструирует в соответствии с логикой схемы: причины девиантного поведения современной молодёжи лежат в особенностях взаимодействия юной личности с окружающим миром, социальной средой и самим собой (Клейберг, 2014, 2022, 2023, 2024).

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения современных подростков выделяются:

  1. биологический, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  2. психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодёжном коллективе;
  3. личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения;
  4. социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями;
  5. социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг и его ученики выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический фактор выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры (Клейберг, 2022).

Однако, начиная с середины ХХ века молодёжь создает культуру со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей и установок, которая отличается от системы ценностей предыдущих поколений, взрослых. Как правило, эта субкультура пользуется одобрением среди самих ровесников и не всегда среди взрослых (Клейберг, 2023).

В подростково-молодёжной субкультуре девиантной ориентации, благодаря наличию в ней определённой доли романтики, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается специфическая система норм, ценностей и установок. Как справедливо отмечает Ю.А. Клейберг, немаловажную роль играет и то, что данной субкультуре свойственен эпатажный, игровой и эмоциональный характер. Однако учёный не исключает, что это своеобразная форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера и установки в сознании юной личности могут превратиться в позитивные.

В последние годы Ю.А. Клейберг особое внимание уделяет различным аспектам ювенологии, ювенальной девиантологии. Им опубликовано большое количество статей, монографий и учебных пособий по ювенологической проблематике.

Так, профессор Ю.А. Клейберг описывает ювенальную девиацию как форму поведения, по сути своей, эпатажную (особенно в подростково-юношеском возрасте), а потому конфликтную; она демонстративна и всегда основана на неопределённостях, противоречиях, существующих в обществе, социальных группах, между личностями и, наконец, внутри самой личности. В целом, в девиантном поведении ювеналов проявляется единство объективных и субъективных факторов — социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.п. Важно, что социальная среда воздействует на функционирующую в ней систему отношений и поведения личности, которая избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а система отношений, в свою очередь, активно воздействует на среду, сознательно или бессознательно.

В заключение хотелось бы отметить следующее. По мнению коллег-девиантологов, вклад Юрия Александровича Клейберга в разработку проблем личности девиантного подростка, коррекционной и профилактической работы с детьми и подростками, теоретических и методологических основ ювенальной девиантологии — значителен и ценен. Его девиантологические исследования, как отмечает казахстанский девиантолог А.Н. Тесленко, позволяют расширить наши знания о факторах и механизмах девиантного поведения, границы нашей компетенции в близких к ним проблемах (Тесленко, 2023).

По инициативе Ю.А. Клейберга российские девиантологи вошли в Международную ассоциацию девиантологов (основатель и президент). Им же создан первый в России и странах СНГ научный журнал «Вопросы девиантологии» (2020, учредитель и главный редактор). Ю.А. Клейберг — основатель и президент Международной академии ювенологии, учредитель (2020) и президент-ректор Академии национального образования и науки. Он — почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награжден Золотой звездой Вернадского I-й степени, орденом В.Н. Татищева «За пользу Отечеству», орденом Генеральной Ассамблеи ООН «За вклад в науку», орденом UK Academy of Education «За служение науке» I-й степени, орденом «За заслуги в психологии», орденом Аристотеля, Золотой медалью Фонда отечественной науки «За новаторскую работу в области высшего образования» и др. Юрий Александрович является победителем VII Национального профессионального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», победителем Всероссийского конкурса «Лучший психолог России» (2015, 2018, 2020, 2024) и др.

И, наконец, вершиной многолетнего (около 45 лет!) научного творчества профессора Ю.А. Клейберга является присуждение ему Государственной премии Правительства Российской Федерации в области образования за комплект учебно-методических и научных трудов «Психология девиантного поведения», что свидетельствует о признании не только его личных заслуг, но и психологии девиантного поведения, девиантологии в целом.

Однако, мне кажется, что это только начало, что всё ещё впереди, так как идей, замыслов и планов у Юрия Александровича великое множество и, перефразируя известные строки из поэмы В.В. Маяковского «Хорошо», «Он планов любит громадьё, размаха шаги саженьи. Он радуется маршу, которым идёт в работу и в сраженья».

Искренне желаю Юрию Александровичу сил и вдохновения!

Литература

  1. Клейберг Ю.А., Козлов В.В., Комлев Ю.А. Ювенальная девиантология: актуальные тренды развития, интеграции и перспективы: монография / науч. ред. Ю.А. Клейберг. — Тверь: Академия Национального образования и науки, 2024. — 156 с.
  2. Клейберг Ю.А., Козлов В.В. Ювенология (Психология кризисных состояний личности): учебно-практическое пособие. — М: РПФ Титул; Академия Национального образования и науки, 2024. — 226 с.
  3. Клейберг Ю.А., Козлов В.В. Цифровая ювенальная девиантология: монография. — М.: РПФ «Титул»; Академия Национального образования и науки, 2024. — 198 с.
  4. Клейберг Ю.А., САкиева Ф.Н. Актуальный ресурс личности: монография. — Краснодар-Армавир: ИП Дедков И.В., 2024. — 110 с.
  5. Клейберг Ю.А. Креативная девиантология: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Алматы: Лантар books, 2023. — 198 с.
  6. Клейберг Ю.А. Криминальная психология молодежных субкультур: учебное пособие. — Алматы: Лантар books, 2023. — 346 с.
  7. Клейберг Ю.А. Ювенальная рискология: монография. — Алматы: Лантар books, 2023. — 176 с.
  8. Клейберг Ю.А. Девиантология абсурда. Курс лекций с кейсами для студентов вузов. — Алматы: Лантар books, 2023. — 167 с.
  9. Клейберг Ю.А. Девиантология геноцида. Курс лекций с кейсами и практикумом для студентов вузов. — 2-е изд., доп. — Алматы: Лантар books, 2023. — 150 с.
  10. Клейберг Ю.А. Ювенология (Психология социальной активности молодежи): монография. — М.: Изд-во ИП Петросян, 2023. — 214 с.
  11. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ИП Петросян, 2022. — 446 с.
  12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник. — 13-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Изд-во ИП Дедков И.В., 2022. — 618 с. — (Серия: Учебник нового столетия).
  13. Клейберг Ю.А. Ювенальная криминология. Учебник для вузов с кейсами. — Алматы: Лантар Трейд, 2022. — 221 с. — (Золотая серия «Классический учебник»).
  14. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. — СПб: Алеф-Пресс, 2014. — 246 с.
  15. Тесленко А.Н. Подростковая девиация в научной творчестве Ю.А. Клейберга // Вопросы девиантологии. 2023. №1(13). С. 17-23.

Источник: Сиротюк А.Л. Ювенальная девиантология: нарративный анализ научного творчества профессора Ю.А. Клейберга // Вопросы девиантологии. 2024. №2(22). С. 15–22.

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.