13 марта 1995 года датский кинорежиссёр, обладатель многих престижных призов, Ларс фон Триер и его единомышленник Томас Винтерберг составили сенсационный манифест «Обет целомудрия»: провозглашалось рождение авангардного художественного направления под названием «Догма-95». К этому своему замыслу Ларс пришёл во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997), решив, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи.
Спустя девять дней в Париже на международной конференции, посвящённой столетию кино, документ был обнародован. Он декларировал переход к честному искусству, основанному на аскетических выразительных средствах и базирующемуся на 10 простых правилах, в которых Триер призвал снимать только на натуре и только ручной камерой, записывать вместе звук и изображение, не использовать комбинированные съёмки и специальное освещение, пользоваться плёнкой формата 35 миллиметра и не указывать имя режиссера в титрах.
Кроме прочего, пункт 6 Манифеста гласил: «Фильм не должен содержать внешнее действие, экшн. (Убийства, оружие и т. п. исключаются.)».
В русском переводе Манифест «Догмы-95» был опубликован журналом «Искусство Кино» в 1998 году.
Существенное ограничение по содержанию сюжета в части отказа от сцен убийств и оружия, вероятно, в очень значительной мере изменило бы характер кинематографа. Сложно представить коллапс для кинокомпаний от сокращения этих образов на экранах. Впрочем, отказ от сцен насилия – это, конечно, не панацея от проблем насильственной преступности, но, наверняка действенный шаг.
К сожалению, до сих пор «Манифест» не возымел успеха и реальной практической силы, уступив место активным «пикантным» сценам, душещипательным признаниям и агрессивной цветомузыке в кино.
Юлия Владимировна Тарасова
При использовании материалов: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest и https://www.calend.ru/events/4775/