Артем Шейкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Угроза преступлений при помощи SIM-карт: требуется усиление мер безопасности
С каждым годом количество преступных действий при помощи SIM-карт увеличивается, не так давно поднимал проблемы незащищенности симок и использования их для противоправной финансовой деятельности.
Установление уникальных пин-кодов
Сейчас большинство операторов связи устанавливают «из коробки» для всех клиентов одинаковые пин-коды для карт, а также не активируют обязательный ввод пин-кода, что позволяет в случае кражи телефона мошенникам легче получать доступ к банковским приложениям, аккаунтам в мессенджерах, соцсетях, «Госуслугам». В связи с этим считаю важным обязать всех мобильных операторов устанавливать отличные друг от друга пины на симки, а также изначально включать запрос пин-кода при активации устройства.
SIM-карта как средство платежа: необходимость уточнения законодательства
Также злоумышленники при телефонном мошенничестве принимают деньги от потерпевших на абонентские номера мобильных операторов, после чего переводят средства на банковские счета или криптовалютные кошельки. По этой причине лицевой счет абонента должен рассматриваться как счет, который дает возможность совершать платежи и по закону считаться равноценным банковскому. Для того чтобы квалифицировать действия лиц, связанных с неправомерным оборотом SIM-карт, по ст. 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей», необходимо внести уточнения в законодательство. Это может быть сделано путем уточнения определения SIM-карты в Федеральном законе «О связи» или внесения примечания в вышеуказанную статью.
Как бороться с незаконным оборотом SIM-карт в России?
Проблема телефонного мошенничества и противоправных действий при использовании «серых» SIM-карт остается актуальной в России. К сожалению, на сегодняшний день оценивается, что около 6,5-7 миллионов таких SIM-карт находится в обращении и их можно легко приобрести без предъявления паспорта в подземных переходах.
По данным Генпрокуратуры, за первое полугодие 2023 года число преступлений, совершенных с помощью мобильной связи и интернета, выросло на 39,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В общем было зарегистрировано более 210,8 тысячи таких деяний. Однако раскрываемость составила всего 22,8% из-за трудностей в выявлении данных о владельцах номеров. Часто выясняется, что данных лиц и мест их регистрации не существует.
Возможные пути решения
Вместе с тем для дальнейшей системной борьбы с данными негативными проявлениями важно принять дополнительные регуляторные меры, которые позволят исключить возможность распространения SIM-карт без надлежащей идентификации и заключения договора на оказание услуг связи с реальным пользователем.
Сейчас прорабатываются пути решения данной проблемы, а именно:
1. Ввести обязанность по верификации SIM-карт абонентов — на «Госуслугах»/ЕСИА для мобильной коммерции.
Абонент, приобретая SIM-карту и заключая договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, в своем личном кабинете на «Госуслугах»/ЕСИА подтверждает, что он пользуется выделенным ему в рамках такого договора абонентским номером.
SIM-карта становится активной и услуги связи доступными только после такой верификации. Этот процесс уже применяется для абонентов — юридических лиц.
Данный процесс уже действует для пользователей услугами связи абонентов — юридических лиц.
Как быть с теми, у кого по каким-либо причинам нет учетной записи на «Госуслугах»?
Предлагается предусмотреть возможность ее создания в офисе оператора связи, в том числе перед заключением договора на оказание услуг связи, а также на среднесрочную перспективу дать возможность заключать договор без «Госуслуг», но в ограниченном количестве доверенных мест.
Как быть с нерезидентами?
Нерезиденты, в большинстве своем, не имеют доступа к «Госуслугам»/ЕСИА, поэтому не имеют возможности предоставить и подтвердить свои данные.
В связи с этим необходимо ускорить процесс регистрации нерезидентов в «Госуслугах»/ЕСИА и полноценного подтверждения их личности при пересечении границы Российской Федерации. После этого также необходимо будет ввести обязанность по верификации SIM-карт нерезидентов на «Госуслугах»/ЕСИА.
В рамках переходного периода полагаю возможным, в отсутствии у нерезидента «Госуслуг»/ЕСИА, заключать с ним договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи только после:
• сдачи им дистанционно упрощенной биометрии с сохранением вектора лица в Единой биометрической системе (ЕБС),
• предоставления фото (селфи) с паспортом посредством государственного приложения «Госуслуги.Биометрия» (по аналогии с регистрацией в системах каршеринга).
2. Ввести лимит по количеству SIM-карт, которые могут использовать абоненты — физические лица, пользователи услуг связи абоненты — юридические лица, нерезиденты.
В свете широкого распространения случаев массовой регистрации SIM-карт на одного человека, которые могут быть использованы для незаконных действий, возникает необходимость ввести законодательные ограничения на количество SIM-карт, доступных для одного абонента. В рамках предложенных изменений это ограничение может быть разное для физических лиц, юридических лиц и нерезидентов. Начальным предложением может стать лимит в 100 SIM-карт на одного абонента, с последующим анализом эффективности и корректировкой данного числа при необходимости.
3. Ввести ответственность абонентов — юридических лиц за передачу SIM-карты лицу, не являющемуся сотрудником такого юридического лица.
Если абонент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключающий договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, дает возможность пользоваться услугами этой связи любому человеку (который не является его сотрудником и с которым не заключен трудовой или гражданско-правовой договор), это будет считаться нарушением.
В данном случае необходимо внести изменение в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы определить соответствующую ответственность.
Проблемы телефонного мошенничества и оборота «серых» SIM-карт остаются в центре внимания. Эти вопросы могут привести к серьезным финансовым потерям и нарушениям конфиденциальности, поэтому их решение является приоритетным. Требуется совершенствование законодательства и ужесточение ответственности за совершение подобных противоправных деяний.
В этом контексте планируется продолжить работу в данном направлении.