Морская катастрофа, произошла в ночь с 13 на 14 января 2012 года в Тирренском море вблизи итальянского острова Джильо. «Косто Конкордия» один из крупнейших европейских теплоходов, во время круиза по западному средиземноморью с 4229 людьми на борту налетел на рифы, получил серьёзные повреждения и лёг на правый борт. Погибли 32 человека. Трагедия случилась на пути следования из Чивитавеккьи в Савону.
У судоходной компании «Коста Крочере», которой принадлежал корабль, была традиция приветствовать жителей и гостей острова Джильо гудками, подаваемыми с близкого расстояния. Суда подходили без каких-либо согласований, не имея на борту достаточно подробной карты для прокладки курса вблизи берега. Роковым вечером капитан Франческо Скеттино в очередной раз сошёл с привычного маршрута в сторону Джильо. Отключив автопилот и систему судовой тревожной сигнализации инерциальной навигации, он начал приближаться к острову. На капитанском мостике в этот момент по приглашению Скеттино находилось несколько посторонних лиц, которые отвлекали его и других судоводителей. В результате «Коста Конкордия» опасно приблизилась к скалистому берегу. У руля вахту нёс индонезиец Якоб Русли. На несколько команд, отдаваемых Скеттино на английском, он реагировал с промедлением, переспрашивал заданный курс суда, перепутал направления поворота. Череда ошибок и задержек привела к тому, что расстояние до берега сократилось до 350 м. В 21:44 прямо по курсу показались скалы. Носовую часть удалось отвернуть, но корму занесло на рифы. Гранит проделал в корпусе 53-метровую пробоину.
В повреждённых отсеках размещалась судовая энергетическая установка. В течение одной минуты жизненно-важные узлы и агрегаты оказались выведены из строя. На борту погас свет, неуправляемый лайнер двигался по инерции, удаляясь от берега. «Коста Конкордия» дрейфовала больше часа, пока волны и ветер не выбросили её на мель.
В 22:30 была объявлена общая тревога, спустя 20 минут началась эвакуация. К полуночи крен достиг 35°, дальнейший спуск шлюпок и плотов оказался невозможным. Около полутысячи оставшихся на борту человек поочерёдно сняли с заваливающегося лайнера спасательные катера и вертолёты. Спустя 5 часов после столкновения «Коста Конкордия» легла на правый борт. Эвакуация продолжалась до раннего утра.
Шесть человек были признаны виновными. Самое суровое наказание понёс капитан Франческо Скеттино. Суд приговорил его к 16 годам заключения. В 2014 году «Коста Конкордия» была поднята и отправлена на металлолом. После катастрофы были ужесточены правила морского судоходства и прохождения пассажирами предрейсового инструктажа.
По материалам интернет ресурсов.
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич