22 июня 1957 года военным трибуналом Белорусского военного округа к 7 годам лишения свободы были приговорены бывшие партизаны Борис Лунин и Иван Белик. Согласно тексту приговора, Лунин в должности командира партизанской бригады неоднократно отдавал приказы об убийствах мирных советских граждан, а его подчинённый Белик — в том числе и детей. Лишили их и всех званий и наград, в том числе Лунина звания Героя Советского Союза, а Белика – ордена Отечественной войны I степени.
Лунин в августе 1941-го попал в плен. Содержался в печально известном концлагере «Дрозды» (несколько км от Минска), где за несколько месяцев нацисты уничтожили более 10 тысяч советских военнопленных. Чтобы сохранить жизнь Лунин вступил в лагерную полицию, и в марте 1942 года, улучив момент, с несколькими товарищами бежал.
В лесах Заславского района Минской области Лунин организовал партизанский отряд «Штурм». Верным и беспрекословным помощником Лунина был Иван Белик — бывший сотрудник особого отдела НКВД. Лунин назначил его начальником особого отдела, то есть контрразведки.
Неграмотный, но жестокий Белик платил Лунину преданностью, выполняя его любые приказы и прихоти.
При этом, пользуясь полным доверием Лунина, Белик натворил немало бед. Его партизанская жена была в соре со своим односельчанином Владимиром Шейбаком. Белик убил его, мотивируя, что тот агент гестапо. Также были убиты пять сельчан деревни Новый Двор, на которых показал партизан Горошко — друг Белика. Как якобы нацистские агенты Беликом были убиты две семьи советских граждан вместе с малолетними детьми. В деревне Плещаны с участием Белика была расстреляна семья Жуковского – старика Дмитрия, 67 лет, его жены Жуковской Варвары, 60 лет, их детей — Серафимы, Марии, Леонида и внучки 13 лет Алимпии. В деревне Дашки была расстреляна семья Гирлятович: жена Гирлятович Александра и ее четверо детей в возрасте от одного года до шести лет. Вместе с ними были расстреляны женщины — Рулькевич Агафья и Амильянович Серафима, беженки из Минска.
Лунин беспощадно эксплуатировал как сексуальных рабынь многих девушек на подконтрольных ему территориях. Затем он оформлял задним числом, что все они – агенты гестапо, а верный Белик тут же расстреливал несчастных. Так были убиты партизанки Вера Верховодько, Валентина Ширко, Жигалко Раиса.
В декабре 1942 года к отряду вышла группа советских разведчиков из ГРУ (8 человек) во главе с кадровым разведчиком Сергеем Вишневским. У них была взрывчатка и рация – связь с центром.
Между Вишневским и Луниным возникла ссора. Видимо Вишневский стал открыто возмущаться царившими в отряде откровенными безобразиями и произволом по отношению к мирным жителям В ночь на Новый 1943 год Лунин напился и приказал Белику арестовать и расстрелять разведчиков. Пятерых тут же убили. Троих расстреляли на следующий день. Причем молоденькую радистку Ольгу Кухто Лунин убил самолично.
Перед отрядом Лунин объявил, что разоблачил группу германских диверсантов. Как он объяснил гибель разведчиков в центр непонятно.
К лету 1943 года отряд вырос до 800 человек и был преобразован в партизанскую бригаду «Штурмовая». Желая устранить конкурентов Лунин приказал убить всех кадровых военных. Так был убит командир отряда «Грозный» старший лейтенант Чугуй, командир отряда «Фрунзе» старший лейтенант Гурко.
Тем не менее против нацистов бригада Лунина действовала чрезвычайно эффективно. Весной 1943 года бригада успешно защитила предназначенные для полного уничтожения белорусские деревни. 30 апреля 1943 года партизаны разгромили карательную колонну. Особенно бригада отличилась во время операции «Концерт»: уничтожила 672 немецких солдата и офицера, разгромила пять гарнизонов, пустила под откос 11 эшелонов, уничтожила 27 автомашин, 7 бронемашин, 4 танка, 12 мостов, более 1000 тонн горюче-смазочных материалов.
В числе 18 командиров партизанских отрядов Лунин был представлен к званию Героя Советского Союза, которое получил 1 января 1944 года. К лету 1944 года в составе бригады было шесть отрядов общей численностью 1464 человека. 2 июля года она соединилась с наступающими частями Красной Армии.
Лунин и Белик героями закончили войну.
Но затем в партийные и судебные органы стали поступать многочисленные заявления и жалобы пострадавших от рук партизанов-убийц Лунина и Белика.
Секретарь белоруской компартии, а во время войны начальник штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко обратился с соответствующим заявлением к Сталину. Но Сталин решил, что раздувать скандал с партизанами не следует. Наверное он знал, что таких как Лунин и Белик среди партизан было много. Во время войны они были предоставлены сами себе – сами воевали, сами себя кормили.
После войны Лунин работал помощником министра автотранспорта Белорусской ССР. Но часто уходил в алкогольные загулы, и его перевели на менее заметную должность.
Вскоре Лунин получил наследство в Краснодарском крае и переехал в станицу Белоозерская. Здесь он устроился на должность заместителя начальника крупной автоколонны. Впрочем, продержался он недолго, пропил дом и уехал в Анапу, где начал работать на комбинате коммунального хозяйства.
Лунин еще не знал, что расплата за его злодеяния не за горами. Известный подпольщик Павел Ляховский давно собирал на Лунина компрометирующие материалы. Он докопался до истинной причины гибели группы разведчиков Вишневского. Когда в марте 1957 года Лунина арестовали, тот кричал: «Меня! Арестовать? Да знаешь, кто я такой?! Ты, мальчишка!». Лунин не знал, что еще 27 октября 1956 года в Минске военной прокуратурой был арестован Иван Белик, который дал признательные показания.
В этой истории удивляет только одно – за все то, что натворил Лунин и Белик они получили только 7 лет лишения свободы, судя по всему отбыли свой срок не до конца, выйдя на свободу.
Больше того, Лунин неоднократно обращался с просьбами о реабилитации, утверждая, что все убитые по его приказу люди были врагами Родины. С ходатайствами о реабилитации своего командира обращались также бывшие партизаны из «Штурмовой».
6 марта 1990 года Главный военный прокурор СССР генерал-лейтенант юстиции А. Ф. Катусев утвердил заключение по заявлению Лунина (Белик отказался подавать заявление), в котором было зафиксировано: «предварительным и судебным следствием бесспорно доказана виновность Лунина и Белика в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 180 п. «б» и 214 ч,2 УК Белорусской ССР и оснований для удовлетворения просьбы Лунина о реабилитации не имеется. Не подлежит реабилитации и осужденный Белик.»
Почему приговор был таким мягким можно будет сказать только изучив когда-нибудь архивные документы о партизанской бригаде «Штурм», которые пока что не открыты для свободного доступа.
Лунин умер в 1994 году в Анапе.
По материалам интернет-ресурсов
профессор
Игорь Михайлович Мацкевич