Дорогомиловский районный суд Москвы вынес первый приговор по резонансному уголовному делу, возбужденному в связи с покушением на Лазурном Берегу на российского бизнесмена Михаила Ланина, который был награжден знаком «Почетный строитель России». Как оказалось, коммерсанта и его любовницу расстреляли чеченцы, нанятые «решалами», через которых Ланин пытался войти в руководство «Олимпстроя».
По решению суда обвиняемый Султан Сигаури проведет за решеткой 8,5 года. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии строгого режима. Приговор Сигаури зачитан 8 декабря, о чем сообщает официальный сайт Дорогомиловского райсуда.
Поскольку Султан Сигаури полностью признал вину и заключил сделку со следствием, его дело рассматривалось в особом порядке. Прокурор просил назначить ему наказание в виде девяти лет лишения свободы.
На момент вынесения приговора Сигаури уже отбывал 12-летний срок лишения свободы за участие в покушении на бизнес-леди Татьяну Бальзамову. С учетом частичного сложения сроков он проведет за решеткой 14 лет, сообщает «Росбалт» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Как следует из материалов уголовного дела, Михаил Ланин был убит на территории Франции 4 марта 2011 года. В тот день бизнесмен прибыл в Ниццу вместе со своей любовницей Еленой Православновой. Пару встретили выходцы из Чечни Язид Арсалиев и Руслан Берсанов. Они посадили потерпевших в автомобиль и повезли в местечко Виллепинте. На одной из улочек один из злоумышленников выстрелил в головы Ланина и его спутницы из мелкокалиберного пистолета.
Бизнесмен скончался на месте, а Православновой удалось выжить, так как пуля не пробила череп. После ранения женщина потеряла сознание, и двое чеченцев, посчитав ее убитой, скрылись. Убийство быстро обросло слухами, поскольку французские власти не торопились комментировать гибель «русского магната».
Впоследствии Елена Православнова сумела описать нападавших, что позволило их вычислить. Арсалиев и Берсанов приехали во Францию вместе с родителями в 10-летнем возрасте.
Сразу после гибели Ланина Елена Православнова и ее дочь Даша вступили в длительную тяжбу за наследство. Женщина через суд пыталась доказать, что родила ребенка от любовника, а не от мужа Юрия Православнова. Даша даже заявила в суде, что отказывается от отца, поскольку не желает содержать чужого ей человека в старости: дескать, он склонен к попрошайничеству.
Суд поначалу признал отцовство Ланина, даже без проведения генетической экспертизы. Однако потом исследование ДНК все-таки состоялось. Оно показало, что Даша все-таки является дочерью Юрия, писало агентство SaratovNews.ru. Но и после этого Елена Православнова не отказалась от финансовых претензий.
«Кремлевские решалы»
Как выяснили следователи, за убийством Ланина стоит группировка мошенников-«решальщиков», которые под видом кремлевских чиновников торговали должностями. Одним из членов этой банды и был Султан Сигаури. А руководил группировкой Ахмад Хамидов.
Владелец «Саратовстройстекла» Михаил Ланин оказался среди тех, кто попался на удочку аферистов. Он лично знал Хамидова и передал ему и его сообщникам 200 млн рублей. Злоумышленники обещали назначить Ланина и его сына на различные должности: вначале речь шла о местах в центральном аппарате МВД РФ (Михаил — бывший сотрудник ОБХСС), а потом — о постах в «Олимпстрое» и компании «Межрегионгаз-Саратов».
Также Ланин свел Хамидова со своим знакомым, который под предложение назначить его на высокий пост положил в ячейку «Судостроительного банка» в Москве 2 млн евро и 38,5 млн рублей, однако деньги оказались украдены.
В 2011 году терпение бизнесмена, которого кормили бесконечными обещаниями, лопнуло. Ланин пригрозил «решалам», что обратится в правоохранительные органы. Тогда его заманили в Ниццу под предлогом покупки особняка для кремлевского чиновника, который не хочет «светить» зарубежную недвижимость, и убили.
Организацию покушения взял на себя знакомый Сигаури — чеченский «авторитет» Валид Лурахмаев по кличке Валидол. Исполнители преступления получили от заказчиков 100 тыс. евро.
Примечательно, что Валидол взял заказ сразу на два убийства. Второй жертвой должен был стать бизнесмен Михаил Озирный. Он являлся давним приятелем одного из лидеров группировки «решальщиков» — Михаила Коряка. В свое время Озирный был посредником при передаче бизнесменом из Башкирии «чиновникам» 4,5 млн евро, за которые ему была обещана должность вице-президента ОАО «Транснефть».
По одной из версий, Озирного хотели устранить как ненужного свидетеля, который знал настоящие имена и фамилии «решал». Бизнесмен чувствовал опасность и покинул Россию, спрятавшись в Африке. Там Озирный владел участками по добыче драгоценных камней и металлов. Сначала он находился в Мали, а потом перебрался в Конго.
Когда Валидол узнал от Хамидова, что с одной из жертв надо разобраться в Конго, он наотрез отказался туда ехать. «Я сам оттуда не вернусь, либо закопают, либо рабом сделают», — заявил чеченский «авторитет».
В итоге Озирного удалось выманить из Конго в Турцию. Ему обещали высокий пост в «Газпроме». Но при этом предложили пройти собеседование при участии Алексея Миллера или его заместителей. А Турция фигурировала в переговорах как место, где представители «Газпрома» часто проводят деловые встречи и подписывают контракты.
Озирный поверил и транзитом через ОАЭ прилетел в Турцию. Там его встретили люди Валидола и повезли «в резиденцию» к представителям «Газпрома». Жертву доставили в горную местность, застрелили, а голову и руки трупа облили кислотой. Однако Озирного опознали по дорогим часам и нательному крестику, а потом экспертиза ДНК подтвердила первоначальное предположение.
Добавим, что в апреле 2016 года турецкая полиция задержала Валидола. Он пользовался документами на имя Александра Смирнова. Его также подозревали в причастности к расстрелу Абдулвахида Эдельгиреева — родственника одного из идеологов ваххабитов в Чечне Мовлади Удугова, который работал системным администратором сайта боевиков «Кавказ-Центр» (Никулинским судом Москвы материалы сайта признаны экстремистскими). В прессе задержанных Валидола и его сообщника называли «российскими шпионами».
Жертвой «кремлевского лохотрона» стал советский сыщик, боровшийся со спекулянтами
Погибший от пули киллеров на Лазурном Берегу Михаил Борисович Ланин имел непростую биографию. В свое время он уже был на государственной службе, причем в правоохранительных органах. Тем более удивительно, что он проявил исключительную доверчивость в общении с мошенниками, выдававшими себя за людей из президентского окружения.
Михаил Ланин, носивший звание почетного строителя России, родился 30 ноября 1946 года в городе Клинцы Брянской области. В 1964-1965 годах он работал слесарем механического завода в Клинцах, а в 1980-е годы стал начальником районного ОВД и трудился в отделе ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, аналог ОБЭП) Ленинского района, где как раз расположены стекольные заводы. В самый расцвет «бандитских 90-х» милиционер Ланин ушел в бизнес.
Сын Ланина-старшего — Борис — пошел по стопам отца. В 2009 году он работал в должности замначальника отдела по раскрытию преступлений в сфере банковской деятельности УБЭП ГУВД Саратовской области.
При Михаиле Ланине ОАО «Саратовстройстекло» достигло пика своего развития. Несколько лет назад это был крупнейший производитель стекла, поставлявший до 20% всей продукции в России.
В 2004 году на заводе устроили реструктуризацию. С 1990-х годов акциями предприятия владели сами рабочие, а с этого момента были выпущены новые акции и крупными собственниками стали бывший силовик Михаил Ланин и его компаньон Александр Либерман.
Затем между совладельцами возник конфликт. По неофициальной версии, бывший страж порядка Ланин даже собрался устранить конкурента, но нанятый им киллер сдал заказчика жертве.
Впрочем, в правоохранительных органах эту информацию опровергают. «По нашим сведениям, в производстве саратовских следственных органов не имелось уголовных дел, по которым Ланин проходил в качестве потерпевшего или подозреваемого», — заявляла пресс-секретарь саратовского следственного управления Оксана Ляпина.
В 2008 году «Саратовстройстекло» провалилось в долговую яму: руководство необдуманно запустило новую линию производства, в то время как из-за кризиса потребности в стекле в стране сократились почти вдвое. К концу 2009 года компания задолжала 3,5 млрд рублей кредиторам.
Весной 2010 года Ланин покинул свой пост, а перед этим продал 13% акций предприятия, которые принадлежали ему. Через три недели после ухода Ланина 100% акций саратовских стекольных заводов были куплены конкурентами из Башкирии за очень хорошие деньги — 40 млндолларов. В результате объединенное предприятие стало контролировать более четверти рынка промышленного стекла в России.
Тем временем Михаил Ланин продолжал активно сворачивать деятельность в России — он распродавал всю свою недвижимость в Саратове и Москве. В частности, была выставлена на продажу собственность на Рублевке за 2 млн долларов, а также четырехкомнатная квартира на улице Киселева в Саратове. Видимо, вырученные от сделок средства Ланин и отдавал «кремлевским чиновникам».