Полковник ГУСБ МВД Юрий Тимченко мог быть посредником, который должен был передать многомиллионную взятку следователям СКР.
В ближайшее время следственная бригада ГСУ СКР по Санкт-Петербургу по делу о беспрецедентной взятке в 100 миллионов рублей, фигурантами которого стали глава 17 отдела («Запад») РУСБ ГУСБ МВД Юрий Тимченко и двое посредников, повезёт их в суд для избрания меры пресечения. Следователи намерены просить для всех арест. Пока возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки», однако его могут переквалифицировать на «Мошенничество».
Налоговое дело
Эта история началась несколько недель назад, когда Следственное управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело против руководства ООО «Деловые линии» о махинациях с налогами на сумму в более чем 1 миллиард рублей. «Деловые линии» — крупнейшая в России транспортная компания, занимающаяся перевозкой грузов, а также предоставлением услуг по хранению и складской обработке грузов.
Следователи подсчитали, что с осени 2011 года по весну 2014 года компания необоснованно включила в декларацию вычеты по НДС на сумму более чем в 500 миллионов рублей, а также занизила прибыль в размере 2,8 миллиарда. Таким образом, «Деловые линии», как считают в СКР, недоплатила в бюджет чуть более 1 миллиарда. В рамках этого дела на счетах компании было арестовано 1,6 миллиарда.
По версии следствия, вскоре на бизнесменов вышли люди начальника 17-го отдела («Запад») РУСБ ГУСБ МВД Юрия Тимченко — Константин Марченков и Сергей Зиновенко. Они объяснили бизнесменам, что Тимченко якобы сможет решить их проблемы — снять арест со счетов и поспособствовать закрытию уголовного дела. За эту услугу высокопоставленный «безопасник» МВД якобы запросил 100 миллионов рублей. Представители «Деловых линий» считали, что они не имели отношения к налоговым махинациям, поэтому решили «сдать» Тимченко в ФСБ. Все дальнейшие переговоры полковника и бизнесменов шли уже под контролем питерских чекистов.
Стороны договорились, что взятка будет разбита на две равные части. Первую часть в 50 миллионов нужно было передать 8 декабря в одном из подземных паркингов в Санкт-Петербурге. Вторые 50 миллионов рублей бизнесмены должны были отдать после снятия ареста с расчётных счетов «Деловых линий».
Вечером 8 декабря, когда Марченков и Зиновенко получили от представителя «Деловые линии» муляж на 50 миллионов рублей для дальнейшей передачи Тимченко, их задержали чекисты. Сразу после этого оперативники наведались к самому Тимченко, в кабинете которого нашли 350 тысяч рублей.
Против Тимченко было возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки в особо крупном размере должностным лицом», а против его сообщников — «Посредничество в получении взятки в особо крупном размере». Сейчас следователи готовят материалы для ареста всех фигурантов в суде.
Что касается посредников, то, по данным Лайфа, Сергей Зиновенко — владелец фирмы правовой защиты бизнеса «Зиновенко и партнёры». Она оказывает услуги по сопровождению сделок и юридической консультации. Марченков — владелец компании по производству рекламных конструкций, баннеров и объёмных световых надписей. Они давно знают друг друга. В социальных сетях Зиновенко с Марченковым своей дружбы не скрывают. Кроме того, Сергей Зиновенко дружит с генеральным директором «Деловых линий» Фаридом Мадани. Фамилию Зиновенко можно увидеть на совместных тимбилдингах компании.
«Охотник на оборотней»
В Петербург Юрий Тимченко переехал в 2007 году уже опытным оперативником МВД. Говорят, что он не сработался с Юрием Драгунцовым, возглавлявшим ГУСБ с 2006 по 2012 годы.
— Тимченко тогда прямо сказали, либо ты уезжаешь из Москвы в Петербург в управление ГУСБ по Северо-Западному Федеральному округу, либо пишешь рапорт об отставке, — рассказал источник.
Тимченко выбрал переезд в северную столицу, где почти за 10 лет сделал карьеру, возглавив 17-й отдел ГУУСБ МВД РФ, курирующий работу всех региональных управлений ГУ МВД РФ на территории Северо-Западного федерального округа.
17-й отдел Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД появился недавно, после реформирования системы окружных подразделений министерства. Ранее к 17-му отделу ГУСБ МВД была приписана личная охрана министра внутренних дел России. Теперь это подразделение собственной безопасности по Северо-западному федеральному округу. О Тимченко известно, что ранее он служил в Центральном аппарате ГУСБ МВД, но затем его отправили служить в Санкт-Петербург.
Коллеги, которые знали его по совместной работе в Москве, удивлены его задержанием.
— Я его знаю как опытного и очень осторожного человека. Поэтому странно, что он полез в эту историю. Я не исключаю, что Тимченко могли подставить, — рассказал Лайфу один из бывших коллег полковника.
По данным Лайфа, Тимченко выступал посредником при передаче взятки, поэтому уголовное дело против может быть переквалифицировано. Конечный получатель взятки мог быть, например, среди высокопоставленных сотрудников СКР. На своём посту полицейский не мог повлиять на ход расследования уголовного дела о неуплате налогов, а также снять арест со счетов фирмы. В этих случаях уголовное дело обычно возбуждают по статье «Мошенничество».
— Юрий пришёл к нам в Департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД в 2003 году из столичного ГАИ, а до этого он был простым участковым в столичном ОВД «Замоскворечье», — вспоминает бывший офицер МВД. — Тимченко был обычным исполнителем, который с азартом всегда выполнял поручение начальства. Юра участвовал в поимке «оборотней» из МУРа в 2003 году. А в 2004 году стал одним из разработчиков ликвидации действующей российско-германской группировки, которая угоняла из Европы автомобили и продавала их в России.
По его словам, тогда ещё молодой оперативник Юрий Тимченко написал кандидатскую по теме «Методы работы Интерпола с угнанными машинами на материалах гражданских дел». В этом ему помог своими реальными материалами гендиректор столичной компании «ВИА-авто» Резо Беридзе. Именно он помогал немецким партнёрам искать в Москве угнанные в Европе автомобили.
История «ВИА-авто» началась с партнёрства г-на Резо Беридзе и владельца немецкой экспертной фирмы по розыску и возврату угнанных автомобилей Walter Schmelzing GMBH в конце 90-х. Однако после нескольких лет успешной работы, именно после появления в фирме Юрия Тимченко, у Беридзе начались проблемы. Тогда некий господин Сергей Лосев и предложил ему сотрудничество: он, используя свои связи в МВД, и разыскивает в России угнанные из Германии автомобили, а Резо Беридзе улаживает все юридические вопросы.
Однако в «ВИА-авто» стали подозревать, что Лосев связан с угонщиками авто, так как он знал о факте угона ещё до того, как автомобиль появлялся в России. После этого Беридзе отказался от услуг Лосева, а оперативник ГУСБ Юрий Тимченко написал заявление о мошенничестве на руководителей «ВИА-авто». В 2006 году суд оправдал директора «ВИА-авто» Резо Беридзе.
Автор: Андрей Гридасов