19 мая. История правосудия.

19 мая 1923 года в Москве сотрудниками уголовного розыска арестован 55-летний Василий Петров (Комаров) – «русский Потрошитель», как окрестили его газетные репортёры.

В прошлом командир взвода Красной гвардии, Петров с 1919-го работал ломовым извозчиком при управлении Наркомата внутренних дел. В свободное от исполнения служебных обязанностей время пил водку, порол жену розгами и… убивал людей. Все свои преступления Петров совершал по одному сценарию, одним и тем же способом: представившись продавцом лошади или продуктов, приводил крестьянина с конного рынка к себе на квартиру, угощал его вином или водкой. С целью отвлечь внимание покупателя, Петров вручал ему документ, якобы подтверждающий качество предложенного товара, и пока гость знакомился с его содержанием, неожиданно сзади наносил заранее приготовленным тяжёлым молотком удар по голове – и сразу же подставлял таз или цинковое корыто для стока крови.

Потом, с таким же спокойствием, преступник накидывал своей жертве на шею петлю и стягивал её. Обмякшее и раздетое тело связывалось, укладывалось в мешок или в сундук, который затем выносился на чёрную лестницу. По признанию Петрова, вся операция занимала не более 20 минут. На следующий день труп топился в Москве-реке, а преступник безмятежно отправлялся на работу.

Когда Петрова спросили о мотивах совершённых убийств, он ответил: «Жена моя любила сладко кушать, а я горько пить. Лошадь меня кормила, а выпить не давала». На вопрос о том, не жалеет ли он убитых, преступник усмехнулся: «Жалеть можно живых, а мёртвым жалость без надобности». Специалисты-психиатры сочли Петрова импульсивным психопатом с глубокой печатью алкогольной дегенерации, однако признали его вменяемым и способным в полной мере контролировать свои поступки. В результате за преднамеренное убийство 29 человек суд приговорил Петрова и его жену, с конца 1922 года помогавшую скрывать следы убийств, к высшей мере наказания – смертной казни.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества


19 мая 1536 года в Тауэре обезглавлена Анна Болейн, вторая жена английского короля Генриха VIII.

Анна не смогла подарить королю престолонаследника (первый её ребёнок, появившийся на свет вскоре после свадьбы, оказался девочкой, второй родился мёртвым) и была арестована по необоснованному обвинению в супружеской измене с несколькими придворными, включая её родного брата графа Рочфорда. В обвинительном заключении говорилось, что изменники вступили в сообщество с целью убийства Генриха VIII и что Анна обещала каждому из заговорщиков выйти за него замуж после смерти монарха. Королеве также ставилось в вину, что она вместе с братом открыто издевалась над Генрихом, высмеивая его литературное творчество (король на досуге сочинял стихи).

«Генрих VIII, узнав обо всех этих преступлениях, бесчестиях и изменах, был так опечален, что это вредно подействовало на его здоровье», – утверждалось в обвинительном акте. Исход процесса был предрешён.

Королеву приговорили к сожжению на костре или обезглавливанию – на усмотрение Генриха.

Казнь Анны, состоявшаяся через два дня после оглашения приговора (отсрочка объяснялась лишь желанием короля дать архиепископу Кранмеру время расторгнуть брак), была отмечена нововведением. Вместо обычной секиры Генрих решил испробовать в качестве орудия умерщвления меч – по примеру Франции, где в то время обезглавливали мечом. Однако под рукой не оказалось компетентного специалиста, и пришлось выписывать палача из Кале. «Опыт» удался. Нетерпеливо ожидавший казни король повеселел и закричал: «Дело сделано! Спускайте собак, будем веселиться!» В тот же день Генрих VIII женился на придворной красавице Джейн Сеймур: голову второй жены король преподнёс в дар третьей.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества


19 мая 1961 года в Мосгорсуде началось слушание сенсационного дела Яна Рокотова, обвинённого в расхищении госсобственности и спекуляциях валютными ценностями в особо крупных размерах.

30-летнего Рокотова, «короля» столичного чёрного рынка, в 1961-м судили как государственного преступника, а сейчас мы бы назвали этого человека талантливым предпринимателем, «финансистом». По данным следствия, с 1957-го по 1961-й через руки Косого (кличка, под которой знала Рокотова вся криминальная Москва) прошло иностранной валюты, золота и драгоценностей в общей сложности на 20 миллионов рублей. За один день работы Рокотов «наваривал» в среднем по 50 тысяч. О его несметных богатствах, сейфах, набитых золотом, и миллионных счетах в заграничных банках ходили легенды. Валютные комбинации Рокотова и K° были так умело продуманы и настолько эффектны, что поговаривали, будто в Западной Германии ему была присуждена премия за лучшую финансовую сделку десятилетия, а один из городов объявил его своим почётным гражданином.

Имелись у Рокотова, разумеется, и свои покровители во властных структурах.

Известно, что «по совместительству» он состоял негласным агентом МВД и был в приятельских отношениях с самим начальником валютного отдела Петровки, 38.

Начальник в звании майора имел неплохой доход с Рокотова, за его счёт посещал московские рестораны и отдыхал на курортах. В мае 1961 года этой «дружбе» пришёл конец, когда майор, почувствовав, что запахло жареным, сдал своего агента КГБ.

Рокотова арестовали на Ленинградском вокзале, возле камеры хранения, где хранились его миллионы: 440 золотых монет, золотые слитки весом в 12 килограммов, валюта, ювелирные украшения…

Приговор, вынесенный московским судом Яну Рокотову и его сообщнику Владиславу Файшибенко – 15 лет заключения, – показался партийному руководству слишком мягким. Председателя Мосгорсуда Л. Громкова по распоряжению Хрущёва уволили с должности, приговор отменили. 6 июля 1961 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, ужесточающий меру наказания в отношении «расхитителей социалистической собственности». Верховный суд, пересмотрев дело, приговорил Рокотова и Файшибенко к расстрелу. Это было вопиющим беззаконием: смертную казнь ввели задним числом после вынесения приговора. Апелляции, однако, не помогли, и через несколько дней после оглашения вердикта суда в Пугачёвской башне Бутырской тюрьмы приговор был приведён в исполнение.

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества

Post Scriptum.

Материалы по делу Рокотова и Файбишенко ищите в Живой Энциклопедии Союза криминалистов и криминологов

http://crimescience.pro/40/

профессор

Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости and tagged , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.