28 ноября 1973 года советский летчик Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолете МиГ-21. В 9:00 поступила команда: «Воздух», что означало экстренный взлет. Капитан Елисеев вывел машину на взлетную полосу и на форсаже поднялся в воздух. Штаб приказал выйти на высоту 5000 метров и начать набирать сверхзвуковую скорость, хотя по инструкции для сверхзвука полагалось взять 10000 метров. Скорость сближения самолетов составляла 400-500 километров и в таких условиях пилоты реагируют молниеносно.
Обстановка в то время на Закавказье складывалась непростая. Воздушное пространство СССР постоянно нарушалось самолетами Ирана и США. Армии этих стран сотрудничали в рамках проекта «Темный ген», суть которого состояла в поиске потенциальных дыр в системе советского ПВО. Армейская инструкция предписывала принуждать к посадке на наши аэродромы транспортные самолеты-нарушители и сбивать военные.
Главной ударной силой советских ВВС на Закавказье был 982-ой истребительный полк 283-й истребительной авиационной дивизии. Базировалось подразделение на военном аэродроме Вазиани, что в 20 километрах от Тбилиси.
Утром 28 ноября 1973 года советские ПВО засекли неизвестный борт.
Противник увидел советский «МиГ» и начал маневрировать. Геннадий Елисеев пустил предупредительную ракету.
Через несколько секунд капитан Елисеев произвел захват цели и доложил командованию, что перед ним F-4 «Фантом» II, впоследствии окажется, принадлежащий иранским ВВС. Была выпущена вторая ракета, но она прошла мимо. Тогда капитан Елисеев услышал приказ: «Таранить самолет левым крылом по хвостовому оперению». Пилот ответил лаконичное: «Понял, выполняю». «МиГ» врезался в иранский «Фантом», который разломился на две части и из него успели катапультироваться два пилота.
После столкновения у самолета Елисеева отвалилось крыло и стабилизатор. Машина начала вертеться в воздухе и врезалась в ближайшую гору. Связь с Геннадием Николаевичем Елисеев оборвалась и, скорее всего, он погиб ещё во время тарана. До сих пор неясно почему летчик не использовал в бою скорострельную авиационную пушку. По одной из версий она заклинила по техническим причинам.
На базе авиационной дивизии не знали, что летчик погиб. Через время на склонах гор поисковый отряд заметил двух парашютистов. В штабе подумали, что это Елисеев и сбитый им пилот. Оказалось, что это летчики – майор ВВС Ирана Мохаммад Шокухния и полковник ВВС США Джон Сондерс. (Иранский майор Мохаммад Шокухния. Погиб во время ирано-иракской войны).
По одной из версий «Фантом» сознательно пошел на провокацию и пресек границу. В интервью полковник Владимир Недоступенко говорил: «Если посмотреть карту Ирана и Армении, там есть практически такое же озеро, как у нас Севан, они буквально зеркалят друг друга по обе стороны границы. Я думаю, что пилоты противника могли сбиться с маршрута и по ошибке прилететь к нам».
Могила капитана Геннадия Елисеева
Через 16 дней после трагического боя, пилотов «Фантома» передали иранской стороне. Капитан Геннадий Елисеев, совершивший первый в истории сверхзвуковой таран, посмертно получил звезду Героя Советского Союза. Его останки доставили в родной Волгоград и с почестями похоронили на центральном городском кладбище. У пилота осталась жена и двое детей. Улица Елисеева появились в русском Волгограде и в белорусском городке Березки. В городе Вазиани, откуда капитан вылетел в бой, его именем названа средняя школа №1.
Александр Бражник.
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич