30 августа 1988 года в камере следственного изолятора в Свердловске найден мёртвым 42-летний Николай Фефилов, сексуальный маньяк и серийный убийца. На счету Фефилова как минимум шесть изнасилований и убийств. Действовал он со странной сезонностью: преступление обычно совершал раз в году, в мае. Жертвы почти всегда подкарауливал в городском парке. Нападал из засады, душил, оттаскивал в кусты и уже мёртвых насиловал. Затем забирал дорогие вещи, драгоценности и уходил.
Убивал в любое время суток. Так, однажды надругался над девушкой, совершавшей утреннюю пробежку. Студентка не сдала зачёт по физкультуре, решила потренироваться и попала в руки маньяка.
По убийствам следственные органы привлекли к ответственности двух невиновных людей, один из которых в 1984 году был приговорён к высшей мере, а другой через год скончался от побоев в тюремной больнице. За это был снят начальник СИЗО, но два преступления «закрыли». Настоящий же преступник был арестован только в апреле 1988 года, и произошло это, можно сказать, случайно. Совершив очередное убийство в Центральном парке Свердловска, он попытался перетащить труп жертвы в укромное место, но был замечен двумя прохожими. Не растерявшись, те подняли крик, и находившийся неподалёку сотрудник милиции задержал маньяка. Им и оказался Николай Фефилов, печатник типографии «Уральский рабочий», передовик производства, примерный семьянин, отец двоих детей…
До суда Фефилов не дотянул. В ночь на 30 августа он был задушен сокамерником в СИЗО. Для уголовного мира это было обычным «санитарным» мероприятием по отношению к преступникам подобной категории.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
30 августа 1974 года взорвался и затонул лучший корабль своего класса черноморского флота БПК «Отважный».
Утром начались большие учения Черноморского флота. Все было как надо: корабли в полной боевой готовности, толпа важных адмиралов на берегу контролирует ситуацию. Первая пятерка боевых кораблей отправилась выполнять задание. 4 однотипных корабля возглавлял красавец » Отважный». Его только-только спустили на воду.
В 9:57 командованию поступил доклад о том, что «Отважный» готов к стрельбе. Теперь следовало ожидать, что «Отважный» найдёт и уничтожит цель. Однако корабль замолчал. В 10:05 радисты приняли сообщение: На «Отважном» взрыв и пожар.
Пока адмиралы в нерешительности метались по командному пункту, команда «Отважного» самоотверженно сражалась с огнем. Пламя распространялось из погреба №8, в котором взорвался боевой снаряд.
Несмотря на титанические усилия моряков корабль затонул. Погибло 24 члена экипажа из 287. Капитан корабля, как и полагается, последним покинул тонущее судно.
После катастрофы было проведено тщательное расследование. Выяснилось, что произошло короткое замыкание, после которого возникло сильное возгорание. Мичман, дежуривший в то время должен был использовать систему пожаротушения. Однако, увидев столп пламени, он с криком: «Сейчас рванет!», убежал с поста. Вскоре прозвучал мощный взрыв.
Следователи установили, что до взрыва у мичмана было 18 секунд, чтобы нажать на кнопку и запустить пожаротушение, однако мичман этого не сделал. Экипаж корабля действовал храбро и умело. Но трусость мичмана погубила «Отважный» и его моряков.
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич
Политические убийства времён Гражданской войны в России
30 августа 1919 года в бою с 7-й бригадой 2-го корпуса Галицкой армии около села Белошицы (сейчас Коростенского района Житомирской области, Украина), находясь в передовых цепях Богунского полка, был убит легендарный красный командир Николай Александрович Щорс. Голову смертельно раненного Щорса бинтовал его заместитель Иван Дубовой. Щорс умер у него на руках. «Пуля вошла спереди,— писал в мемуарах после Гражданской войны Дубовой,— и вышла сзади», хотя Щорс был убит выстрелом в затылок. Когда медсестра Анна Розенблюм хотела сменить первую, весьма поспешную повязку на голове уже мёртвого Щорса на более аккуратную, Дубовой не позволили ей этого сделать. По распоряжению Дубового тело Щорса без медицинского освидетельствования отправили для захоронения за полторы тысячи верст в Россию, в Самару. Свидетелем гибели Щорса был не только Дубовой. Рядом находились командир Богунского полка Казимир Квятек и уполномоченный реввоенсовета 12 армии Павел Танхиль-Танхилевич.
Вероятным исполнителем убийства Щорса называется Павел Самуилович Танхиль-Танхилевич, а возможным заказчиком — Семён Аралов, у которого с Щорсом были непростые отношения (Щорс отказывался выполнять его некоторые распоряжения).
Известно, что политические симпатии Щорса были на стороне левых эсеров, хотя он состоял в партии большевиков.
«Легендарным» Щорса сделала советская пропаганда, который был нужен герой гражданской войны из украинцев.
Правда о его гибели вскрылась после смерти Сталина, когда была проведена эксгумация трупа Щорса и документально зафиксировано пулевое отверстие головы в затылочной части.
Согласно одной из версий команда на устранение Щорса исходила непосредственно от Льва Троцкого, который не доверял тому, считал политические взгляды Щорса крайне вредными и поэтому заменил его на Ивана Дубового, который был более дисциплинирован и был настоящим идейным большевиком.
По материалам интернет-ресурсов
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич