Заводы болгарского угольного магната возможно сэкономили на заведомо заниженном декларировании опасных выбросов в атмосферу
Анализ OCCRP показывает, что две электростанции, связанные с Христо Ковачки, сообщают о странно низких показателях выбросов за последние три года.
Основные Выводы
- Данные, проанализированные OCCRP, показывают, что две угольные электростанции, связанные с болгарским энергетическим магнатом, по-видимому, занижали задекларированные выбросы углекислого газа за последние три года.
- Эти два завода вместе взятые, возможно, избежали уплаты ЕС от 26,6 до 32,2 миллионов евро.
- Подозрительные данные были подтверждены как точные новой компанией, созданной 27-летним человеком без видимого опыта работы в индустрии проверки выбросов.
- Официальные лица на обоих заводах отрицают неточность данных о выбросах.
Сердце электростанции Бобов Дол-жаркое, темное, шумное помещение. Куски угля валяются на полу рядом с лужами нефти и воды, вытекающими из машин десятилетней давности-реликвии советской эпохи, когда рабочие стекались на строительство одного из крупнейших угольных заводов Болгарии.
Угольная пыль густо висела в воздухе, когда OCCRP посетила завод в июле 2020 года, оставив репортеров кашлять сквозь маски, которые они носили для защиты от COVID-19. Несколько рабочих управляли огромной фабричной печью и генераторами, трудясь в закопченном воздухе и обжигающем жаре без всяких масок.
Бобов Дол, расположенный в крупном угледобывающем районе в часе езды к юго-западу от Софии, является одной из более чем дюжины шахт, электростанций и тепловых компаний, предположительно контролируемых Христо Ковачки. Скрытный магнат стал ключевым игроком в энергетическом секторе Болгарии во время волны приватизации в 2000-х годах, создав сеть угольных активов, которые, как теперь считается, он контролирует через компании в Великобритании и на Кипре.
По мере того как Европа движется к использованию более чистых форм энергии, многие из этих активов становятся все более устаревшими, неэффективными и погрязшими в долгах. Налоги на выбросы углерода еще больше увеличили стоимость их эксплуатации.
Но две электростанции, связанные с Ковачки, похоже, нашли новый способ сбалансировать книги. Официальные данные о выбросах, проанализированные OCCRP, показывают, что Бобов Дол и еще одна связанная с ним угольная электростанция-Брикель в юго — центральной Болгарии-возможно, занижали свои выбросы углекислого газа за последние три года, сэкономив по меньшей мере 26,6 миллиона евро.
Подозрительные данные были подтверждены как точные компанией, созданной 27-летним человеком без видимого опыта работы в индустрии проверки выбросов. И все же за несколько месяцев она приобрела 12 клиентов — все заводы, связанные с Ковачками.
На электростанции Бобов Дол уровень загрязнения продолжает нарушать правила Европейского Союза, несмотря на усилия по их укрощению.
Василь Васев, мэр соседней деревни Големо Село, сказал, что данные о качестве воздуха, зарегистрированные Болгарским Исполнительным агентством по охране окружающей среды (ЕЭЗ), показывают, что выбросы диоксида серы на заводе иногда почти вдвое превышают лимиты ЕС. В докладе Гринпис Болгарии, опубликованном в этом году, было установлено, что Бобов Дол неоднократно нарушал лимиты выбросов диоксида серы и других загрязняющих веществ, делая вывод о том, что он серьезно вредит качеству местного воздуха и воды.
Рабочие говорят, что условия внутри Бобовского завода настолько плохи, что они опасаются за свою безопасность, а шахтеры в угольной шахте, которая его питает, как сообщается, устраивали протесты по поводу условий труда в предыдущие годы. Местные жители теперь называют окружающий город, давший Бобову Доль, “Робов Дол”, что означает “город эксплуатируемых людей».
Один бывший сотрудник рассказал OCCRP, что получил ожог после того, как его нога во время работы скользнула в незамеченную дыру. “Он был полон горячего пепла, — сказал он на условиях анонимности. — Я не мог сообщить о них, опасаясь потерять работу и подвергнуть риску работу моего отца.
Другой рабочий Бобов Дол, который также попросил не называть его имени, чтобы защитить свою работу, сказал, что “без инвестиций и небольшого ремонта завод становится все более опасным”.
Директор “Бобов Дол”Любомир Спасов признал, что рабочая зона вокруг угольного процесса может быть загрязнена, но отрицал, что условия были настолько плохими, как сообщалось, добавив: «Рабочая среда лучше, чем на многих других рабочих местах».
Два представителя Ковачки отказались комментировать эту историю.
Сомнительные Данные О Выбросах
Когда Болгария вступила в ЕС в 2007 году, она также присоединилась к эмбриональной системе торговли выбросами (ETS), механизму, предназначенному для сокращения выбросов парниковых газов, который сегодня является краеугольным камнем политики блока в области изменения климата.
Но всего три с половиной года спустя он был временно приостановлен за предоставление недостоверных данных о выбросах страны. Тогдашний министр окружающей среды Нона Караджова, как сообщается, обвинила в приостановке работы “преступное бездействие предыдущего правительства».
В соответствии с ETS все основные загрязнители должны представлять ежегодный отчет о том, сколько углекислого газа они выбросили в этом году. Электростанции рассчитывают, сколько углекислого газа они производят, используя “коэффициент выбросов”, который отражает, сколько парниковых газов выделяется топливом, которое они сжигают, а затем платят за квоту на эти выбросы.
Более мелкие заводы используют средний по стране коэффициент выбросов, но крупные заводы, такие как Бобов Дол и Брикель, должны использовать цифры, рассчитанные аккредитованными лабораториями.
Журналисты, проанализировавшие официальные данные двух заводов, представленных в ЕЭЗ, обнаружили, что они, по-видимому, значительно занижали свой коэффициент выбросов за последние три года.
Между 2018 и 2020 годами Бобов Дол сжигал смесь суб-битуминозного угля, который, по мнению ЕЭЗ, должен иметь коэффициент выбросов 96,1, и бурого угля, который должен иметь коэффициент 104,2. Но данные показывают, что завод сообщал о факторе ниже 80 за все три года. В Брикеле, который сжигал бурый уголь, коэффициент выбросов был равен 90,5 в 2018 году, 79,5 в 2019 году и 76,2 в 2020 году.
Питер Сизов, эксперт по устойчивому развитию, который консультировался с ЕЭЗ более десяти лет, сказал, что эти значения были настолько явно неверны, что он не включил их в отчеты, которые он писал для ЕС, определяя средние коэффициенты выбросов Болгарии за эти годы.
“Я исключаю эти значения из расчета», — сказал Сизов. “Я считаю их выбросами по сравнению со значениями по умолчанию … со значениями, сообщенными другими заводами в регионе, и со значениями, предоставленными теми же заводами в течение прошлых периодов”.
Сэм Ван ден Плас, политический директор Carbon Market Watch, некоммерческой организации, которая следит за усилиями по смягчению последствий изменения климата, согласился, заявив, что цифры “значительно ниже значений по умолчанию, применимых в соответствии с правилами углеродного рынка ЕС”.
Выяснить, сколько Бобов Дол и Брикель сэкономили, занижая свои выбросы,-дело хитрое, потому что цена углекислого газа при ЭТС сильно варьируется. Исходя из среднегодовой цены на углерод около 21 евро за тонну в 2019 году и 27 евро в 2020 и 2021 годах, которые, по словам эксперта, были консервативными цифрами, OCCRP рассчитал, что два завода вместе могли избежать выплаты ЕС от 26,6 млн до 32,2 млн евро.
Янилин Павлов, исполнительный директор Brikel, сказал, что завод сообщил о снижении выбросов, потому что он начал использовать более обогащенный уголь. Он добавил, что выбросы были “рассчитаны на основе данных независимых аккредитованных лабораторий и подтверждены компетентными органами”.
Спасов, директор Бобов Дол, отрицал, что завод сообщал неточные данные о выбросах. Показав отчет, подтверждающий данные о выбросах, подписанный одним из его главных инженеров, Спасов сказал, что он пришел от верификатора.
— Доклад не наш. Это от проверочной компании, одобренной как национальными, так и европейскими институтами”, — сказал он.
Новый Верификатор
В начале 2019 года, когда Бобов Дол и Брикель, похоже, начали недооценивать свои выбросы углекислого газа, они также изменили компанию, которая проверяла их данные, отказавшись от установленного верификатора Green and Fair, с которым они работали около десяти лет, в пользу компании под названием GMI Verify.
GMI Verify в то время был новичком. Когда ее владелица, Габриэла Миленова Илиева, основала компанию в августе 2018 года, ей было всего 27 лет. Журналисты не нашли никаких доказательств того, что она имеет опыт проверки данных о выбросах или что она работала на какие-либо другие компании до основания GMI Verify.
Тем не менее, в течение пяти месяцев GMI Verify выиграла контракты на проверку выбросов от 12 болгарских тепловых электростанций и тепловых станций. Все они связаны с Ковачки, который, как считается, приобрел их во время волны приватизации в начале 2000-х.
Журналисты обнаружили и другие связи между GMI Verify и Ковачки. Во-первых, штаб-квартира GMI Verify в Софии находится в том же здании, что и офисы OZK Zastrahovane, страховой компании, контролируемой Ковачки через его компанию LM Impex.
Когда репортер посетил адрес, указанный для офисов GMI Verify, они обнаружили только жилую квартиру. Соседи сказали, что никогда не слышали об этой компании.
Адвокат GMI Verify Елена Христова Добрева работала менеджером на Brikel and Maritza 3, еще одном угольном заводе, связанном с Ковачками, выбросы которого также теперь проверяются верификатором. В 2015 году Добрева также была кандидатом в муниципальный совет Стара-Загоры, где находится Брикель, от Болгарского демократического центра (БДЦ), партии, с которой связан Ковачки.
OCCRP потратил несколько недель, пытаясь поговорить с сотрудниками GMI Verify, но они оставались молчаливыми. Илиева не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию.
Репортерам удалось коротко поговорить с одним из сотрудников, Людмилом Вальчковским, который проверил многочисленные сообщения с двух заводов. Когда его спросили, почему он засвидетельствовал такие низкие цифры, он отказался отвечать на вопросы подробно.
“Эти данные являются официальными. Все есть на сайте ЕЭЗ, просто посмотрите на него”, — сказал он.
Энергетическая » Империя’Ковачки
Энергетический сектор Болгарии стал притчей во языцех коррупции с 2000-х годов, когда государство распродало многие свои активы. Считается, что Ковачки был ключевым бенефициаром этой волны приватизации.
“Нынешняя империя Ковача Ки огромна”, — говорилось в опубликованной WikiLeaks в 2006 году дипломатической телеграмме США , в которой перечислялись по меньшей мере четыре шахты, пять объектов централизованного теплоснабжения, пять угольных компаний и несколько тепловых электростанций, принадлежащих энергетическому магнату или контролируемых им.
В пресс-релизе 2018 года, сопровождающем его отчет об угольной промышленности Болгарии, Гринпис заявил, что империя Ковачки охватывает более 150 компаний, включая восемь шахт, восемь компаний централизованного теплоснабжения и три электростанции. Более десятка из них — в том числе «Брикель», «Бобов Дол» и другие заводы, проверенные GMI Verify, — были приватизированы в период с 2003 по 2008 год по низким ценам и в ходе спорных тендерных процедур, говорится в докладе.
Невозможно напрямую доказать через публичные записи, что неуловимый магнат все еще владеет активами, но есть признаки, что они остаются под его контролем.
В 2011 году, в том же году, когда он был осужден за налоговое мошенничество, Ковачки передал собственность на семь своих угольных заводов офшорным компаниям, по словам Марио Гаврилова, бывшего пресс-секретаря Комиссии Болгарии по защите конкуренции (КТК). Гаврилов сказал, что Ковачки получил разрешение на передачу активов, в том числе электростанции Брикеля. (Позже обвинение Ковачки в налоговом мошенничестве было отменено.)
“В мае 2011 года КТК принял решение, [которое] позволило перевести 5 компаний Ковачки на Сейшельские острова”, — написал Гаврилов в сообщении журналистам, назвав их “офшорными компаниями”.
“Еще 2 компании были переведены через несколько дней после этой даты снова [на] Сейшельские острова”, — добавил он.
OCCRP обнаружил записи, свидетельствующие о том, что владение четырьмя энергетическими активами, связанными с Ковачки, включая Брикель, было передано Сейшельским островам в 2011 и 2012 годах. История владения несколькими другими заводами неясна.
Три года спустя, после того как тогдашний президент Болгарии был вовлечен в схему с участием оффшорных компаний, страна приняла новые законы, ограничивающие офшорную собственность. В том же году контроль над несколькими энергетическими активами, связанными с Ковачки, был передан Великобритании и Кипру. Корпоративные отчеты показывают, что 10 из 12 заводов, работающих с GMI Verify, принадлежат компаниям, зарегистрированным в этих странах, и все они были зарегистрированы в мае 2014 года.
“Новые бывшие владельцы были очень пожилыми людьми — около 80 лет”, — сказал Гаврилов OCCRP.
Согласно последним имеющимся записям, Брикель официально принадлежит компании, принадлежащей 81-летнему Дэвиду Фордхэму, британцу, который также является директором семи других британских компаний.
Бобов Дол номинально принадлежит британской компании, контролируемой гражданином Белиза Эрлен Мэй Родригес, бухгалтером Белиз-ской финансовой компании, которая занимает должности в восьми зарегистрированных в Великобритании компаниях.
Ни Родригес, ни Фордхэм не ответили на запросы о комментариях. Обе компании были описаны как “бездействующие” в своих счетах с 2015 года.
OCCRP не удалось найти никаких доказательств, связывающих Ковачки с владельцами этих компаний, но его роль в энергетической империи в Болгарии остается открытой тайной.
Сообщается также, что политическая партия, связанная с Ковачки, была обвинена в том, что она оказывала давление на рабочих Бобова Дола и платила им за то, чтобы они голосовали за ее кандидатов.
Председатель Ассоциации организаций болгарских работодателей, зонтичной организации, объединяющей группы, представляющие многих крупных работодателей Болгарии, публично пожаловался в Комиссию по защите конкуренции на контроль Ковачки над энергетическим сектором.
“С нашей точки зрения, абсурдно, что все в Болгарии прекрасно осознают элементарную схему использования доверенных лиц, за которой, по ряду сообщений в СМИ, стоит в основном господин Христо Ковачки”, — говорится в заявлении ассоциации.
Ковачки никогда прямо не опровергал многочисленные сообщения СМИ о том, что он является владельцем заводов. На протяжении многих лет его описывали как консультанта того или иного завода в различных репортажах, в том числе во время телевизионного выступления после скандала с сжиганием отходов, разоблаченного партнером OCCRP Биволом в прошлом году.
Многие заводы, связанные с Ковачками, задолжали Первому инвестиционному банку Болгарии (Фибанк), который частично принадлежит шаферу на его свадьбе Ивайло Мутафчиеву.
В ходе расследования 2015 года Бивол подсчитал, что по состоянию на 2014 год компании, связанные с Ковачки, накопили 335 миллионов болгарских левов (208 миллионов долларов) в обязательствах перед банком за предыдущее десятилетие. В отчете Greenpeace также были выявлены 14 энергетических активов, связанных с Ковачки, которые имеют обязательства перед Fibank, в том числе восемь из 12 компаний, с которыми работает GMI Verify.
Представитель Fibank отрицал, что банк предоставлял кредиты какой-либо “компании, конечным бенефициарным владельцем которой, как он определил, был г-н Христо Ковачки”, хотя и сказал, что некоторые энергетические активы, связанные с магнатом, возможно, использовались в качестве залога для обеспечения кредитов, предоставленных третьим лицам.
“ФВБ действует как социально ответственный кредитор и отвергает любые инсинуации о том, что она может быть даже отдаленно ответственна за любые предполагаемые недостатки в энергетическом секторе Болгарии”, — заявил пресс-секретарь ФВБ Христо Христов в заявлении, направленном журналистам.
Экологические последствия
Многие болгарские власти отрицали свою ответственность за то, что Бобов Дол и Брикель занижали свои выбросы.
Евгений Соколовский, консультант верификатора Green and Fair, предположил, что ответственность может нести либо ЕЭЗ, либо Исполнительное агентство Службы аккредитации Болгарии (EA-BAS), но добавил, что “они будут перебрасывать мяч друг другу, как я сейчас делаю с вами”.
Ирена Бориславова, генеральный директор EA-BAS, сначала направила вопросы в ЕЭП, но затем пообещала, что ее организация займется этим вопросом.
Генеральный директор ЕЭП Росица Карамфилова-Благова заявила, что орган напрямую не проверяет точность данных о выбросах, но примет данные, если “расчеты были сделаны в аккредитованной лаборатории и отчет правильно проверен”. Она сказала, что ЭА-БАС отвечает за контроль над проверочными лабораториями.
Михаил Бачваров, который был заместителем директора ЕЭП с мая по октябрь 2020 года, сказал, что его уволили вскоре после того, как тогдашний директор Мануэла Георгиева, с которой он ранее работал в Министерстве окружающей среды, была отстранена от своей должности.
— Я думаю,это было политическое решение … Правительство не заинтересовано в том, чтобы эксперты занимали определенные должности.
Георгиева никак не отреагировала на неоднократные попытки получить комментарий. Правительство не ответило на запрос о комментариях.
Недекларирование также подрывает ETS ЕС, которая является ключевой частью стратегии блока по сокращению выбросов до нуля к 2050 году. Эта система была разработана, чтобы обеспечить экономический стимул для загрязнителей использовать более экологичные формы энергии, но она столкнулась с широко распространенными обвинениями в мошенничестве, которое обошлось налогоплательщикам в миллиарды.
В Болгарии неправильно задекларированные выбросы, возможно, сократили доходы государственного бюджета, предназначенные для инвестиций в низкоуглеродные технологии. В 2019 году общий доход страны от пособия на выбросы парниковых газов составил 439 миллионов евро, а годом позже он упал до 206 миллионов евро.
Ложная отчетность “представляет собой потерю доходов от аукционов по продаже квот ЕС на углеродный рынок для правительства”, — сказал Ван ден Плас из Carbon Market Watch, добавив, что Европейская комиссия может провести расследование, если действия болгарских властей нарушат законы ЕС.
Деметра Андонова и Димитар Стоянов (Бивол) внесли свой вклад в репортаж.
https://www.occrp.org/en/investigations/bulgarian-coal-magnates-plants-may-have-saved-around-30m-euros-by-under-declaring-emissions