15 сентября 1379 года в Жюсси (местность в Бургундии) завершилось громкое судебное разбирательство по так называемому «делу о свиньях». По обвинению в преднамеренном убийстве человека перед судом предстали… три свиньи, которые были уличены в том, что средь бела дня на пастбище, на глазах у свидетелей, загрызли до смерти сына поселкового свинаря. (Не стоит удивляться: в средние века процессы над животными и неодушевлёнными предметами были обычным явлением.) На стоголовое стадо наложили арест, животные в течение нескольких дней, пока шёл процесс, томились взаперти в свинарнике. Родственники жертвы требовали, чтобы наказанию подверглось всё стадо, «соучаствовавшее» в преступлении. Власти сообразили, что подобная мера нанесёт местной казне немалый урон: законом запрещалось торговать мясом казнённых животных, его бросали собакам или закапывали у основания виселицы. Родители мальчика, между тем, настаивали на своём. В спор пришлось вмешаться самому герцогу Филиппу Бургундскому. Он рассмотрел дело и нашёл претензии пострадавшей стороны необоснованными. Главный судья герцогства получил приказ удовольствоваться осуждением трёх непосредственных виновниц, а остальных, «хотя они и присутствовали все при смерти ребёнка», помиловать и выпустить на свободу. Отчёт о судебном процессе в Жюсси по «делу о свиньях» хранится в префектуре Дижона.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества
15 сентября 1921 года расстрелян барон Унгерн фон Штернберг, «верховный правитель Монголии».
Бывший есаул царской армии, белогвардеец и монархист 33-летний барон Унгерн, провозгласивший себя в 1921 году ханом «великого Срединноазиатского царства», по иронии судьбы принадлежал к древнему и весьма известному в христианском мире северному (прибалтийскому) роду, давние отпрыски которого состояли членами ордена меченосцев, участвовали в крестовых походах. Военная и одновременно политическая карьера барона началась в 1917 году, когда он был направлен Александром Керенским на Дальний Восток формировать полки для защиты Временного правительства. В 1920 году Унгерн во главе 2-тысячной армии, составленной из монголов, бурят и японцев, занял Ургу (ныне Улан-Батор) и объявил её своей «ханской вотчиной». Однако империя нового Чингисхана просуществовала недолго. В конце июня 1921 года армия Унгерна была разбита красногвардейской дивизией, которой командовал небезызвестный Яков Блюмкин (см. 6 июля 1918 г.); сам барон, выданный монголами, попал в плен, был судим революционным трибуналом в городе Новониколаевске и приговорён к казни.
Барон Унгерн мог спастись бегством, но, будучи убеждённым фаталистом, предпочёл положиться на волю Всевышнего. Дело в том, что ещё в мае 1921 года, то есть за четыре месяца до плена и суда, он узнал о своём конце от тибетского далайламы, который, гадая по лопатке чёрной овцы, предсказал, что жить ему осталось 130 дней. Предсказание оказалось пророческим.
15 сентября 1933 года заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода сообщил Сталину о раскрытии в Ленинграде «объединения педерастов». «Актив гомосексуалистов, – говорилось в докладной записке Ягоды, – используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодёжь, а также пытался проникнуть в армию и на флот». На документе Сталин начертал: «Тов. Кагановичу. Надо примерно наказать этих мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление».
Вдохновлённое резолюцией вождя, ОГПУ подготовило проект «антигомосексуального» закона – поправку в Уголовный кодекс РСФСР, которая вступила в силу в марте 1934 года. Мужеложство стало караться лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия или в отношении несовершеннолетних – до 8 лет. Статья 121 УК, дискриминирующая представителей сексуальных меньшинств, была отменена только в 1993 году. Число судимостей по ней составило более 60 тысяч.
15 сентября 1991 года в Париже неизвестный лётчик установил абсолютный рекорд наглости и мастерства пилотирования. Сначала он на самолётике с восьмиметровым размахом крыльев пролетел под сводом Триумфальной арки, расстояние между колоннами которой около 15 метров. Затем, покружив над Елисейскими полями, метнулся к Эйфелевой башне и виртуозно спланировал между северной и южной её опорами. Никому ранее не удавалось совершить два подобных трюка в один день. Полиция установила, что самолёт был похищен на пригородном аэродроме, а потом аккуратно посажен под Парижем.