Работа Дафны Каруаны Галиции по раскрытию коррупции на Мальте была посвящена схемам получения виз, энергетическим сделкам и Карибским оффшорным компаниям, созданным для мальтийских политиков. Теперь расследование показало, что все эти истории сходятся вместе — в Китае.
Ключевые Выводы
- Макбридж, таинственная компания, названная так в рамках схемы отката, расследованной Дафной Каруаной Галицией, связана с китайским консультантом, который вел переговоры о крупной энергетической сделке на Мальте.
- Макбридж был основан тещей консультанта Чэнь Чэном, старшим руководителем китайского филиала международной консалтинговой фирмы Accenture.
- И Чэнь, и его теща также связаны с компаниями и бизнесменами, которые облегчают продажу мальтийских резидентских виз в Китае.
- Чэнь попросил другого родственника основать компанию, получившую миллион евро от 17 Black, фирмы, которая, как известно, принадлежит Мальтийскому магнату Йоргену Фенеху, обвиняемому в убийстве Каруаны Галиции.
Для крошечной страны Средиземноморское островное государство Мальта породило огромное количество коррупционных скандалов — и Мальтийский журналист-расследователь Дафна Каруана Галиция осветила большинство из них в своем блоге «крестовый поход», запустив комментарии.
Она была одной из первых, кто сообщил о 17 Black, таинственной дубайской компании, которая, по ее мнению, была связана с высокопоставленными мальтийскими чиновниками. Она также покопалась в сомнительных обстоятельствах, связанных с соглашением 2014 года о продаже крупной доли в единственной электроэнергетической компании Мальты китайской государственной фирме, и подозрительными последующими инвестициями в ветряную электростанцию Черногории. А в 2016 году она ухватилась за сообщение китайских СМИ о том, что Мальта будет продавать резидентские визы богатым китайским гражданам — без каких-либо вопросов об источнике средств заявителей.
Но Каруана Галиция не дожила до конца этих историй, даже когда ее работа вызвала их появление в качестве горячих политических вопросов на Мальте, что привело к многочисленным коррупционным делам и даже уголовным обвинениям против членов политической элиты страны.
В октябре 2017 года, всего через несколько часов после публикации последнего сообщения в блоге — “теперь мошенники повсюду, куда ни глянь”, — Каруана Галиция была убита заминированным автомобилем. Ее убийство вызвало скандал, разоблачивший коррупцию в самом сердце мальтийского правительства, свергнувший его премьер-министра и вызвавший шок по всему Европейскому союзу.
С тех пор три человека были заключены в тюрьму в связи с этим убийством. В суде Валлетты в этом месяце один из них, наемный киллер, сказал, что Каруана Галиция была убита, потому что она собиралась опубликовать “некоторые подробности” на неопределенную тему. Предполагаемый организатор взрыва, Мальтийский магнат Йорген Фенек, находится в тюрьме в ожидании суда.
Теперь журналисты из OCCRP и partners проследили путь Каруаны Галиции от Мальты до Китая, где они обнаружили две фигуры, которые связывают воедино эти истории, за которыми она следила, — 17 черных коррупционных скандалов, сомнительные энергетические сделки и программу выдачи виз на жительство.
“Что стало ясно из этих скандалов, так это то, что они всегда в конечном итоге приводят к вовлечению одних и тех же групп людей”, — сказал OCCRP ее сын Мэтью Каруана Галиция после ознакомления с результатами нового расследования.
“Это четкое указание на то, как за очень короткий промежуток времени несколько человек смогли захватить весь государственный аппарат страны ЕС и превратить его в пиратский корабль для своей личной выгоды.”
Две загадочные компании: 17 Блэк и Макбридж
После того, как Каруана Галиция была убита, журналисты по всему миру бросились изучать темы, которые она освещала, в том числе 17 черных. Она неоднократно писала о компании и предполагала, что она связана с ведущими политиками, но так и не смогла доказать это утверждение.
В 2018 году Reuters и The Times of Malta сообщили, что 17 Black принадлежит фенеку, яркому местному бизнесмену с предполагаемым пристрастием к кокаину и скаковым лошадям. Он был близок к некоторым наиболее влиятельным политическим фигурам Мальты, включая премьер — министра Джозефа Маската и его главу администрации кита Шембри, и возглавлял конгломерат, входивший в консорциум, который в 2013 году выиграл крупную концессию на строительство электростанции стоимостью 450 миллионов евро.
Фенек, очевидно, использовал 17 Черных для передачи взяток политикам. В этой истории приводилась критическая улика: просочившееся в 2015 году электронное письмо, отправленное мальтийской бухгалтерской фирмой Nexia BT, в котором говорилось, что 17 Black, Как ожидается, отправит до 2 миллионов долларов подставным компаниям, созданным в Панаме двумя высокопоставленными мальтийскими политиками: Шембри и министром энергетики Конрадом Мицци.
Но что не было широко известно, так это то, что еще одна таинственная компания также была названа в письме в качестве источника средств для компаний Миззи и Шембри. В прессе его называли только “Макбридж».”
Каруана Галиция также спокойно копалась в компании, узнав об одном и том же письме в 2016 году и услышав из источника, что Макбридж и 17 Блэк были “решающими для распутывания сети”, согласно ее сыну и записям ее работы, увиденным журналистами.
Но Макбриджа оказалось труднее отследить, чем 17 чернокожих и мальтийских чиновников отказались отвечать на вопросы о существовании компании. Когда тогдашний министр финансов Эдвард Скиклуна в прошлом году был спрошен репортером, который владел Macbridge, он ответил: “Послушайте, если вы хотите быть сенсационным, продолжайте”. журналисты полагали, что это компания Объединенных Арабских Эмиратов, как 17 Black, но никаких следов этого никогда не было найдено там.
Это потому, что корни компании на самом деле находятся на полпути по всему миру, в Гонконге, обнаружили OCCRP и его партнеры по отчетности. Компания зарегистрирована там как “Macbridge International Development Co Ltd” вместе с китайским названием, которое сочетает в себе иероглифы “Мальта” и “Китай».”
Репортеры также выяснили, что в середине 2016 года 17 Black отправили 1 миллион евро другой гонконгской компании Dow’s Media Co Ltd, которая имеет очень похожую структуру и структуру с Macbridge.
Dow’s Media была зарегистрирована в октябре 2014 года, всего через несколько недель после Macbridge, с использованием того же гонконгского агента и тех же зарегистрированных адресов в Гонконге и Шанхае. Обе компании были распущены в течение недели друг с другом в январе 2019 года.
Следователи на Мальте запросили подробную информацию об обеих компаниях из Гонконга и Китая в 2018 году в рамках расследования “возможной коррупции и отмывания денег.”
СМИ макбриджа и Доу устроены таким образом, что трудно определить, кто на самом деле владеет ими, контролируемыми через подставные компании на Сейшельских и Маршалловых островах соответственно.
Но репортеры обнаружили, что оба они управляются доверенными лицами, имеющими семейные связи с одним человеком: китайским консультантом в центре крупных сделок с участием поддерживаемой правительством Мальты энергетической компании Enemalta.
Связь Чэнь Чэн
Каруана Галиция много писала об этом человеке, Чэнь Чэне, управляющем китайским энергетическим подразделением глобальной консалтинговой фирмы Accenture. Чэнь стал ключевым игроком в переговорах о сделке 2014 года по покупке китайской государственной компанией Shanghai Electric Power трети Enemalta.
Эта сделка стоила 320 миллионов евро — крупнейшая в истории страны иностранная инвестиция, но вызвала критику на Мальте — и в блоге Каруаны Галиции-за предоставление китайской компании чрезмерно выгодных условий.
Accenture консультировала Shanghai Electric Power по этой сделке, и Чэнь рекламировал ее в китайских СМИ как знаковый проект «Пояса и пути», одобренный китайским премьером Ли Кэцяном.
Каруана Галиция сообщила, что источник сообщил ей, что Чэнь был “особенно близок к министру энергетики Конраду Мицци”, который курировал переговоры с Мальтийской стороны. (Последующее расследование обнаружило электронные письма между Чэнем, Мицзи и другими о плане создания агентства в Китае в том же году для поощрения инвестиций на Мальте.)
Она также раскрыла ключевую деталь о Чене: когда бухгалтерская фирма Nexia BT помогла Шембри и Мицци зарегистрировать секретные компании в Панаме, она также создала компанию для Чена на Британских Виргинских островах.
Но чего Дафна не знала, так это того, что Чен был также связан с офшорными компаниями в центре скандала с откатами, который она распутывала, и схемами получения визы на жительство, о которых она давно подозревала.
СМИ макбриджа и Доу были созданы в Гонконге примерно в то же время, когда Чэнь работал над сделкой с Enemalta, двумя членами его семьи: Тан Чжаоминем, его 65-летней тещей, и Ван жуем, двоюродным братом его тещи.
Репортеры проследили за Ван в восточном китайском городе Нанкин, где она и Тан владеют компанией, управляющей местными филиалами сети быстрого питания KFC.
В телефонном интервью она сказала, что Чэнь попросил ее открыть “Доу медиа”, потому что его связь с китайским государственным предприятием делает его «неудобным» для него самого. Она сказала, что ничего не знает ни о его деловой деятельности, ни о получении им 1 миллиона евро от 17 черных.
Связаться с Тангом для комментариев не удалось. Однако новые доказательства, связывающие компанию, которой она руководит, Macbridge, с ее родственником Чэнем, предполагают, что китайский бизнесмен сыграл определенную роль в направлении денег в секретные панамские компании Schembri и Mizzi.
Деньги от чего? Неясно, но после успешных инвестиций Shanghai Electric Power в Enemalta Чэнь стал ключевым промоутером последующих инвестиций Enemalta в проект ветроэлектростанции Mozura в Черногории в 2015 году.
Согласно внутреннему расследованию Enemalta, Accenture консультировала эту инвестицию в декабре 2014 года, а Чэнь передал эту идею Enemalta в презентации PowerPoint.
Расследование вызвало серьезные опасения по поводу сделки, в которой Фенек также сыграл свою роль.
Его 17 черных тайно помогли финансировать покупку Enemalta в декабре 2015 года контрольного пакета акций проекта за 2,9 миллиона евро через кредит сейшельскому посреднику под названием Cifidex Limited. Эта компания, которую Чэнь ввел в сделку, впоследствии продала свои акции в проекте Enemalta за 10,3 миллиона евро всего через две недели, получив огромную прибыль.
Cifidex then repaid the loan to 17 Black along with 4.6 million euros in profit from the deal. 17 Black, in turn, sent 1 million euros to Dow’s Media around the same time, from May to July 2016.
Хотя OCCRP не обнаружила окончательных доказательств того, что это были те же самые деньги, новые данные свидетельствуют о том, что Чэнь не только участвовал в содействии тайным денежным потокам для ведущих мальтийских политиков, но и сам извлек выгоду из 17-го черного трубопровода.
Пресс-секретарь Enemalta сообщил по электронной почте, что внутренний отчет о сделке Черногория-Мозура “был передан полиции для оказания помощи в любом расследовании. Любые дальнейшие комментарии на данном этапе были бы неосмотрительны.”
Отвечая на вопрос о предполагаемой деятельности Чэня, связанной с энергетическими сделками и офшорными компаниями, а также о его очевидном конфликте интересов, Accenture заявил: “Мы очень серьезно относимся к этому вопросу и внимательно рассматриваем эти утверждения, поскольку они касаются одного из наших людей. Мы придерживаемся самых высоких этических стандартов на каждом рынке, на котором мы работаем, и имеем нулевую терпимость к любому отклонению от этих стандартов.” Сам Чэнь не ответил на запросы о комментариях.
Мицци сообщил по электронной почте, что у него нет “никакой информации” о Макбридже или о ком-либо, связанном с ним, добавив, что он “последовательно отвергает утверждение о наличии прямой или иной связи” между его компанией и Макбриджем.
— Я также отвергаю предположение, что у меня были деловые планы с Макбриджем или личный интерес к какому-либо общественному проекту, — сказал он. “Я знаю Чэнь Чэна как консультанта, помогающего [Shanghai Electric Power] во многих инициативах, и мое взаимодействие с ним было в этом официальном контексте.”
Шембри не ответил на запрос о комментариях. В последние дни Мальтийская прокуратура обвинила его, его отца и девять деловых партнеров, включая сотрудников Nexia BT, в мошенничестве и отмывании денег по не связанному с этим делу.
‘Нюх на историю » ведет в Шанхай
Chen and his mother-in-law aren’t just involved in offshore companies and energy deals. Reporters found they also have ties to one of Malta’s biggest businesses: selling citizenship and residency visas to wealthy foreigners, who can use the island as a backdoor into the European Union.
These ties run through a Shanghai businessman who effectively controls the sale of Maltese residency visas in China — through the same company Caruana Galizia highlighted in her 2016 blog post.
At the time, she had little more to go on than a single media report and a photograph showing a signing ceremony for the launch of the Malta Residence and Visa Programme in China, presided over by Konrad Mizzi’s wife, Sai Mizzi Liang. But “instinct, experience and the nose for a story” told her there was more to the situation.
“Следующий шаг, который должен быть сделан здесь — пожалуйста, другие журналисты присоединятся к этому — это найти какой-то способ проверить акции и участие этой компании в Китае, что будет очень трудно, но необходимо”, — написала она.
Каруана Галиция была права в том, что трудно отследить компании в Китае. Хотя в стране существует система регистрации предприятий, информация внутри нее часто неструктурирована или неполна, и ориентироваться в ней может только тот, кто свободно владеет китайским языком.
Но после нескольких месяцев исследований журналисты обнаружили, что Shanghai Overseas Exit-Entry Services Co Ltd, которая владеет официальной концессией на продажу мальтийских резидентских виз в Китае, управляется бизнесменом по имени Мао Хайбин, также известным как Кевин Мао.
Китайские архивы показывают, что Мао имеет связи и с Чэнем, и с его тещей — женщиной, которая руководит Макбриджем.
Мао и Чэнь были партнерами по крайней мере в двух компаниях, включая Shanghai Visabao Network Technology Co Ltd, которая работает в нескольких крупных китайских городах и помогает китайским гражданам получать визы за рубежом.
Свекровь Чэня-менеджер и акционер Шанхайского рекламного агентства, контролируемого Мао, которое, в свою очередь, было главным спонсором мероприятий мальтийской резидентской и визовой программ в Китае.
Мао, который не ответил на запросы о комментариях, имеет множество других деловых интересов, связанных с содействием китайским инвестициям за рубежом — и в частности на Мальте.
За последние несколько лет он сыграл важную роль в усилиях Мальты по привлечению богатых китайских граждан к программе продажи виз. Он выступал на многочисленных мероприятиях в Шанхае, чтобы продвигать эту программу, вместе с высокопоставленными мальтийскими чиновниками, такими как Джон Аквилина, посол Мальты в Китае, и Альдо Кутахар, бывший генеральный консул Мальты в Шанхае.
Некоторые из этих мероприятий включали в себя пышные банкеты с участием ведущих мальтийских дипломатов, а также множество теплых свидетельств статуса Мальты как “ключевого узла” в китайском “морском Шелковом пути».”
Но индустрия мальтийского гражданства для продажи страдает от противоречий. В августе 2020 года Альдо Кутаджар был арестован мальтийскими властями и обвинен в незаконном получении прибыли от продажи виз в Китае и отмывании полученных доходов. Во время обыска в его доме они обнаружили более 540 000 евро наличными и четыре «Ролекса». В следующем месяце Шембри также был арестован за то, что якобы получал откаты от продажи мальтийских паспортов богатым россиянам.
Мальта получила огромную прибыль с тех пор, как в 2014 году начала продавать визы и паспорта для проживания богатым людям в мире — но по цене.
У Мао есть еще несколько визовых и риэлторских предприятий, нацеленных на богатых китайских граждан, желающих инвестировать за рубежом, некоторые из которых пересекаются с его работой по продаже мальтийских видов на жительство. К ним относятся Shanghai Bangyi, визовая и иммиграционная компания, и Grandstone Investment, которая предлагает услуги по управлению капиталом для китайских граждан, желающих перевести деньги за границу. Его веб-сайт предоставляет портал для прямых заявлений в мальтийскую программу резидентства и визы.
Он даже является совладельцем мальтийской компании Asiatica Corporate Services Ltd вместе с личным адвокатом Миззи Ароном Мифсудом Бонничи, который также сыграл роль в переговорах об инвестициях в ветряную электростанцию Enemalta.
Отвечая на вопросы, Мифсуд Боннич сказал, что знал Мао “в качестве генерального директора Шанхайской зарубежной службы въезда и выезда”, и сказал, что он обрабатывал заявления на визу через официальные иммиграционные схемы в качестве адвоката.
Мифсуд Бонничи сказал, что Asiatica была открыта для предоставления корпоративных услуг заявителям на визу, но никогда не создавала никакого бизнеса. “Следовательно, он никогда не работал и сейчас находится на стадии ликвидации”, — сказал он. Он сказал, что знал Чэня как советника Shanghai Electric Power и встречался с ним “некоторое время в качестве секретаря правления Enemalta.”
В 2019 году младший брат Мао, Мао Хайчунь, стал соучредителем двух мальтийских компаний вместе с Родериком Кутаджаром, бывшим главой Мальтийского агентства резидентских виз, которое курирует продажу резидентских виз по всему миру. Одно из их совместных предприятий продает резидентство на Мальте и в других европейских странах китайским и международным покупателям; другое-родственная компания по недвижимости.
Родерик Кутаджар заявил журналистам, что визовая фирма immVest не связана с компанией Мао Хайбина Shanghai Overseas Entry Exit Service Ltd. “Мои отношения строго с » иммвест Интернэшнл”, — сказал он. — Кроме того, будьте уверены, что у меня нет никаких отношений, личных или деловых, ни с Альдо Кутаджаром, ни с Чен Чэном, ни с Макбриджем.”
В своей речи, опубликованной в китайских видеоблогах в январе этого года, Родерик Кутаджар лирически отозвался о стремлении Мальты продолжать привлекать китайский капитал — и новых граждан. Он утверждал, что посетил Китай более 40 раз, и сказал, что бизнес процветает.
“Мы намерены продолжать расти”, — сказал он.
Тем временем, находясь далеко от Китая, семья Каруаны Галиции все еще скорбит о ее потере и ищет справедливости.
Мэтью Каруана Галиция сказал, что его мать была бы удовлетворена новой информацией о гнезде компаний, которые она расследовала.
“Новые откровения подтверждают то, что она знала и пыталась показать другим, – что преступное переплетение политических и деловых интересов является главной определяющей проблемой нашего времени. Коррупция стоит жизни, так же как и моей матери, — сказал он.
“Я думаю, что если бы она была жива, чтобы увидеть это, она почувствовала бы облегчение от того, что ее работа оправдана и что она не одинока в своей борьбе.”
https://www.occrp.org/en/thedaphneproject/trail-of-murdered-journalists-reporting-leads-from-malta-to-china