Несмотря на публичные опровержения, известный брокер по гражданству Henley & Partners помог опальному финансисту Джо Лоу, обвиняемому в хищении миллиардов долларов из Малазийского суверенного фонда благосостояния 1MDB, получить паспорт Кипра.
Основные Выводы
- Henley & Partners определили Jho Low как высокорискового клиента с политическим влиянием, но все равно работали с ним, используя кипрскую компанию в качестве посредника.
- Хенли заработал 60 000 евро от сбора за гражданство, уплаченного через эту компанию, и гораздо больше — 650 000 евро — от помощи в организации сделки с недвижимостью для Лоу, чтобы купить роскошную виллу на берегу моря.
- Подставные компании и номинальные поставщики услуг помогли скрыть сделку Лоу с недвижимостью.
- Несколько соратников Лоу также подали заявление на получение кипрского гражданства примерно в то же время, и общедоступные документы свидетельствуют о том, что они купили виллы рядом с его домом.
У Чхо Тхэк Лоу были миллиарды долларов, но ему было некуда их девать.
К 2015 году малазийский финансист стал лицом печально известного скандала с хищениями 1MDB. Широко сообщалось о его краже миллиардов из государственного фонда благосостояния Малайзии. Так же, как и шлейф ярких покупок, которые он сделал по всему миру: прозрачный рояль для супермодели Миранды Керр, нью-йоркский пентхаус, некогда принадлежавший Джей-Зи, изумрудно-зеленая банка супа стоимостью 6 миллионов долларов, нарисованная Энди Уорхолом, целый отель в Беверли-Хиллз.
Банки все больше опасались его. Как и правительства. Он находился под следствием правоохранительных органов Сингапура и Швейцарии, а также американских властей. Ему нужно было надежное убежище и для себя, и для своих денег.
Чтобы решить эти проблемы, Лоу обратился к солнечному острову Кипр в восточной части Средиземного моря, где с целью создания новой финансовой опоры он приобрел гражданство в 2015 году по спорной схеме страны “Золотой паспорт».
Технически известная как «гражданство через инвестиции», эта программа предназначалась для привлечения богатых иностранцев, ищущих паспорта Европейского союза. Но в глазах критиков его главным результатом было то, что Кипр стал местом назначения для клептократов и преступников, которые хотят оплатить свой путь в блок. Это также оказалось прибыльным для небольшой армии юристов и поставщиков финансовых услуг, которые смазывали колеса.
Эта программа была свернута в октябре прошлого года после того, как расследование, проведенное «Аль-Джазирой«, разоблачило местных политиков, предлагавших помочь фиктивному китайскому преступнику получить гражданство. Обстоятельства, при которых Лоу получил свой золотой паспорт, находятся под пристальным вниманием кипрских властей.
Теперь расследование OCCRP и доклад Саравака могут раскрыть ранее нераскрытые подробности о том, как Лоу получил кипрское гражданство — и кто помог ему это сделать.
Хотя его связь с одной из крупнейших в мире краж государственных средств уже была широко раскрыта, он смог нанять лондонскую фирму «Хенли энд партнерс», возможно, самую известную в мире паспортную брокерскую фирму, чтобы предоставить ему услуги гражданства.
Компания неоднократно отрицала свою помощь Лоу, обвиняя местных сотрудников в любых допущенных ошибках. Но счета-фактуры и другие документы, полученные OCCRP, показывают, что Хенли прикарманил по меньшей мере 710 000 евро за предоставленные ему услуги. Основная часть его доходов приходилась на комиссионные в размере 650 000 евро, которые он заплатил за покупку роскошной виллы на берегу моря.
Приобретение местной недвижимости стоимостью не менее полумиллиона евро было обязательным условием кипрской визовой программы. Это давало возможность таким фирмам по гражданству, как Henley, увеличить свои доходы, выполняя дополнительную роль брокера по недвижимости.
“В любом крупном скандале всегда есть множество факторов, которые позволяют перемещать деньги, и тем самым они позволяют мошенничеству продолжаться”, — сказала Дебра Лапревотт, бывший специальный агент ФБР, участвовавшая на начальных этапах расследования 1MDB.
“Каждый из этих людей несет определенную ответственность за должную осмотрительность. Тем не менее они игнорируют это, и, позволяя движение этих денег, они не видят вторичного эффекта этого, что миллиарды, которые покинули Малайзию, должны были помочь народу Малайзии.”