Почему в мире стало меньше серийных убийц?
Любовь Соковикова
Истории про маньяков в духе «Зодиака» – серийного убийцы, личность которого так и не была установлена, всегда притягивали к себе внимание. В экранизациях нередко задействованы известные актеры, например Джейк Джилленхол, который в фильме про Зодиака сыграл писателя-криминалиста Роберта Грейсмита, или Брэд Питт и Морган Фримен в роли детективов-напарников в уже культовом триллере «Семь». Если задуматься, многим серийным убийцам удалось добиться желаемого – славы. Так например, имя одного только Теда Банди в период между 1970-ми и 1990-ми годами с завидной регулярностью появлялось в газетных заголовках. Но уже в 1980-х что-то произошло и число серийных убийц заметно сократилось. По данным, собранным Майком Амодтом из Рэдфордского университета, в течение 1980-х годов в США орудовали почти 700 серийных убийц, но уже в 1990-х их было чуть менее 670. Интересно, что по состоянию на конец 2016 года этот показатель составил чуть более 100 человек. Выходит, преступники, терроризировавшие целые поколения сегодня – большая редкость. Но почему?
Серийные убийцы – современный феномен
Серийное убийство – это самая редкая форма убийства, возникающая, когда человек убивает трех или более незнакомых ему людей, при этом разница между каждым убийством составляет как минимум месяц. Как отмечают авторы исследования, опубликованного в журнале Center for Crime and Justice Studies, серийное убийство – это феномен отчетливо современный, продукт относительно недавних социальных и культурных явлений.
Хотя серийные убийства – редкость с точки зрения статистики, они, тем не менее, являются вездесущим культурным феноменом, который подавляющее большинство людей воспринимает как событие в средствах массовой информации.
«Серийные убийцы стали неизбежной точкой отсчета в фильмах, сериалах, романах, настоящих криминальных книгах и видеоиграх. Эта глобальная система средств массовой информации – опять же, характерный атрибут современности – познакомила многих граждан с динамикой серийных убийств и жизнью особо отъявленных преступников», – пишут авторы научной работы.
Однако связь между средствами массовой информации и серийными убийствами не является однозначной. По мнению исследователей, широко распространяя сведения о конкретных серийных убийцах, средства массовой информации устанавливают «серийного убийцу» как доминирующую культурную категорию, делая специфику такого поведения открытой для потенциальной имитации. Это, однако, не означает, что серийное убийство может быть продуктом какого-то прямого «медийного эффекта».