Сара Лукарони (Sara Lucaroni), Мауро Мунафо (Mauro Munafò)
L’Espresso (Италия): запрещенные лекарства, мошенничество с масками и безумные цены — грандиозная онлайн-спекуляция вокруг коронавируса
Продажа средств защиты в Фейсбуке, лекарства без рецепта, контрафактные товары. Пандемия подкинула дровишек на черный рынок. Найти выход туда пытаются все — от пиццерий до домохозяек, от пиарщиков до ОПГ
Вто время как количество зараженных коронавирусом в Италии продолжает снижаться, усугубляется другая чрезвычайная ситуация, связанная с организованной преступностью: речь идет о распространении лекарств от коронавируса через интернет. Серверы таких сайтов зарегистрированы за границей, имена владельцев окутаны тайной, объявления в социальных сетях образуют паутину, в которую рискуют попасть многие итальянцы, испугавшиеся пандемии.
Только за последние несколько месяцев карабинеры из Отдела по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов и охране здоровья под руководством генерала Адельмо Лузи (Adelmo Lusi) заблокировали 41 портал, нелегально торгующий такими средствами и веществами, как противомалярийные препараты хлорохин и гидроксихлорохин, Дарунавир/Кобицистат и Лопинавир/Ритонавир для лечения ВИЧ и Умифеновир, используемый для лечения гриппа (и не разрешенный в Европе). Речь идет о лекарствах, которые в нашей стране либо требуют обязательного рецепта, либо вообще запрещены к продаже. «Несмотря на отсутствие в данный момент в расследовании вещественных доказательств, — сообщает наш источник, — вырисовывается конкретная возможность, что преступные организации, как национальные, так и иностранные, извлекают экономическую выгоду за счет многочисленных пользователей интернета, обращающихся к сайтам, чьи серверы расположены за пределами Евросоюза и предлагают „чудесные» снадобья и неразрешенные лекарственные средства, которые люди принимают без контроля врачей, подвергая свое здоровье серьезному риску».
Торговля медицинскими препаратами — лишь последний и наиболее опасный пример «черной электронной торговли» в условиях чрезвычайной ситуации, из которой многие пытались и до сих пор пытаются извлечь выгоду. «Мы подали жалобу в Антимонопольное управление, а также в Министерство здравоохранения относительно поддельных тестов на коронавирус. На определенном этапе в продаже появились тесты, причем по завышенным ценам, абсолютно незаконные, без всяких разрешающих документов, — рассказывает Эмилио Виафора (Emilio Viafora), президент организации Federconsumatori, занимающейся защитой прав потребителей. — Потом они исчезли, но вплоть до вмешательства Антимонопольного управления ими пользовались многие люди».
Виафора возлагает вину за это в том числе на интернет-платформы, излишне попустительски или несвоевременно реагирующие на подобные прецеденты. «Недопустимо, чтобы существующие на определенной платформе группы публиковали и делали, что хотят. Это открытая дискуссия во всем мире. Мы выступаем против общественного контроля, но необходимо ввести учет и расширить возможности незамедлительного вмешательства властей. Владельцы самой платформы тоже несут за это ответственность».
В одном только в июне сотрудники Отдела по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов и охране здоровья конфисковали 656 экспресс-тестов, якобы диагностирующих наличие антител у человека. Тесты были обнаружены в незарегистрированных или нелицензированных лабораториях: 20 — в текстильной компании Флоренции, 281 — в магазине, торгующем парафармацевтическими товарами, 199 — в амбулатории в Болонье, 118 — в лаборатории в Удине и 38 — в Тревизо, что лишь доказывает масштабы распространения данного феномена по всей территории нашей страны.
Атака на ковид-бизнес началась еще до введения жесткого повсеместного карантина: в то время как по всей Италии аптеки вывешивали таблички «Маски закончились», в сети уже появились спекулянты. Миллионы итальянцев в поисках недоступного на тот момент средства защиты вскоре стали мишенями мошеннических схем и разного рода предложений.
Авантюристы, посредники, мошенники из разных стран бросились в интернет и социальные сети продавать маски, перчатки и прочие средства защиты, превращая таким образом интернет в большую бизнес-возможность, в множитель страхов и беззакония. Порой это приводило к парадоксальным последствиям, порой — создавало серьезный риск для здоровья людей, использовавших предложенные товары.
Достаточно ввести в поисковике обыкновенный запрос, чтобы попасть в целевую аудиторию, «таргетированную» алгоритмами, и стать мишенью сотен специфических объявлений и рекламы. Так, в Фейсбуке можно наткнуться на индийскую пиццерию, торгующую также масками двух видов, как раз доступными для заказа на сайте. На странице, открытой 20 марта, всего за 1 500 евро можно получить 500 «многоразовых лицевых повязок». В группах, которые были закрыты в Фейсбуке, дела обстояли гораздо хуже: пиарщики, домохозяйки, коммивояжеры, соседи по дому и третьи лица предлагают наборы для диагностики covid-19 с инструкцией на китайском языке, а также дезинфицирующие гели, термосканеры, защитные костюмы. «Товар уже на месте, оплата заранее, без обмана».
Великая охота в Фейсбуке
«Уже в Милане, маски FFp2 и FFp3 — за 2,50 и 3,50 евро. Минимальный заказ — 100 000 штук», — пишут в Фейсбуке.
«Куплю/продам маски и тест на антитела к ковиду». Под объявлением кто-то отмечает, что траты в результате составят 250-350 тысяч евро. Первый этап пандемии был ознаменован еще и гонкой за мошенниками; но и после того, как чрезвычайная ситуация пошла на спад, этот бизнес никуда не исчез. Во многих закрытых группах (в некоторых — свыше двух тысяч подписчиков) теперь появляются объявления, предлагающие «скидки на неутилизированный товар», «подлинный оригинальный сертификат», дискуссии о «наложенном платеже или авансовом платеже по Пэйпэл», о товарах, «задержанных на таможне».
Насколько выгоден этот бизнес, можно судить в том числе по инвестициям самих продавцов. В сети есть сотни «спонсорских объявлений», а это значит, что пользователь платит, чтобы в Фейсбуке их увидели как можно больше людей, перешедших туда по ссылке на сайте Espresso. Многие подобные объявления отсылали пользователей к доменам, зарегистрированным в Канаде или в Соединенных Штатах всего несколькими неделями ранее. Часто при этом подлинные имена их владельцев были скрыты или сопровождались ложными данными, либо откровенно взятыми с потолка, либо скопированными с других легальных страниц. Так случилось, например, с Комитетом масок Италии, ассоциацией, занимающейся популяризацией Пульчинеллы, Арлекина и других традиционных национальных героев. Данные этой организации (адрес и номер телефона) совершенно не к месту оказались на странице «Кто мы» десятков мошеннических сайтов, до сих пор торгующих масками по заоблачным ценам.
Фейсбук тоже в курсе этой ситуации. «Мы удалили миллионы рекламных объявлений, публикаций, страниц и предложений на Маркетплейсе о продаже масок, дезинфицирующих растворов для рук, дезинфицирующих салфеток и наборов тестов на covid-19, — рассказывают в компании. — В марте мы временно запретили рекламные вставки и коммерческие предложения о продаже масок в наших приложениях, чтобы уберечь людей от мошенников, лживой информации медицинского характера, дефицита товаров медицинского назначения, раздутых цен и спекуляций».
Многие продавцы тем не менее изыскали способ обойти ограничения социальных сетей, настолько, что в Фейсбуке допускают: «У нас до сих пор имеются свидетельства агрессивного поведения, например, завышенных цен, периодически возникающих мошеннических схем или продаж товара, не соответствующего требованиям».
На Маркетплейсе (частной торговой площадке для пользователей Фейсбука) временный запрет на продажу медицинских масок, хирургических масок и масок №95 можно обойти, например, вводя в поиск другие ключевые слова, не запрещенные платформой: скажем, «защитная повязка для лица» вместо «маска».
Неразбериха с сертификацией
Ситуация усугубляется за счет путаницы с разнообразными сертификациями и нормативами. Указ «Лечение Италии» (Cura Italia) от 17 марта привел к появлению целой области, где спустя некоторое время возникла необходимость поставить ограждение и столбики. «Разрешено производить, импортировать и выпускать в продажу хирургические маски и средства индивидуальной защиты в порядке отступления от действующих положений», — говорится в статье 15. Фактически этот закон дал стимул крупным брокерам — через централизованные закупки, — магазинам и небольшим предприятиям через поставщиков и уже отработанные маршруты перепродавать онлайн по заоблачным ценам партии уже закупленного товара.
Обычно чтобы получить в Италии разрешение на продажу, средства индивидуальной защиты, как и средства медицинского назначения, должны иметь маркировку CE, удостоверяющую их «соответствие европейским нормам». Эта маркировка не необходима для масок общего назначения, на которые, однако, распространяется Кодекс прав потребителей, требующий, чтобы на товаре были указаны производитель, материалы и отсутствие вредных веществ, к нему имелись инструкции на итальянском языке и, если товар произведен в странах за пределами Европейского союза, были обозначены импортер и производитель.
«При наличии этого отступления от положений, если ты хочешь производить или импортировать хирургические маски или средства индивидуальной защиты, то для этого можно представить документацию, подтверждающую качество этой маски, а значит, миновать этап маркировки CE — в Национальном институте страхования от несчастных случаев на рабочем месте, если речь идет о средствах индивидуальной защиты, и в Высшем институте здравоохранения — в случае товаров медицинского назначения, после чего выдается — или не выдается — разрешение на продажу, — объясняет Пьетро Романо (Pietro Romano), руководитель Службы информации отдела финансовой полиции по борьбе с контрафактной продукцией. — В дальнейшем под давлением Министерства экономического развития и Институт страхования от несчастных случаев, и Высший институт здравоохранения постановили, что во избежание недоразумений маски, появившиеся в продаже в порядке исключения из действующих требований, не должны иметь маркировки CE: потребитель должен знать, что приобретаемая им продукция не маркирована, но при этом надежна и поступает в продажу в порядке исключения».
После введения этого исключения, неразберихи с авторизацией и уже давно известной проблемы сходства маркировок CE и China Export (экспорт из Китая) интернет наводнили товары самого разного рода. Даже «обычные тряпки для пыли с двумя резинками продавались как средства защиты», заключает Романо.
«Мы выявили товар с фальшивыми или истекшими сертификатами или вообще без всяких сертификатов. У удовлетворяющих всем требованиям и пригодных к использованию средств индивидуальной защиты должен быть сертификат соответствия, выданный уполномоченным органом, имеющим представительство в Европейском союзе. В интернете мы обнаружили товары с китайскими сертификатами, не действующими на территории Италии и Европы».
В мае в Порденоне финансовая полиция остановила автомобиль, где в двух больших коробках находились 14 тысяч масок FFP2, а прилагавшиеся сертификаты были выданы на аппарат для вспенивания молока. В Багерии после мониторинга социальных сетей было выявлено предприятие, производящее обивку для катафалков и заявлявшее о скором начале производства «масок от коронавируса». В Турине «Коронавирус-шоп», помимо перчаток, масок, санитарных наборов, очков, одноразовых накладок на унитазы и пищевых добавок, гарантировал в интернете абсолютный иммунитет к коронавирусу.
В общей сложности финансовая полиция конфисковала 26,3 миллиона масок и средств индивидуальной защиты, из которых 607 тысяч были реквизированы чрезвычайным комиссаром и перераспределены по больницам, учреждениям и отделениям Службы гражданской обороны. В ходе расследования дел о спекулятивных операциях был конфискован миллион товаров, наценка за которые доходила до 6000%.
До конца чрезвычайной ситуации еще далеко: стоит закрыть один аккаунт, сайт или страницу, как немедленно появляются новые.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
https://inosmi.ru/social/20200729/247834106.html