Мафия и пандемия
как организованная преступность приспосабливается к новой реальности
Многолетние исследования организованной преступности позволили криминологам в самых разных странах прийти к обобщённому выводу, что криминальные структуры (которые именуют обобщённым словом «мафия») из всех других формальных и неформальных структур быстрее всех приспосабливаются к новой реальности. Причём, даже при катастрофических ситуациях умудряются извлекать для себя финансовые, организационные и даже политические выгоды. Неудивительно, что подобный процесс наблюдается и сейчас, в период пандемии.
Первый раздел. Мафия пытается стать «легитимной»
Во всем мире наблюдается изменение в способах взаимодействия криминальных структур с общинами и населением. Мониторинг, который ведут такие международные исследовательские центры как Global Initiative (Against transnational organized crime) и OCCRP (Organized crime and corruption project) показывает, что в период пандемии и карантинных мероприятий, криминальные структуры, которые когда-то терроризировали территории районов, городов перманентным насилием, теперь договариваются о перемирии, доставляют пакеты гуманитарной помощи, проводят семинары для общественного здравоохранения о COVID-19. Во многих странах мира от Бразилии до Италии и Южной Африки, зафиксированы факты, когда преступные группировки придают новое значение старой поговорке «благотворительность начинается дома».
Мексиканские картели по всей стране в апреле 2020 года проводили мастер-класс по пиару, раздавая коробки с продуктами и медикаментами, украшенными их именами и логотипами. В городе Гвадалахара, штат Халиско, дочь известного основателя картеля Синалоа Хоакина «Эль Чапо» Гусмана под объективами камер раздавала населению пакеты с медицинской помощью с надписью «Эль Чапо 701» (название ее компании) и трафаретной печатью наркобарона. Картель Jalisco New Generation Cartel последовал их примеру. Главари картеля позаботились о том, чтобы все знали, кого благодарить. Они также распространял в Халиско пакеты с пометкой «От ваших друзей, CJNG, COVID-19 на случай непредвиденных обстоятельств». Также поступили Картель Персидского залива в Тамаулипасе и Лос-Зетас в Веракрусе.
Приблизительно половина работающих Мексики заняты в неформальной экономике. Они живут на уровне или ниже прожиточного минимума. Поэтому, если они не смогут выходить на работу, у них больше не будет источника дохода. Действия этих банд, несомненно, являются частью стратегии «сердца и разума», направленной на получение поддержки в общинах, в которых действуют банды.
Получение легитимности в глазах граждан имеет решающее значение для организованных преступных групп (ОПГ), поскольку это позволяет им закреплять своё влияние в обществе. Эта, так называемая филантропия также сознательно используется картелями для завоевания симпатий тех же людей, которых они терроризируют. В основе этой помощи лежит стратегия.
В Сальвадоре банды адаптировали использование насилия для обеспечения соблюдения сообществом ограничительных норм при пандемии COVID-19. Если раньше банды в столице страны Сан-Сальвадоре использовали насилие для вымогательства у руководителей предприятий, то теперь они обратились к угрозам насилия, чтобы усилить меры по социальному дистанцированию и карантину. Банды приняли ряд тактик, чтобы гарантировать, что граждане соблюдают ограничения на блокировку, включая распространение голосовых записей, угрожающих любому, кто нарушает правила, и распространение видео членов банды, которые физически нападают на людей за несоблюдение правил. Конечно, забота мафии о благополучии их общин не связана с внезапным извержением альтруизма, а скорее коренится, как и вся деятельность банд, в личных интересах. Банды опасаются, что серьезная вспышка приведет к серьезным нарушениям в их бизнесе, включая вымогательство и рынок наркотиков. Кроме того, эти преступные группы используют пандемию для усиления контроля над территорией. Некоторые делают это с помощью насилия, в то время как другие стремятся достичь его с помощью явных проявлений благотворительности, таких как предоставление нуждающимся моющих средств и других предметов первой необходимости.
Sky News (от 9 апреля 2020 года) сообщила, что по всей Великобритании соперничество между бандами, похоже, приостановлено, поскольку его члены соблюдают меры по локализации, введенные для сдерживания коронавируса. Ножевые ранения, которые в последние годы являются слишком распространенной чертой бандитской деятельности в Великобритании, «определенно прекратились», как и все другие формы бандитского насилия.
В Италии, одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса стран, огромный кризис в области общественного здравоохранения сопровождался серьезными экономическими потрясениями. В связи с тем, что за период карантинных мероприятий тысячи предприятий прекратили свою деятельность, в том числе бары, рестораны и магазины, владельцы бизнеса и работники сильно пострадали от блокировки. Примерно 3,3 миллиона работников, занятых в огромной неформальной экономике страны, которая оценивается в сумму до 211 миллиардов евро, фактически лишены государственной финансовой поддержки. В ответ итальянские мафиозные группировки стремились консолидировать свою социальную поддержку путем бесплатного раздачи продовольствия в общине. Таким образом, они изображали себя в качестве законной альтернативы государству.
Если правительства хотят помешать мафиозным группам эксплуатировать кризис, им необходимо предоставить финансовую поддержку, которая необходима предприятиям и работникам, чтобы выжить, чтобы криминальные деятели не победили их.
Старейшая японская мафиозная структура «якудза» пытается восстановить свою репутацию с помощью общественных работ, в то время как новые банды борются за прибыль от продажи предметов медицинского назначения. Якудза раздавала бесплатные поставки отчаявшимся покупателям и даже предлагала очистить карантинный круизный лайнер в попытке заслужить благосклонность.
Таким образом, якудза, которую в последние годы воспринимали негативно, надеялся стать более социально приемлемым.
Новые ОПГ также пытаются извлечь выгоду из кризиса, продавая медикаменты.
Первоначально Япония подверглась критике за то, что она вводила «беззубые» меры по борьбе с пандемией. Однако 16 апреля 2020 года правительство объявило чрезвычайное положение по всей стране, пытаясь остановить распространение коронавируса.
Руководство якудзы — многие из которых, подобно боссам итальянской мафии, являются пожилыми людьми и особенно уязвимыми для коронавируса — отменили встречи и прибегли к услугам онлайн-обмена сообщениями для ведения бизнеса.
Тот факт, что якудза, которая является антисоциальной силой, каждый раз, когда крупная катастрофа обрушивается на Японию быстро отправляет гуманитарную помощь по всей стране, является неудобным фактом для полиции и средств массовой информации.
По сообщениям, в конце февраля 2020 года одна из групп якудза предложила помочь в дезинфекции круизного лайнера Diamond Princess, который был конфискован в Иокогаме после того, как несколько пассажиров дали положительный результат на COVID-19.
После того, как её 600 пассажирам наконец-то разрешили сойти на борт, банда предложила отправить своих людей, чтобы они очистили лайнер, пока он находился в порту, сообщает News Post Seven. Как сообщается, высокопоставленные представители якудзы сказали, что «такие люди, как мы, должны выполнять грязную работу». Однако правительство не согласилось и отклонило предложение якудзы. В японском обществе «грязные» работы, такие как бойня или производство, традиционно выполняются группой изгоев, называемой «буракумин». Хотя не все члены якудзы принадлежат к этой группе, они составляют значительную часть банд с тех пор, как они появились, и, как сообщается, сегодня составляют более половины членов этих мафиозных структур.
Когда в феврале 2020 года в японских супермаркетах начали исчезать маски для лица, салфетки и туалетная бумага, некоторые группы якудза также вмешались и бесплатно раздавали маски в аптеках и детских садах.
Исследователи якудзы, сказали тогда, что банды хотят вернуть общественность на свою сторону, после усилий правительства по формированию негативного образа мафиозных групп.
Это не первый случай, когда якудза пытается превратить кризис в рекламный ход. Босс второй по величине японской банды якудза, Сумиёси-кай, был арестован в 2012 году за незаконную отправку рабочих для очистки атомной электростанции в Фукусиме после того, как огромное цунами разрушило её.
Как и правительство, группы якудза просили своих членов и партнеров практиковать «jishuku», или сдержанность, чтобы остановить распространение коронавируса. Участникам было предложено отменить регулярные деловые встречи и использовать приложение для обмена сообщениями LINE для осуществления своей незаконной деятельности.
Организованные преступные группировки установили талисман для своей внутренней кампании по дезинфекции на LINE с помощью наклеек с изображением Kowamote, персонажа из популярной полосы манги о якудза, которого изображают улыбающимся, когда он моет руки.
Группы якудзы также боролись с распространением вводящих в заблуждение (фейковых) новостей.
Второй раздел. Системное видение организованной преступности в период пандемии и пост – пандемии
В новом докладе Европола «После пандемии: как COVID – 19 влияет на ландшафт организованной преступности в ЕС» (от 30 апреля 2020 года) оценивается влияние пандемии на трёх этапах: текущем, среднесрочном и долгосрочном. В докладе прогнозируются угрозы, которые окажут оперативное воздействие на правоохранительные органы по всей Европе. Европол также выделяет пять ключевых факторов, которые влияют на организованную преступность во время и после пандемии (думается, что эти этапы и факторы относятся не только к ЕС – В.О.).
Этап 1 — текущая ситуация
Усилия Европола по мониторингу для понимания воздействия серьезной и организованной преступности в ЕС до сих пор были сосредоточены на непосредственных событиях после вспышки COVID-19 и введении карантинных мер. На этом этапе наиболее заметно проявляли себя киберпреступность, мошенничество и торговля контрафактной продукцией.
Этап 2 — среднесрочная перспектива
Ослабление мер по локализации приведет к возвращению преступной деятельности на прежние уровни с использованием тех же видов деятельности, что и до пандемии. Однако эта пандемия, вероятно, создала новые возможности для преступной деятельности, которая будет использоваться после окончания нынешнего кризиса. Ожидается, что экономические последствия пандемии и деятельность тех, кто стремится ее использовать, начнут проявляться только в среднесрочной фазе и, вероятно, не будут полностью проявляться до более долгосрочного периода. Некоторые из соответствующих областей организованной преступной деятельности.
1. Отмывание денег. Пандемия и ее экономические последствия окажут значительное давление на финансовую систему и банковский сектор. Органы по борьбе с отмыванием денег должны быть бдительными и должны ожидать попыток организованных преступных групп использовать нестабильную экономическую ситуацию для отмывания денег. Компании-подставные лица: преступники, вероятно, будут активнее использовать подставные компании и компании, базирующиеся в оффшорных юрисдикциях со слабой политикой по борьбе с отмыванием денег, на стадии размещения для получения денежных вкладов, которые впоследствии переводятся в другие юрисдикции.
Секторы недвижимости и строительства станут еще более привлекательными для отмывания денег как с точки зрения инвестиций, так и в качестве оправдания для движения средств.
Для информации:
6 апреля 2020 года FATF (Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force) призвала правительства стран сотрудничать с финансовыми учреждениями и представителями частного сектора, чтобы использовать гибкость, заложенную в риск-ориентированном подходе, для решения проблем, связанных с пандемией COVID-19, сохраняя готовность оперативно реагировать на возникающие риски незаконной финансовой деятельности.
Руководство FATF полагает, что количество преступлений в киберпространстве, сборов средств для фиктивных благотворительных организаций, случаев мошенничества в медицинской сфере, приводящих к невинным жертвам, вероятно, возрастет, поскольку преступники пытаются извлечь выгоду из пандемии, используя нуждающихся в срочной помощи людей, злоупотребляя отзывчивостью широкой общественности, распространяя дезинформацию о COVID-19. Ситуацию со сбором средств могут использовать и террористы.
С активным введением по всему миру строгих мер социального дистанцирования, включая самоизоляцию, личное присутствие физических лиц при осуществлении банковских операций и оказании им других финансовых услуг становится нежелательным, так как повышает угрозу заражения.
FATF призывает страны активнее использовать возможности цифровой идентификации личности для содействия финансовым транзакциям и контроля за рисками отмывания преступных денег и финансирования терроризма во время кризиса на основе недавно разработанного ею руководства. Использование этого подхода гарантирует повышенную безопасность, конфиденциальность и удобство удаленной идентификации лиц как на этапе их регистрации, так и в ходе проведения последующих транзакций.
2. Незаконное передвижение через границы мигрантов. Хотя экономические последствия кризиса COVID-19 в Европе еще не ясны, ожидается, что воздействие на экономику развивающихся стран, вероятно, будет еще более серьезным. Длительная экономическая нестабильность и постоянное отсутствие возможностей в некоторых африканских экономиках могут спровоцировать еще одну волну нелегальной миграции в ЕС в среднесрочной перспективе.
Миграционные потоки были уменьшены во время блокировки COVID-19. Уменьшение путешествий и движений, вероятно, приведут к увеличению перемещений нелегальных мигрантов. Могут произойти дальнейшие изменения в наиболее распространенных способах контрабанды мигрантов: от пересечения зеленых границ между пунктами пересечения границы до всё более широко используемого сокрытия в транспортных средствах — пересечения внешней границу ЕС в пунктах пропуска. ОПГ, организующие нелегальную миграцию, могут прибегнуть к мерам по ограничению количества ввозимых нелегальных мигрантов, чтобы поднять цены на криминальные услуги.
Этап 3 — долгосрочное воздействие
Организованная преступность хорошо адаптируется и продемонстрировала способность извлекать долгосрочные выгоды из кризисов, таких как конец холодной войны или глобальная экономическая ситуация в 2007 и 2008 годах.
Сообщества, особенно уязвимые группы, как правило, становятся более доступными для организованной преступности во время кризиса. Экономические трудности делают сообщества более восприимчивыми к определенным предложениям, таким как более дешевые контрафактные товары или вербовка для участия в преступной деятельности.
ОПГ мафиозного типа, скорее всего, воспользуются кризисом и сохраняющимися экономическими трудностями, нанимая уязвимых молодых людей, участвуя в акциях, вымогательстве и вымогательстве.
Организованная преступность не возникает изолированно, и состояние экономики в целом играет ключевую роль. Кризис часто приводит к изменению потребительского спроса на виды товаров и услуг. Это приведет к сдвигам на криминальных рынках.
Факторы, оказывающие существенное влияние на организованную преступность во время пандемии COVID-19
Ряд факторов формируют преступное поведение и создают уязвимости. Основываясь на опыте, приобретенном во время предыдущих кризисов, важно отслеживать эти факторы, чтобы предвидеть события и получать предупреждающие сигналы.
А. Операции в Интернете. Всё больше людей проводят значительную часть времени в Интернете в течение дня для работы и отдыха во время пандемии, что привело к увеличению векторов атак и возможности запуска различных типов кибератак, схем мошенничества и других действий, ориентированных на обычных пользователей.
Б. Спрос и нехватка определённых товаров, особенно товаров медицинского назначения и оборудования. Этот фактор является движущей силой значительной части преступных действий в сфере контрафактных и некачественных товаров и мошенничества.
В. Способы оплаты. С переходом экономической деятельности на онлайн-платформы безналичных транзакций становится все больше, растёт их объем и частота.
Для информации:
Федеральное бюро расследований (ФБР) США на своем официальном сайте сообщило о росте количества случаев мошенничества с применением криптовалют на фоне пандемии коронавируса.
Это связано с распространением цифровых денег, они все больше используются крупными и мелкими фирмами в качестве средства оплаты, уточнили в ведомстве.
Например, преступники могут требовать выплату в биткоинах, угрожая жертве заразить ее и ее семью коронавирусом, написали представители ФБР. Они добавили, что другой способ вымогательства — сбор пожертвований в криптовалюте якобы благотворительными организациями.
В ФБР предупредили, что мошенники также могут выдавать себя за представителей интернет-магазинов и продавать продукты первой необходимости, которых нет в наличии ввиду дефицита. Однако, как правило, ни товаров, ни самих магазинов в действительности не существует, пояснили специалисты.
Г. Экономический спад. Потенциальный экономический спад особенно сильно повлияет на ситуацию с организованной преступностью. Экономическое неравенство в Европе делает организованную преступность более «социально приемлемой», поскольку ОПГ будут все больше проникать в экономически ослабленные общины, чтобы изображать из себя поставщиков услуг (что было указано в первом разделе – В.О.).
Д. Растущая безработица и сокращение законных инвестиций. Этот фактор может открыть более широкие возможности для преступных групп, поскольку отдельные лица и организации в частном и государственном секторах становятся более уязвимыми для компромисса. Повышение социальной терпимости к контрафактным товарам и трудовой эксплуатации может привести к недобросовестной конкуренции, более высокому уровню проникновения организованной преступности.
Это в конечном итоге ведёт к массовой, теневой, незаконной деятельности, которая может составить значительную долю ВВП.
http://zavtra.ru/blogs/mafiya_i_pandemiya