COVID -19 и право
когда право экстремальной ситуации превращается в повседневное
Всё идёт к тому, что временные меры по ограничению прав граждан, которые введены во всех странах мира в связи с пандемией COVID – 19, становятся новой нормальностью.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что пандемия коронавируса в мире далека от окончания, несмотря на то, что во многих странах число заражений идёт на спад.
«Нам предстоит долгий путь. Этот вирус будет с нами ещё долго», — заявил глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус на пресс-конференции 22 апреля 2020 года.
По его словам, в то время как в странах Западной Европы ситуация стабилизируется, тревожный рост числа заражений наблюдается в Африке, Центральной и Южной Америке, а также в Восточной Европе.
Вирус по-прежнему очень опасен, и, по оценкам ВОЗ, риску подвержена большая часть населения по всему миру. По словам Гебреисуса, новая вспышка заболевания может начаться в любой момент.
Уголовное право против вируса
С тех пор как в январе 2020 года Китай ввел карантин в провинции Хубэй, многие другие государства последовали его примеру, приняв некоторые виды карантинных и/или социальных мер дистанцирования.
Некоторые государства (Италия, Израиль, Аргентина, Норвегия, Канада, Болгария, Объединенные Арабские Эмираты, Канада, Россия и др.) обратились к уголовному законодательству для обеспечения выполнения некоторых из этих мер в своих ответах на COVID-19.
В США ещё в марте 2020 года министерство юстиции объявило, что за «целенаправленное распространение и заражение» COVID-19 или угрозы таких действий могут быть предъявлены меры ответственности в соответствии с федеральными законами о терроризме. В целях реализации такого подхода в штате Флорида генеральный прокурор штата обвинил в терроризме мужчину, плюнувшего в рот женщине — полицейскому и крикнувшему ей, что у него коронавирус.
Обеспокоенные правоведы — правозащитники на многочисленных интернет – форумах, которые проводятся сейчас по всему миру, постоянно призывают правительства и законодательные органы разных стран к ограничению репрессивных мер уголовно — правового воздействия. При этом чаще всего призывают «извлечь уроки» из реагирования на туберкулёз.
Логика их такова: хотя туберкулез является заразной болезнью, он излечим при выявлении и надлежащем лечении. Тем не менее может возникнуть необходимость изолировать человека с активным туберкулезом для предотвращения дальнейшей передачи. Эффективные ответные меры на туберкулез, как и другие инфекционные заболевания, основаны на добровольном, автономном и осознанном принятии решений для профилактики, лечения и ухода. В большинстве случаев люди с активным туберкулезом добровольно придерживаются назначенного лечения. Даже для людей, которые изначально не хотят соглашаться на изоляцию, вовлечение пациентов, консультирование и социальная поддержка, как правило, разрешат ситуацию.
Это мнение юристов. Но, по мнению врачей, сравнение этих болезней по их характеристикам и, особенно, по скорости и охвату заражением, неуместно. Поэтому объективно введение принудительного карантина и жестких мер правовой ответственности, вплоть до уголовной за его нарушение, может быть оценено как оправданное законодательное решение.
Вирус в тюрьмах
Часто на международных юридических онлайн форумах ставится вопрос о том, что пандемия COVID-19 может служить поводом для широкого, массового освобождения осуждённых. В ряде стран частичное освобождение, перевод содержание осужденных вне мест лишения свободы уже произошло. Однако, если речь идёт о ещё более широком освобождении, то здесь важно сначала установить чёткие критерии для такого выпуска на свободу.
В Соединенном Королевстве Верховный суд в апреле 2020 года отклонил призывы освободить сотни задержанных за преступления мигрантов, которые, по словам адвокатов и правозащитников, подвергаются риску в связи с COVID-19, находясь за решеткой. В решении суда сказано, что любые подобные шаги должны оцениваться с учетом характера и тяжести преступлений, за которые содержится под стражей либо осуждено данное лицо, и любая общая позиция для массового освобождения заключенных может считаться совершенно несоразмерной и несправедливой.
Ни одно государство, действующее разумно, не будет просто массово освобождать лиц, осужденных за насильственные и/или тяжкие преступления, без учёта связанных с этим рисков. Как таковые, в первую очередь необходимо рассматривать меры, учитывающие безопасность и благополучие населения.
25 марта 2020 года Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала правительства принять срочные меры для защиты здоровья и безопасности всех лиц, содержащихся под стражей и в других закрытых учреждениях. 27 марта 2020 года по этим вопросам выпущено временное руководство Управления Верховного комиссара по правам человека и ВОЗ. Рекомендовано рассмотреть возможность освободить пожилых больных и осужденных за «неопасные преступления».
Кибернадзор
В то время как пакет чрезвычайных мер имеет тенденцию варьироваться, правительства многих стран все чаще обращаются к целому ряду новых инструментов кибернадзора, которые полагаются на личные данные о местонахождении и широко используют аналитику больших данных (БД) для выявления закономерностей в движении людей, распространения предупреждений о вреде для здоровья в определенных местах.
В Китае, например, новая система под названием «Код здоровья» в настоящее время внедряется по всей стране и входит в так называемую систему «Социального кредита» (тотального цифрового контроля за обществом, где каждый гражданин получает социальные рейтинги в зависимости от результатов электронного слежения за его жизнедеятельности). Система использует огромное количество мобильных данных и точек географического местоположения, собранных китайскими технологическими компаниями, для картирования горячих точек вспышки заболевания, а затем назначает пользователям один из трех цветовых кодов — зеленый, желтый или красный — на основе их истории путешествий, времени, проведенного в горячих точках заражения, и подверженности потенциальным вирусоносителям. Важно отметить, что приложение не только отображает состояние здоровья пользователей и определяет, могут ли они свободно перемещаться, но также делится информацией с полицией, устанавливая шаблон для новых форм автоматизированных социальных сетей.
В Южной Корее органы здравоохранения рассылают «тексты с инструкциями по безопасности» для общественности с подробным описанием перемещения людей, у которых недавно был диагностирован этот вирус. Хотя в текстах не указываются имена пациентов, они включают личную информацию, такую как пол и возраст, а также данные о местонахождении, которые иногда позволяют выявить подробности даже их интимной жизни.
Проблема кибернадзора в последнее время опережает все другие вопросы, обсуждаемые в рамках дискуссий о противодействии пандемии на интернет – форумах юристов, а также специалистов в области информационной безопасности.
Нередко отмечается, что перспектива подвергнуться надзору за местонахождением может удерживать определенных лиц от обращения за медицинской помощью, будь то во избежания смущающих откровений или из-за опасений депортации (для мигрантов). Особую тревогу вызывает то, что всякий раз, когда правительства собирают персональные данные в крупном масштабе, неизбежно возникает риск того, что эти данные могут быть неправильно использованы государственными служащими, украдены преступниками или спецслужбами других стран либо использованы для других, например, маркетинговых целей.
Иногда ставится под сомнение сама эффективность систем наблюдения за местонахождением. В частности, ряд международных экспертов отмечает, что существует ограниченное количество доказательств того, что данные о перемещении или местонахождении оказались полезными в борьбе и прогнозировании распространения предыдущих заболеваний, таких как Эбола и респираторный синдром на Ближнем Востоке (MERS).
Учитывая предстоящий длительный период использования инструментов кибернадзора (исходя из последних прогнозов ВОЗ по поводу развития пандемии) целесообразно с большим вниманием отнестись к рекомендациям международных экспертов о создании доступной и понятной для населения международно – правовой и национально – правовой базы по использованию кибернадзора в борьбе с пандемией.
http://zavtra.ru/blogs/covid_-19_i_pravo