РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА
«Научно-методическое обеспечение противодействия коррупции и экономической преступности: опыт международного сотрудничества»
при поддержке Союза криминалистов и криминологов
(г. Псков, 21 мая 2019 года, СРК «Простория», «Научный театр»)
Цель Форума:
— разработка предложений по совершенствованию организационно-правовых основ международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции и борьбы с экономической преступностью.
Задачи Форума:
— обсуждение перспектив международного сотрудничества ученых-правоведов стран Ганзейского союза и иных государств в сфере противодействия коррупции и экономической преступности;
— вовлечение представителей научного юридического сообщества в просветительскую, консультационную деятельность муниципалитетов, входящих в Ганзейский союз Нового времени;
— подготовка и принятие резолюции по международному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции и экономической преступности.
Векторы обсуждения на Форуме:
— государственный потенциал организационно-правового обеспечения противодействия коррупции в России и зарубежных странах;
— причины и условия правового и научно-методического характера, способствующие формированию безопасного экономического пространства;
— транснациональный характер экономической преступности.
Участники Международного криминологического форума «Научно-методическое обеспечение противодействия коррупции и экономической преступности: опыт международного сотрудничества» (далее – Форум), проведенного при поддержке Союза криминалистов и криминологов, обсудив теоретико-правовые проблемы правового воздействия на коррупцию и экономическую преступность, а также практические вопросы, связанные с новыми тенденциями в развитии действующего законодательства в рассматриваемой сфере деятельности, констатируют:
— коррупция деформирует отношения власти и граждан во многих сферах экономического и социального развития, в конечном счете, ее проявления наносят существенный вред в каждой стране;
— имплементация международных антикоррупционных стандартов позволила евразийским странам сформировать современное антикоррупционное законодательство, которое нуждается в постоянном совершенствовании с учетом трансформации коррупции и экономической преступности и специфики ее проявления в различных странах;
— национальное правовое регулирование противодействия коррупции и экономической преступности в своем развитии в евразийских странах фактически преодолело два этапа:
а) имплементацию международных стандартов и становление антикоррупционного законодательства;
б) инкорпорацию антикоррупционных норм в отрасли публичного и частного права.
— в современный период времени в странах Европы появились новые тенденции, связанные с систематизацией и модернизацией законодательства о противодействии коррупции и экономической преступности;
— некоторые запреты и ограничения, установленные в целях противодействия коррупции и экономической преступности, претерпели в своем развитии настолько существенные изменения, что их реализация в полном объеме оказалась затруднительной;
— кроме репрессивной составляющей арсенал противодействия коррупции необходимо пополнять мерами, которые стимулируют позитивное антикоррупционное поведение граждан и организаций;
— попытки расширить сферу воздействия на служебное поведение, иногда оборачиваются вмешательством в личную жизнь; жесткие меры по установлению прозрачности имущественного положения не всегда приводят к позитивному результату.
Участники Форума в целях противодействия коррупции и экономической преступности пришли к следующим выводам и рекомендациям.
1. Развитие законодательства евразийских государств по противодействию коррупции и экономической преступности требует решения следующих задач:
а) разработка научно-обоснованной концепции модернизации законодательства о противодействии коррупции и экономической преступности в странах ЕврзАзЭС;
б) определение направлений систематизации антикоррупционного законодательства о противодействии коррупции, включая укрупнение базового Федерального закона о противодействии коррупции с учетом международно-правовых обязательств и опыта зарубежных стран по следующим направлениям:
— консолидация и дифференциация запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и экономической преступности в отношении отдельных категорий лиц;
— разработка и внедрение новых правовых стимулов добросовестного служебного поведения;
— расширение использования информационных технологий в целях упрощения антикоррупционного контроля и управления рисками;
— разработка норм об просвещении и пропаганде в рассматриваемой сфере деятельности и др.
в) переход от тотального декларирования доходов и расходов к модели, основанной на риск-ориентированном подходе;
г) расширение перечня видов объектов коррупционного правонарушения, в частности, применительно к нематериальным выгодам;
д) создание необходимых правовых условий и инфраструктуры для организации независимой антикоррупционной экспертизы;
е) дальнейшая институционализация и правовая регламентация социального контроля в сфере противодействия коррупции и экономической преступности.
2. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений об имущественном положении лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, влечет возникновение нескольких групп рисков: в области личной безопасности указанных лиц;в сфере экономической безопасности организаций; в области информационной безопасности; репутационных рисков.
3. Общий уровень правовой культуры и правосознания, формирование антикоррупционного мировоззрения, а также соблюдение гражданами стандартов поведения может быть повышен за счет включения в комплекс просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и другим преступлениям, следующих мер общесистемного характера:
— разработка и апробирование в регионах научно обоснованной концепции и методики антикоррупционного воспитания и просвещения на разных уровнях образования;
— разработка и введение специальных образовательных программ по антикоррупционному воспитанию и просвещению на всех уровнях образования для различных категорий обучаемых;
— отдельное выделение новой составляющей в механизме правового мониторинга — оценки уровня восприятия коррупции обществом;
— организация прохождения практики будущих государственных служащих в странах, на территории которых успешно реализован опыт противодействия коррупции и экономической преступности;
— разработка серии популярных интерактивных электронных книг и пособий по противодействию коррупции и экономической преступности с разъяснениями основных нормативных правовых актов для различных категорий обучаемых.
4. Достаточно часто проявляются ситуации, когда частные интересы служащих, формально подпадая под законодательное определение конфликта интересов, не наносят существенного вреда охраняемым общественным отношениям. Тем не менее, реализованная в законодательстве большинства евразийских государств, модель предотвращения и урегулирования конфликта интересов требует однозначного отказа от интереса.
В связи с этим актуальной научной задачей видится разработка концепции «сохранения интереса», основанной на достижении разумного баланса между публичными и частными интересами.
5. Законодательством большинства стран Европы практически не регламентированы так называемые предконфликтные ситуации, а также кажущийся или мнимый конфликт интересов, который предполагает ситуацию, когда представление о конфликте интересов складывается в общественном мнении без существования реальных оснований.
В целях недопущения ущерба авторитету органов государственной и муниципальной власти, организаций, а также репутации отдельных должностных лиц таким мнимым конфликтам интересов должна даваться правовая оценка на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
6. В сфере противодействия коррупции и экономической преступности возникает необходимость разработки и применения неправовых средств (этических правил, кодексов корпоративной этики, корпоративного управления). Такие нормы способны дополнить правовые меры, в том числе в вопросах разрешения ситуаций конфликта интересов.
7. Проблемным вопросом является отсутствие должного нормативно-закрепленного определения антикоррупционной экспертизы. Следует учесть, что в некоторых странах СНГ (например, в Белоруссии, в Казахстане и др.) имеется тенденция к возложению функции по проведению антикоррупционной и криминологической экспертизы на специализированные научные учреждения.
Следует рассмотреть вопрос о возможности привлечения заинтересованных научных организаций и образовательных организаций высшего образования к участию в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
8. В субъектах Российской Федерации сформированы значительные по своим масштабам нормативные правовые базы. Ключевую роль в них играют общие комплексные законы субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции.Законодательство в области противодействия коррупции в ряде субъектов Российской Федерации носит разрозненный характер, рассредоточено между рядом законов, что приводит к неоправданному «дроблению» предметов правового регулирования между несколькими законами. В этих условиях необходимо укреплять базовые региональные законы как комплексные регуляторы, что позволит добиться усиления системных характеристик законодательства субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции. Представляется, что в данном случае вполне уместной была бы такая форма компромиссной систематизации, как консолидация законов субъектов Российской Федерации, которая, как известно, сочетает в себе элементы инкорпорации и кодификации.