5 декабря. История криминальных событий

5 декабря 1579 года в полдень пиратская бригантина Френсиса Дрейка «Золотая лань» вступила в гавань Сантьяго (Чили), где стоял на якоре испанский галион «Капитан», известное судно – флагманский корабль экспедиционной эскадры, открывшей за несколько лет до описываемых событий Соломоновы острова. Испанцы приняли англичан за своих, встретили «Золотую лань» приветственной барабанной дробью. Пираты спустили на воду лодку, спокойно пристали к галиону и поднялись на его борт. Корабль был захвачен без единого выстрела. Добыча оказалась богатой: 37 тысяч золотых дукатов, фарфор, серебро, и вдобавок – две тысячи бочонков вина.

Вечером на борту «Золотой лани» был устроен пир в честь удачного начала пиратской кампании…

Когда спустя десять месяцев Френсис Дрейк вернулся на родину, его встретили как национального героя. Тщетно испанский посол в Лондоне требовал от королевы Елизаветы компенсации за учинённый пиратом грабёж. Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, а бриллиантом, который он ей подарил, украсила свою корону. Впоследствии капитан «Золотой лани» был удостоен звания адмирала.

Дрейк стал первым мореплавателем, который обошёл земной шар, сохранив при этом невредимым судно и жизнь большинства матросов (Магеллан, как известно, домой не вернулся). С 1586 по 1595 год Дрейк организовал ещё две пиратские экспедиции в Карибское море, а в промежутке между ними успел принять участие в войне с Испанией. В 1588 году он фактически командовал английским флотом при разгроме «Непобедимой армады». Впрочем, народное признание адмиралу Дрейку принесли вовсе не его пиратские похождения и военные победы. В немецком городе Оффенбурге стоит памятник морскому разбойнику, на нём пират изображён с цветком в руке. Это цветок картофеля. На памятнике надпись: «Сэру Френсису Дрейку, прославленному мореплавателю, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Его дар – великая помощь всем беднякам, драгоценное приношение, облегчающее горькую нужду и тяготы неимущих».

 

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества

 

5 декабря 1791 года умер Вольфганг Амадей Моцарт в бедности и одиночестве, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. По свидетельству медиков, смерть наступила «от лихорадки», однако более точную её причину установить не удалось.

Немедленно родилась версия, что Моцарта отравили. Жена композитора Констанца рассказывала своему второму мужу Ниссену, что Моцарт дважды говорил ей о своей скорой смерти, поскольку ему дали яд. Фармацевты считают, что это было вещество Aqua Tofana – смесь из бледно-серого мышьяка, окиси свинца и серебристой сурьмы. В ХVIII веке подобный яд считался необнаружимым: его действие проявлялось лишь спустя несколько месяцев после попадания в организм. Более убедительной и логичной, нежели «классическая» версия об отравителе-Сальери (см. 18 мая 1997 г.), большинству исследователей представляется сегодня другая версия, называющая виновником гибели Моцарта некоего Франца Хофдемеля, венского юриста и масона, с которым композитор близко сошёлся в последние годы. Жена Хофдемеля 23-летняя красавица-пианистка Магдалена была ученицей и любовницей Моцарта. 6 декабря 1791 года, когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на неё с бритвой в руке, нанёс раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и её годовалого ребёнка спасли ей жизнь: на шум сбежались соседи Хофдемелей. Вечером Франц заперся в кабинете и перерезал себе бритвой горло.

Чтобы не раздувать скандала из неприятной истории, в которой оказался замешан высокий сановник масонской ложи и член Королевского суда, власти распорядились похоронить Хофдемеля, как добропорядочного гражданина Вены, в дубовом гробу и в отдельной могиле, а не в общей яме, как хоронили обыкновенно самоубийц.

В 1984 году английский врач Питер Дэвис, тщательно проанализировав историю болезни Моцарта, пришёл к выводу, что причиной смерти композитора стало «сочетание почечной недостаточности, стрептококковой инфекции и хронической бронхопневмонии». Всё это сопровождалось «депрессией, изменением личности и бредовыми состояниями», объясняющими мрачное убеждение Моцарта в том, что его отравили и что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначался для его собственных похорон.

 

Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.

This entry was posted in 1. Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.