«Мы будем добиваться полного оправдания»: лениногорскую «Братву» не признали ОПС
Судья, отправивший за решетку ОПГ «Мебелька», приговорил 15 подсудимых к 165 годам колонии за убийство рэкет и вымогательство
Адвокаты «Братвы» могут праздновать скромную победу — Верховный суд РТ внял их доводам, что 15 представителей лениногорского преступного мира не являются преступным сообществом. Двое попали под амнистию, у одного истек срок привлечения к ответственности, но остальные провинциальные боксеры-гопники тем не менее получили внушительные сроки. О том, как 7 часов зачитывался приговор по делу, прославившему нынешнего шефа челнинской полиции Надира Закирова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне Верховный суд РТ поставил точку в деле лениногорской «Братвы» со стандартным для 90-х «набором»
420 МИНУТ ОГЛАШЕНИЯ ПРИГОВОРА
Накануне Верховный суд РТ поставил точку в деле лениногорской «Братвы» со стандартным для 90-х «набором» преступлений – вымогательство, насилие, убийство и организация преступного сообщества. Суд решил участь 15 подсудимых: 33-летнего Максима Ионова, 28-летнего Константина Карнаухова, 27-летних Игоря Гончаренко и Николая Кулигина, 26-летних Александра Арзамасова, Владимира и Николая Савельчева, 25-летнего Виктора Алексеева, 23-летних Ильсура Ялакова и Айнура Гарифуллина, а также 22-летних Исмагила Валеева, Андрея Елистратова, Максима Краюшкина и Ирека Садриева и А. Мишина.
Процесс стартовал в марте 2017 года и длился на протяжении 10 месяцев. На оглашение приговора, которое заняло 7 часов, собралось, по подсчетам корреспондента «БИЗНЕС Online», порядка 100 человек. Среди пришедших были родственники и друзья подсудимых, потерпевшие по делу, адвокаты, сотрудники полиции, ОМОН и судебные приставы. Несмотря на предновогоднее настроение, судья Айрат Ибатуллин огласил приговор в полном объеме, а присутствующие были вынуждены слушать решение судьи стоя. Тех, кто пытался присесть, поднимали суровые взгляды приставов. Дождаться оглашения резолютивной части смогли только самые стойкие.
Появившиеся в зале суда родственники старались разглядеть среди обвиняемых «своего». Неподалеку от ближайшей двери можно было увидеть некоторых подсудимых в «аквариуме», они махали руками, улыбались и пытались прочитать слова близких по губам. Супруга одного из братьев Савельчевых посылала мужу воздушные поцелуи. В обеденный перерыв часть родственников пытались передать теплый привет подсудимым, пока другие прощались с обвиняемыми, которые находились под подпиской о невыезде.
По мере того, как судья приближался к концу приговора, в зале сгущалось напряжение, а воздуха становилось все меньше. В последний час стало и вовсе невыносимо: поскольку Верховный суд РТ в будние дни работает до 17:00, кондиционер в зале заседания выключили. Многие родственники подсудимых оказались в предобморочном состоянии, и служитель Фемиды попросил приставов все же включить вентиляцию.
«Боксеров приговорили к реальному сроку в колонии строгого режима»
165 ЛЕТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ВСЕХ
Практически 8 часов, что зачитывал судья приговор, подсудимые переговаривались, шутили и ухмылялись. Но, услышав о сроках заключения, мгновенно притихли и побледнели. Боксеров приговорили к реальному сроку в колонии строгого режима. Так, суд приговорил лидера Ионова к 21 году лишения свободы, Карнаухова – к 19 годам, Арзамасова – к 16 годам, Владимира Савельчева – к 11 годам, его брата Николая – к 8 годам, Алексеева и Ялакова – к 15 годам, Гарифуллина и Мишина – к 14 годам, Исмагила Валеева и Елистратова – к 8 годам, Садриева – к 16 годам, Гончаренко получил 3 года условно. Однако суд освободил его от наказания по амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Под амнистию попал и Кулигин. Еще одного подсудимого, Краюшкина, суд освободил от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Валеев был взят под стражу в зале суда – на молодого человека в сером спортивном костюме надели наручники. Особого удивления у подсудимого приговор не вызвал. К заключению он был готов и даже привез с собой спортивную сумку с вещами, а в обеденный перерыв попрощался со родным. Напоследок молодой человек обнял мать и, по-видимому, свою девушку. Остальные подсудимые после оглашения приговора растерялись и провожали глазами родных. «С Новым годом!» – выкрикнул кто-то из них.
К заключению Исмагил Валеев был готов и даже привез с собой спортивную сумку с вещами, а в обеденный перерыв попрощался с родным
При этом Верховный суд все же оправдал всех обвиняемых по инкриминируемой им ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества или участие в нем»). Очевидно, это можно считать победой адвокатов, которые неоднократно заявляли, что организованного преступного сообщества «Братва» не существовало. Еще одним поражением для гособвинения стало исключение ряда других эпизодов нескольким подсудимым из-за отсутствия состава преступления или истечения срока давности.
Вместе с тем наказание для членов «несуществующей» «Братвы» остается внушительным. Однако представители прокуратуры, также выступившие в конце ноября в прениях сторон, требовали гораздо более сурового наказания. Организаторам и активным участникам банды грозило 24 года лишения свободы с отбыванием первых 10 лет в тюрьме, а оставшейся части срока − в исправительной колонии строгого режима, а также штраф в размере 1,3 млн рублей. Большинство соучастников гособвинение хотело отправить в колонию на срок от 10 до 23 лет со штрафом в размере 300 — 700 тыс. рублей и только одному из подсудимых предполагалось дать 4 года условно. Судя по всему, именно исключение причастности к ОПС значительно скостило сроки подсудимым.
Адвокат Инна Чубаренко, представляющая в суде интересы Ионова, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объявила о планах обжаловать приговор, но уже в 2018 году. «Мы будем добиваться полного оправдания», − заявила Чубаренко. По ее мнению, следствием предъявлено много обвинений, которые, как и «Организация преступного сообщества», могут рухнуть после апелляции.
Подсудимые переговаривались, шутили и ухмылялись
15 ЛЕНИНОГОРСКИХ БОКСЕРОВ
Уголовное дело «Братвы» отправилось в Верховный суд РТ в ноябре 2016 года. Подсудимым были предъявлены обвинения по 10 статьям УК РФ. Первое заседание состоялось в марте этого года под председательством Ибатуллина. Напомним, именно этот судья на 59 лет отправил в колонию строгого режима верхушку ОПГ «Мебелька» за заказные убийства и незаконное хранение оружия.
Раскрытие и уничтожение «Братвы» считается заслугой нынешнего шефа челнинской полиции Надира Закирова. Будучи начальником Лениногорского УВД, он был вынужден бороться не только с бандитами, но и вычищать ряды подчиненных. Как явствует из материалов дела, оказавшихся в распоряжении «БИЗНЕС Online», не последнюю роль в нарастании мощи «Братвы» сыграло наличие «крота» среди полицейских. За попытки убийств, избиения и рэкет никто из входивших в «банду» не привлекался к ответственности − сотрудники МВД оставляли жалобы пострадавших без внимания. Зато члены других ОПГ, которые оказывали сопротивление «Братве», постоянно вызывались в Лениногорский отдел МВД, хоть и оказывались чаще всего потерпевшей стороной.
Как выяснилось, братья Савельчевы поддерживали теплые отношения с другой группировкой под руководством некоего Фларида Ганиева, который был осужден за убийство. Именно у него были связи в правоохранительных органах, в частности, в Лениногорском ОМВД в лице Евгения Баранова − помощника и информатора бандитов. По сведениям «БИЗНЕС Online», за связи с «Братвой» Баранов получил 3 года лишения свободы, отсидел положенное и уже вышел на свободу.
Многие родственники подсудимых оказались в предобморочном состоянии
Как пыталось доказать следствие, группировка образовалась в середине 2005 года после раскола сборища городских подростков и молодежи «Спортсмены». Одним из самых авторитетных «спортсменов» был Ионов, он и создал новую криминальную силу города. В «Братву» с его одобрения вошли братья Савельчевы, которые позже возглавили подразделение «Старшие». Они отвечали за вымогательство денег у предпринимателей для пополнения общака и повышения криминального авторитета Ионова. Подразделение «Молодые» возглавил Карнаухов, в его полномочия входила «грязная» работа – убийства и нападения на участников конкурирующих группировок, охрана собственности лидера.
У «Братвы», считает следствие, была иерархия и четкое распределение обязанностей. Главным местом сходняков молодых людей стал спортзал «Атлант». В нем же Ионов тренировал своих подручных на протяжении четырех лет. Почувствовав себя уверенно ближе к 2010 году, фигуранты дела приступили к повышению авторитета и начали, что называется, «делить асфальт» с конкурентами.
В марте 2010 года к «Братве» обратились предприниматели, платившие им дань. Они попросили разобраться с конкурирующим торговцем. Чтобы не быть опознанными, бандиты надели солнцезащитные очки. Завернув металлические пруты в полиэтиленовые пакеты, Ионов и Карнаухов избили жертву, однако мужчине удалось выжить.
Участники «Братвы» регулярно проводили вылазки с попытками убийств членов соперничающей группировки – тех самых «Спортсменов». В основном они завершались неудачами. Ионов не вооружал своих воспитанников ничем серьезнее арматуры или ножа. Первая крупная драка со «Спортсменами» произошла 6 марта 2012 года, а через месяц бандиты повредили автомашину «ВАЗ-2115», совершив покушение на убийство одного из участников конкурирующей группировки.
Участники «Братвы» регулярно проводили вылазки с попытками убийств членов соперничающей группировки – тех самых «Спортсменов»
БОЙНЯ С ОБРЕЗКАМИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ
Особых проблем с финансами у «Братвы» не было. Свидетели по делу называют спонсором кровавых боксеров некоего Радика Кашапова, известного по прозвищу Бампер. В свое время он спонсировал ОПГ «Спортсмены» в обмен на решение вопросов с конкурентами, а затем, когда Ионов создал «Братву», давал заказы уже ему. В уголовном деле фигурирует эпизод, связанный с давлением на предпринимателей. В декабре 2012 года Ионов с Карнауховым избили Игоря Орленко, который пытался продать автобазу. По показаниям свидетелей, нападение было совершено по указу Кашапова, которому бизнесмен перешел дорогу. Еще один эпизод касается вымогательства у предпринимателя Василия Матвеева, которого нападавшие вывезли в безлюдное место и избили.
Общаком «Братвы» занимался Гончаренко, организовавший в 2013 году два салона, где проводились азартные игры через интернет. Ежедневная выручка от игорной деятельности составляла около 20 тыс. рублей. Но главным источником пополнения общака был рэкет. Бандиты вымогали деньги у торговцев арбузами на рынке Лениногорска, а также у таксистов и предпринимателей. Схема чаще всего была классической: одно крыло «Братвы» искусственно создавало проблемы предпринимателям, а другое успешно их решало в обмен на часть прибыли.
Два громких убийства группировщики совершили в бойне на улице Садриева, возле магазина «Кедр». По версии следствия, лидер бандитов поручил убить трех «спортсменов». Орудуя обрезками металлических труб, члены банды убили 21-летнего Максима Шмелькова, а через несколько дней скончался в больнице 20-летний Сергей Егоров. Драка прекратилась, когда жильцы ближайшего дома пригрозили вызвать полицию, поэтому третьему потерпевшему, Яруллину, удалось выжить. Убийство Шмелькова и Егорова всколыхнуло Лениногорск, в соцсети «ВКонтакте» были созданы группы «Убийцы Лениногорска» и «Отморозки Лениногорска».
Среди пришедших были родственники и друзья подсудимых, потерпевшие по делу, адвокаты, сотрудники полиции, ОМОН и судебные приставы
В ходе следствия соучастники свою вину не признали. Все, кроме четверых подсудимых, были заключены под стражу. Всего в отношении подозреваемых было возбуждено более десятка уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями ст. 105 («Убийство»), ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), ст. 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), ст. 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), ст. 167 («Умышленные уничтожение или повреждение имущества»), ст. 179 («Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения»), ст. 213 («Хулиганство») Уголовного кодекса РФ. Также в отношении участников «Братвы» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»), но обвинение, как уже было сказано, не устояло в суде.
https://m.business-gazeta.ru/article/368524